Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы всесторонний анализ сущности предпринимательства и выявление его роли в экономической жизни общества, как в теоретическом, так и практическом.
При написании работы автором поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность предпринимательства;
* показать место предпринимательства в системе рыночных отношений;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса
1.1. Предпринимательство как экономическая категория
1.2. Специфика малого предпринимательства
1.3. Зарубежный опыт малого предпринимательства
Глава 2. Анализ положения малого бизнеса в современной России
2.1. Становление и деятельность предпринимательства в РФ
2.2. Оценка положения малого бизнеса в РФ
2.3. Особенности малого бизнеса в г. Калуге и его стимулирование
Глава 3. Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития
3.1. Основные направления развития малых предприятий в России
3.2. Перспективные направления государственной поддержки малого бизнеса в России
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса в г. Калуге 2003г
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА -Малый бизнес как составная часть рыночной экономики.docx

— 74.81 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса 

1.1. Предпринимательство как экономическая категория 

1.2. Специфика малого предпринимательства 

1.3. Зарубежный опыт малого  предпринимательства 

Глава 2. Анализ положения малого бизнеса в современной России 

2.1. Становление и деятельность  предпринимательства в РФ 

2.2. Оценка положения малого  бизнеса в РФ 

2.3. Особенности малого  бизнеса в г. Калуге и его  стимулирование 

Глава 3. Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития 

3.1. Основные направления  развития малых предприятий в  России 

3.2. Перспективные направления  государственной поддержки малого  бизнеса в России 

3.3. Государственная поддержка  малого бизнеса в г. Калуге 2003г 

Заключение 

Литература

Введение

В данной работе будет рассмотрена проблема содержания малого бизнеса. Актуальность выбранной темы обусловлена рядом причин:

Для экономики деятельность малых предприятий является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся в процессе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малых предприятий должно быть основой специальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Поэтому изучение проблемы становления и деятельности малых предприятий является особенно значимым и не теряет своей актуальности.

В данной работе предпринята попытка осветить отдельные аспекты указанной проблемы.

Объектом исследования в представленной работе выступает малый бизнес.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на функционирование предпринимательство и основные направления их стимулирования.

Цель работы всесторонний анализ сущности предпринимательства и выявление его роли в экономической жизни общества, как в теоретическом, так и практическом.

При написании работы автором поставлены следующие задачи:

* раскрыть сущность предпринимательства;

* показать место предпринимательства  в системе рыночных отношений;

* осветить становление  и деятельность российских малых  предприятий; выделить проблемы, с  которыми малые предприятия сталкиваются  в процессе своего функционирования;

* проанализировать необходимость  и способы поддержки малого  бизнеса со стороны государства  в России и Калужской области;

* рассмотреть перспективы  дальнейшего развития малых предприятий  на российской почве.

Работа написана на основе анализа экономических работ обобщающего характера, а также специализированных работ, освещающих деятельность собственно малых предприятий, в работе также использованы данные, полученные из периодической печати.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ, систематизация, обобщения, логических выводов и др.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса

1.1. Предпринимательство  как экономическая категория

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

• обычная прибыль делового человека;

• излишек над обычной прибылью делового человека.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных  производительных функций, т. е. производство  товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая  фирма или конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических  функций, т. е. оказание услуг, связанных  с продвижением товара на рынок  и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от  непосредственного производителя  такого товара его потребителю.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует раз­витию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего, потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торгов­ли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Глав­ное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

1) к увеличению производительности  труда непосредственных производителей  товаров на основе углубления  специализации;

2) к ускорению темпов  оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению товарных  рынков до объективно требуемых  размеров и функционированию  непосредственных товаропроизводителей  в соответствии с интересами  конечных потребителей (поскольку  посредник специализируется главным  образом на изучении потребительского  спроса и заказе или приобретении  только той продукции, потребительский  интерес к которой он уже  выявил; любую продукцию, производимую  непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:

1) традиционалистский характер (радиционалистское предпринимательство),

2) инновационный характер (инновационная предпринимательская  деятельность, инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и постав­ка на рынок традиционных товаров осуществляется также с ис­пользованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

Из трактовки понятия "предпринимательская деятельность", данной в ГК РФ (п. 1 ст. 2), вытекает несколько характерных особенностей предпринимательства:

* это самостоятельная  деятельность дееспособных граждан  и их объединений;

* это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих  способностей и удовлетворение  общественных потребностей;

* рисковый характер предпринимательства;

* это процесс (не разовая  сделка!), направленный на систематическое  извлечение прибыли (организованная  деятельность на постоянной основе);

* это законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, зарегистрированными  в качестве индивидуальных или  коллективных предпринимателей  в установленном гражданским  законодательством порядке;

* целью предпринимательства  является организация производства  товаров, их продажа (реализация) другим  субъектам рынка, выполнение работ  и оказание разнообразных услуг.

Определенный интерес представляет характеристика понятия предпринимательства и предпринимателей по словарю В. Даля. В нем слово "предпринять" разъясняется как "затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного". Предпринимателя (предприимчивого торговца) в Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля характеризуют как "склонного, способного к предприятиям, крупным обо­ротам, смелого, решительного, отважного на дела этого рода" и "предприниматель — предпринявший что-либо".

 

В "Энциклопедическом словаре Габлера указывается: "Предприниматель — лицо, которое основало успешно работающее предприятие и/или которое самостоятельно осуществляет руководство предприятием, а также несет ответственность по его долгам и иным рискам личным имуществом и вложенным капиталом"1.

Предпринимательство необходимо рассматривать как экономическую категорию, метод хозяйствования и тип экономического мышления. Каждая из составляющих обладает определенными качественными особенностями.

По параметру юридического статуса различают предпринимательство, осуществляемое собственником (большинство видов малого бизнеса), и предпринимательство на основе делегирования собственником полномочий.

Объектом предпринимательской деятельности является определенная деятельность. Соответственно этим положениям выделяется производственное, коммерческое и финансовое предпринимательство. Исходя из критерия масштабов предпринимательства различают такие его разновидности, как малое, среднее и крупное. Особенностью объектов. Предпринимательства является постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов, что отличает предпринимателя от обычного хозяйственника. Предприятие всегда определенным образом организуется, принимая конкретные формы.

По степени новизны, наличия творческого подхода к предпринимательству его делят на инновационное (новаторское), имитационное (инициативное, наступательное заимствование нововведений) и рутинное (репродуктивное)

В соответствии с действующим порядком в стране и практикой правомерно вести речь о законном и незаконном предпринимательстве.

Для предпринимательства как метода хозяйствования характерными являются такие признаки, как самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель должен быть свободен в принятии хозяйственных решений. Что, как и сколько производить, у кого докупать, кому и по какой цене продавать — все эти вопросы предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Следовательно, предприниматель свободен от вышестоящих инстанций, административного принуждения и зависим от рынка, от его жестких требований.

С самостоятельностью непрерывно связан принцип экономической заинтересованности. Стремление к максимизации прибыли (дохода) является мощным движущим фактором предпринимательской деятельности. Ради этого организуется дело, и расширяются его масштабы. Преследуя свои интересы, хозяйствующий субъект работает и на общество. На стадии организации предпринимательской деятельности максимизация прибыли имеет решающее значение. Однако в нашей стране уже сейчас многие предприниматели принимают участие в решении социальных проблем общества, выделяют средства на образование, здравоохранение, экологические цели, борьбу с бедностью и др.

Важным признаком предпринимательства являются новаторство, творческий поиск. В условиях конкуренции не представляется возможным, ничего не меняя, добиваться увеличения прибыли за счет роста цен. Успехов добиваются те предпринимательские субъекты, которые обеспечивают высокое качество продукции, постоянно обновляют ее модели и имеют относительно низкие расходы. Поэтому постоянно ведется поиск нового, внедряются современные технологии, совершенствуется организация производства и сбыта. В сфере бизнеса всегда высоко котируется способность к нестандартным решениям, к творческой оценке ситуации.

Информация о работе Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития