Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 00:45, курсовая работа
Цель работы всесторонний анализ сущности предпринимательства и выявление его роли в экономической жизни общества, как в теоретическом, так и практическом.
При написании работы автором поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность предпринимательства;
* показать место предпринимательства в системе рыночных отношений;
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса
1.1. Предпринимательство как экономическая категория
1.2. Специфика малого предпринимательства
1.3. Зарубежный опыт малого предпринимательства
Глава 2. Анализ положения малого бизнеса в современной России
2.1. Становление и деятельность предпринимательства в РФ
2.2. Оценка положения малого бизнеса в РФ
2.3. Особенности малого бизнеса в г. Калуге и его стимулирование
Глава 3. Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития
3.1. Основные направления развития малых предприятий в России
3.2. Перспективные направления государственной поддержки малого бизнеса в России
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса в г. Калуге 2003г
Заключение
Литература
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса
1.1. Предпринимательство как экономическая категория
1.2. Специфика малого
1.3. Зарубежный опыт малого предпринимательства
Глава 2. Анализ положения малого бизнеса в современной России
2.1. Становление и деятельность предпринимательства в РФ
2.2. Оценка положения малого бизнеса в РФ
2.3. Особенности малого бизнеса в г. Калуге и его стимулирование
Глава 3. Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития
3.1. Основные направления развития малых предприятий в России
3.2. Перспективные направления
государственной поддержки
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса в г. Калуге 2003г
Заключение
Литература
Введение
В данной работе будет рассмотрена проблема содержания малого бизнеса. Актуальность выбранной темы обусловлена рядом причин:
Для экономики деятельность малых предприятий является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся в процессе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малых предприятий должно быть основой специальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Поэтому изучение проблемы становления и деятельности малых предприятий является особенно значимым и не теряет своей актуальности.
В данной работе предпринята попытка осветить отдельные аспекты указанной проблемы.
Объектом исследования в представленной работе выступает малый бизнес.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на функционирование предпринимательство и основные направления их стимулирования.
Цель работы всесторонний анализ сущности предпринимательства и выявление его роли в экономической жизни общества, как в теоретическом, так и практическом.
При написании работы автором поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность
* показать место
* осветить становление
и деятельность российских
* проанализировать
* рассмотреть перспективы
дальнейшего развития малых
Работа написана на основе анализа экономических работ обобщающего характера, а также специализированных работ, освещающих деятельность собственно малых предприятий, в работе также использованы данные, полученные из периодической печати.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ, систематизация, обобщения, логических выводов и др.
Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса
1.1. Предпринимательство как экономическая категория
Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).
Целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей.
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
Прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:
• обычная прибыль делового человека;
• излишек над обычной прибылью делового человека.
Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:
1) осуществление
2) осуществление посреднических
функций, т. е. оказание услуг, связанных
с продвижением товара на
Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего, потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.
Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:
1) к увеличению
2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;
3) к насыщению товарных
рынков до объективно
Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:
1) традиционалистский характер (радиционалистское предпринимательство),
2) инновационный характер
(инновационная
Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.
Из трактовки понятия "предпринимательская деятельность", данной в ГК РФ (п. 1 ст. 2), вытекает несколько характерных особенностей предпринимательства:
* это самостоятельная
деятельность дееспособных
* это инициативная деятельность,
направленная на реализацию
* рисковый характер
* это процесс (не разовая
сделка!), направленный на
* это законная деятельность,
осуществляемая как
* целью предпринимательства
является организация
Определенный интерес представляет характеристика понятия предпринимательства и предпринимателей по словарю В. Даля. В нем слово "предпринять" разъясняется как "затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного". Предпринимателя (предприимчивого торговца) в Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля характеризуют как "склонного, способного к предприятиям, крупным оборотам, смелого, решительного, отважного на дела этого рода" и "предприниматель — предпринявший что-либо".
В "Энциклопедическом словаре Габлера указывается: "Предприниматель — лицо, которое основало успешно работающее предприятие и/или которое самостоятельно осуществляет руководство предприятием, а также несет ответственность по его долгам и иным рискам личным имуществом и вложенным капиталом"1.
Предпринимательство необходимо рассматривать как экономическую категорию, метод хозяйствования и тип экономического мышления. Каждая из составляющих обладает определенными качественными особенностями.
По параметру юридического статуса различают предпринимательство, осуществляемое собственником (большинство видов малого бизнеса), и предпринимательство на основе делегирования собственником полномочий.
Объектом предпринимательской деятельности является определенная деятельность. Соответственно этим положениям выделяется производственное, коммерческое и финансовое предпринимательство. Исходя из критерия масштабов предпринимательства различают такие его разновидности, как малое, среднее и крупное. Особенностью объектов. Предпринимательства является постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов, что отличает предпринимателя от обычного хозяйственника. Предприятие всегда определенным образом организуется, принимая конкретные формы.
По степени новизны, наличия творческого подхода к предпринимательству его делят на инновационное (новаторское), имитационное (инициативное, наступательное заимствование нововведений) и рутинное (репродуктивное)
В соответствии с действующим порядком в стране и практикой правомерно вести речь о законном и незаконном предпринимательстве.
Для предпринимательства как метода хозяйствования характерными являются такие признаки, как самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель должен быть свободен в принятии хозяйственных решений. Что, как и сколько производить, у кого докупать, кому и по какой цене продавать — все эти вопросы предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Следовательно, предприниматель свободен от вышестоящих инстанций, административного принуждения и зависим от рынка, от его жестких требований.
С самостоятельностью непрерывно связан принцип экономической заинтересованности. Стремление к максимизации прибыли (дохода) является мощным движущим фактором предпринимательской деятельности. Ради этого организуется дело, и расширяются его масштабы. Преследуя свои интересы, хозяйствующий субъект работает и на общество. На стадии организации предпринимательской деятельности максимизация прибыли имеет решающее значение. Однако в нашей стране уже сейчас многие предприниматели принимают участие в решении социальных проблем общества, выделяют средства на образование, здравоохранение, экологические цели, борьбу с бедностью и др.
Важным признаком предпринимательства являются новаторство, творческий поиск. В условиях конкуренции не представляется возможным, ничего не меняя, добиваться увеличения прибыли за счет роста цен. Успехов добиваются те предпринимательские субъекты, которые обеспечивают высокое качество продукции, постоянно обновляют ее модели и имеют относительно низкие расходы. Поэтому постоянно ведется поиск нового, внедряются современные технологии, совершенствуется организация производства и сбыта. В сфере бизнеса всегда высоко котируется способность к нестандартным решениям, к творческой оценке ситуации.
Информация о работе Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития