Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 00:45, курсовая работа
Цель работы всесторонний анализ сущности предпринимательства и выявление его роли в экономической жизни общества, как в теоретическом, так и практическом.
При написании работы автором поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность предпринимательства;
* показать место предпринимательства в системе рыночных отношений;
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса
1.1. Предпринимательство как экономическая категория
1.2. Специфика малого предпринимательства
1.3. Зарубежный опыт малого предпринимательства
Глава 2. Анализ положения малого бизнеса в современной России
2.1. Становление и деятельность предпринимательства в РФ
2.2. Оценка положения малого бизнеса в РФ
2.3. Особенности малого бизнеса в г. Калуге и его стимулирование
Глава 3. Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития
3.1. Основные направления развития малых предприятий в России
3.2. Перспективные направления государственной поддержки малого бизнеса в России
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса в г. Калуге 2003г
Заключение
Литература
Поддержке малого бизнеса будет способствовать создание обществ- взаимного кредитования, ассоциаций банков, оказывающих услуги малым предприятиям.
Особенно сложное положение у начинающих фирм и предприятий, не располагающих ни предпринимательским проектом, ни стартовым капиталом, ни имуществом для залога, ни возможностями для поручительства мощных предприятий и финансовых структур. Но чтобы получить инвестиции, необходимо доказать, что есть возможности для того, чтобы их эффективно использовать, вернуть деньги инвестору. А для этого нужно научиться грамотно, составлять инвестиционный план. Однако, по данным Центра маркетинговых исследований Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы, из пяти тысяч инновационных проектов, прошедших независимую экспертизу, примерно 80% были признаны неудовлетворительными.
Основные недостатки в практике бизнес-планирования это разнобой в формах представления проектов, обусловленный зачастую субъективным пониманием содержания бизнес-планов разработчиками, а также различная глубина разработки предлагаемых проектов, не связанная с объемами запрашиваемых ресурсов, слабая экономическая проработка в качественном, вариантном и временном аспектах, недостаточность или отсутствие маркетинговых исследований, бездоказательность или безосновательность приводимых оценок возможного сбыта продукции, несоразмерность запрашиваемых ресурсов размерам предприятия или фирмы, величине уставного капитала, собственных средств, имущества или других активов, отсутствие опыта работы, квалифицированного штата работников или реализаторов проекта, залога или гарантий возврата кредитов, низкая рентабельность и длительные сроки окупаемости проектов.
В свою очередь основная задача, стоящая перед структурами, обеспечивающими инвестиционную поддержку малого предпринимательства, - создание условий, для того чтобы инвестиционный процесс стал эффективным. Не секрет, что в администрациях многих регионов отделы, занимающиеся выработкой и реализацией инвестиционной политики, только формируются. Негосударственные структуры, чаще всего консалтинговые фирмы, занимающиеся вопросами разработки бизнес-планов и продвижения инвестиционных проектов, также созданы далеко не везде.
Там же, где такие структуры имеются, их предпочтения остаются на стороне крупных предприятий. В этих условиях попытки инвестирования малого предпринимательства, вероятнее всего, окажутся безуспешными.
Что касается инновационной политики, то и здесь необходимо найти посредника, который объединил бы усилия изобретателя, инвестора и потребителя.
Опыт экспертизы предпринимательских проектов с целью оценки возможностей их инвестирования в России невелик. В условиях централизованной экономики эффективность капитальных вложений не всегда рассматривалась в качестве основного критерия выбора объектов финансирования. С развитием предпринимательства возникла проблема получения финансовых ресурсов под конкретные проекты от сторонних инвесторов. Последнее предполагает отработку навыков составления бизнес-планов, с одной стороны, отвечающих требованиям международной практики, а с другой адаптированных к российским экономическим условиям.
Другая форма поддержки малого бизнеса - выставочная деятельность. В связи с тем, что финансовые возможности малых предприятий, как правило, ограниченны, участвовать в выставках они могут только на льготных условиях. В перспективе будет значительно расширена работа по поиску и отбору высокоэффективных проектных разработок с привлечением региональных фондов и других заинтересованных организаций.
Предполагается также частично коммерциализировать услуги фондов по поиску и привлечению инвесторов, распространению рекламы и т.п. для реализации конкурентоспособных разработок, продукции и услуг, которые могут стать предметом сделок. Следовало бы рассмотреть вопрос о создании под эгидой фондов и в рамках их инфраструктуры предприятий, специализирующихся на организации и проведении выставок.
В структуре инновационной поддержки существует такая организация, как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. 80% средств фонда уходит на поддержку конкретных проектов и производств, 10% на развитие инфраструктуры (бизнес инновационных центров), 10% - на поддержку образовательных проектов.
Сейчас единственная реальная возможность развития малого предпринимательства - сотрудничество со структурами, которые обладают финансами, технологическими возможностями и практикой внедрения инновационных проектов. Мировой опыт показывает, что эффективным средством поддержки рисковых инновационных проектов является создание венчурных фондов, осуществляющих прямые инвестиции в такие проекты и участвующих в их реализации.
Глава 3. Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития
3.1. Основные направления развития малых предприятий в России
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.
Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
* нормативно-правовое;
* финансово-кредитное;
* обеспечение безопасности;
* информационно-техническое;
* организационное;
* кадровое и консультационное обеспечение;
* внешнеэкономическая
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создания равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создания комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально-активных слоев населения.
Для реализации данных мероприятий должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного – отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
В 2003-2004 гг. финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создания благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов.
Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения.
В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия. Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, используется для осуществления региональных инвестиционных программ. Должен действовать механизм размещения среди субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для федеральных государственных нужд.
Спорной является упрощенная система налогообложения.
Введение ставки единого налога - 15% позволяет использовать оставшиеся средства для внедрения новых технологий – приобрести оборудование для производства. Однако упрощенная система налогообложения имеет существенный недостаток, в частности невозможность реализации продукции с налогом на добавленную стоимость для предприятий ведущих традиционную систему учета и налогообложения. Что влечет за собой определенное сокращение сектора сбыта, т.к. многие организации-заказчики, в основном крупные будут вынуждены терять часть своей прибыли в части уплаты НДС при работе с предприятиями, ведущими бухгалтерский учет по упрощенной системе налогообложения. Среди отрицательных моментов налогового законодательства необходимо выделить единый социальный налог, который «душит» предприятия большой ставкой 35,6%.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Однако в связи с введением в действие части второй НК РФ, действующий на момент принятия Закона N 222-ФЗ порядок отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды утратил силу.
3.2. Перспективные
направления государственной
Практически во всех индустриально развитых странах малые предприятия пользуются определенными льготами, им оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и образования небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Без помощи государства малые предприятия не смогут конкурировать с монополиями, овладевшими рынком.
Федеральный закон от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Основными направлениями государственной поддержки на федеральном уровне являются следующие:
* формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
* создание льготных условий
использования субъектами
* установления упрощенного
порядка регистрации субъектов
малого бизнеса, лицензирования
их деятельности; сертификации их
продукции, представление государственной
статистической отчетности; о порядке
внешнеэкономической
* организация подготовки,
переподготовки и повышения
Система поддержки малых предприятий базируется на специальных программах развития и поддержки малого предпринимательства (Федеральные программы, региональные, отраслевые), которые соответственно разрабатывает Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления.
Одним из основных и действенных методов государственного стимулирования малого предпринимательства является система льгот по налогообложению. Законодательство для таких субъектов устанавливает особый порядок налогообложения, освобождения от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты. Законы Российской Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, Фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т.е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).
В систему налоговых льгот для малых предприятий входят также: освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощенный порядок налогообложения и др.
Льготы для субъектов малого бизнеса в области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий на данный момент, но комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:
* Введение ускоренной амортизации;
* Размещение (с июня 1995) не менее 15% государственных заказов на малых предприятиях;
* Кредитование субъектов
малого предпринимательства на
льготных условиях. Это осуществляется
двумя путями: с одной стороны,
за счет средств фондов
* Упрощенный порядок
Кроме этого, для субъектов
малого бизнеса предусматривается поддержка
в их информационном обеспечении, подготовке
кадров, производственно-
Наряду с государственными существуют различные способы поддержи малых предприятий со стороны корпораций, крупных фирм и инвестиционных фондов. К ним, прежде всего, относятся:
1) создание малых фирм
для проверки коммерческих
2) диверсификация бизнеса
– создания крупной
3) создание специальных
лабораторий или фондов для
проведения научно-
4) расширение бизнеса методом франчайзинга (предоставление оборудование, торговой марки и т.п.)
5) частичный уход от
налогов в случае
На современном этапе можно выделить следующие области деятельности, где предпочтительное финансирование малых предприятий:
* переработка
Информация о работе Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития