Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы всесторонний анализ сущности предпринимательства и выявление его роли в экономической жизни общества, как в теоретическом, так и практическом.
При написании работы автором поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность предпринимательства;
* показать место предпринимательства в системе рыночных отношений;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса
1.1. Предпринимательство как экономическая категория
1.2. Специфика малого предпринимательства
1.3. Зарубежный опыт малого предпринимательства
Глава 2. Анализ положения малого бизнеса в современной России
2.1. Становление и деятельность предпринимательства в РФ
2.2. Оценка положения малого бизнеса в РФ
2.3. Особенности малого бизнеса в г. Калуге и его стимулирование
Глава 3. Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития
3.1. Основные направления развития малых предприятий в России
3.2. Перспективные направления государственной поддержки малого бизнеса в России
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса в г. Калуге 2003г
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА -Малый бизнес как составная часть рыночной экономики.docx

— 74.81 Кб (Скачать файл)

К числу признаков предпринимательской деятельности следует отнести постоянный хозяйственный риск и ответственность. В случае организации деятельности без образования юридического лица предприниматель несет ответственность по своим обязательствам, связанным со своей деятельностью всем своим имуществом. Имущественная ответственность юридического лица, в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, установлена либо в объеме всего капитала и личного имущества, либо только в объеме капитала.

При характеристике предпринимательской деятельности важным условием ее успеха являются личность предпринимателя и особенно его экономическое мышление. Поэтому тип мышления предпринимателя отличается от привычного, устоявшегося мышления хозяйственников. Он отличается оригинальностью взглядов и подходов к принятию решений, принимаемых в практике хозяйствования. Особая роль здесь принадлежит умению подчинить деятельность всех работников единой цели, идеалу. Очень важно сделать точный расчет и показать условия достижения поставленных целей. Для этого необходимо постоянно собирать, обрабатывать и использовать соответствующую информацию. Особое значение имеет внедрение открытий.

Все эти принципы закреплены в определении понятие "предпринимательства", которое дается в экономической литературе.

Предпринимательство рассматривается как инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство также ставит целью повышение имиджа, статуса предпринимателя.

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т. п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от форм собственности, объема и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т. д., представляют собой орга­низационно-правовые формы хозяйствования.

Они (формы) позволяют человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным участником производственной, торговой или другой хозяйственной деятельности.

При характеристике предприятий необходимо иметь в виду, что понятие "организационно-правовая форма" и понятие "предприятие" неидентичны. В рамках одного предприятия могут быть объединены в качестве его участников разные формы, а в отдельных организационно-правовых формах можно соединить несколько самостоятельных пред­приятий.

Каждая из правовых форм предприятий имеет различную степень обособления их владельцев, собственников

Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, по­рядок устройства и деятельность предприятий.

Малые предприятия не являются какой-либо организационно-правовой формой. Имеются в виду предприятия с небольшой численностью работников или с небольшим объемом хозяйственного оборо­та. Правовыми формами могут быть хозяйственные товарищества или общества. Выбор наиболее приемлемых орга­низационно-правовых форм осуществляется их учредителями. А понятие "малое предприятие" лишь свидетельствует о величине, масштабе предприятия и необходимости ис­пользования льгот, которые им предусмотрены в действующем законодательстве.

Для этого вида деятельности предусмотрены также такие методы воздействия на развитие и эффективность работы малых предприятий, как льготное налогообложение и страхование, ускоренная амортизация, льготное кредитование субъектов малого предпринимательства, участие этих предприятий в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

Очень важно способствовать в регионах и на других уровнях управления созданию союзов (ассоциации) как общественных объединений субъектов малого предпринимательства в целях создания наиболее благоприятных условий для их развития, добросовестной конкуренции, повышения ответственности, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти.

 

 

1.2. Специфика малого  предпринимательства

Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Децентрализованная рыночная экономика находится под давлением монополизма со стороны крупных объединений и корпораций. В борьбе с ними государственные органы вынуждены поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринимательства. При содействии государства в противовес монопольному диктату гигантов на рынках сбыта появляются тысячи мелких производителей, которые не позволяют монополиям полностью навязать условия производства, и сбыта, а также качество товаров и цены на них.

В Российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения происходили. Например, в 1990г, в 1991г, в 1993г, в 1995г. Федеральных закон РФ «О государственной поддержке малого бизнеса понимает коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющаяся субъектами малого бизнеса, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

* в промышленности – 100 человек 

* в строительстве – 100 человек 

* на транспорте – 100 человек 

* в сельском хозяйстве  – 60 человек 

* в научно-технической  сфере – 60 человек;

* в оптовой торговле  – 50 человек;

* в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения  – 30 человек;

* в остальных отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50 человек.

В нашей стране в соответствии с Законом РФ "О госу­дарственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации" (от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ) под субъек­тами малого предпринимательства понимаются коммерчес­кие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов РФ, общественных и религиозных организа­ций (объединений), благотворительных и иных фондов Не превышает 25%. Доля, принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не может превышать 25%. При этом установлен предельный размер численности работни­ков малых предприятий за отчетный период в промышленности, на транспорте и строительстве — до 100 человек, в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере — до 60, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — до 30 и в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — до 50 человек.

В России в этом отношении также действует количественный критерий (число занятых) и доля участия различных органов, организаций и фондов.

У малого бизнеса проявляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие принципы малого предпринимательства:

* более адаптивные гибкость  и оперативность реагирования  на спрос рынка;

* мобильность при выполнении  работ, связанных с внедрением  новых технических изобретений;

* более экономичное использование  ресурсов, в том числе вторичных;

* снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих  непроизводственных структур;

* наращивание оборота  капитала.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу: ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителю изделиями; ускорить внедрение несложных технических достижений; полнее удовлетворять потребности отдельных отраслей населения в промышленных, строительных и прочих услугах; расширять номенклатуру и качество услуг; наладить выпуск продукции малыми сериями. Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для роста заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

Таким образом, основные преимущества малого бизнеса заключаются, во-первых, в том, что он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна…

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990г. было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в перспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Значение разработок, производимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения вновь рожденного спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем крупных.

Обобщая выше изложенное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщённой все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе также достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа данной фирмы. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников сырья и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике развитых стран не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производственных сил и технологий.

 

 

1.3. Зарубежный  опыт малого предпринимательства

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются вышеперечисленные. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Так, в Европейском сообществе с 1 января 2002 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

* количество занятых работников  до 50 человек;

* годовой оборот менее 4 млн. ЕВРО;

* сумма баланса менее 2 млн. ЕВРО.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятия к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категориям малого бизнеса. Так Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически развитые страны определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 человек как крупные…

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 человек, к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

Информация о работе Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития