Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы всесторонний анализ сущности предпринимательства и выявление его роли в экономической жизни общества, как в теоретическом, так и практическом.
При написании работы автором поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность предпринимательства;
* показать место предпринимательства в системе рыночных отношений;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса
1.1. Предпринимательство как экономическая категория
1.2. Специфика малого предпринимательства
1.3. Зарубежный опыт малого предпринимательства
Глава 2. Анализ положения малого бизнеса в современной России
2.1. Становление и деятельность предпринимательства в РФ
2.2. Оценка положения малого бизнеса в РФ
2.3. Особенности малого бизнеса в г. Калуге и его стимулирование
Глава 3. Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития
3.1. Основные направления развития малых предприятий в России
3.2. Перспективные направления государственной поддержки малого бизнеса в России
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса в г. Калуге 2003г
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА -Малый бизнес как составная часть рыночной экономики.docx

— 74.81 Кб (Скачать файл)

Также в области действуют более 55 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Всего в сфере малого предпринимательства занято более 109,9 тысяч человек, что составляет 23,8% от общей численности занятых в экономике области.

Выпуск товаров и услуг (без НДС и акциза) составил 7,1 млрд. рублей. Около половины этой суммы (43,7%) приходится на малые предприятия, занятые в промышленности. Вырос выпуск товаров и услуг на предприятиях транспорта, строительства, промышленности.

Объем платных услуг, оказанных малыми предприятиями населению (включая НДС), составил 176,9 млн. рублей.

Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях составили 335 млн. рублей и выросли по сравнению с 2001 годом на 12,9%. 70,5% всех вложений произведены на малых предприятиях промышленности и строительства.

В 2002 году была принята областная целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области в 2002 - 2004 годах", в рамках которой проводится ежеквартальный мониторинг состояния субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях области, реализуются мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры малого предпринимательства области, осуществляется информационная поддержка субъектов предпринимательства.

Для снижения и устранения административных барьеров на пути развития малого предпринимательства в июле 2002 года была создана межведомственная комиссия. В комиссию вошли представители территориальных органов федеральных органов власти, осуществляющих контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей, а также иных организаций. Статус комиссии высок. Она создана при главном федеральном инспекторе по Калужской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Итоги работы розничной торговли за 2002 год отмечены рядом положительных тенденций:

- оборот розничной торговли  составил 1259 млн. рублей и вырос  по сравнению с прошлым годом (в сопоставимых ценах) на 11,2%;

- доля продажи продовольственных  и непродовольственных товаров  в структуре оборота розничной  торговли в 2002 году не изменилась  и составила соответственно 51,2% и 48,8%;

- объем продаж продовольственных  товаров в январе - декабре 2002 года  составил 6,2 млрд. рублей, непродовольственных - 5,9 млрд. рублей.

Темп роста (в сопоставимых ценах) объема продаж непродовольственных товаров был выше темпа роста объема продаж продовольственных товаров и составил 113,4% (продовольственных - 109,1%).

Общий объем платных услуг, оказанных населению области в 2002 году, составил 3,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,3% больше, чем в прошлом году. Объем услуг бытового характера составил 494,9 млн. рублей и уменьшился по сравнению с прошлым годом на 3,6%, в основном за счет снижения объемов услуг прачечных, парикмахерских, ателье по ремонту и индивидуальному пошиву одежды, индивидуальному пошиву и вязке трикотажных изделий. В 2002 году несколько снизился удельный вес объемов бытовых услуг, оказанных физическим лицам (33,9% против 38.6% в 2001 году).

Оборот общественного питания в 2002 году увеличился в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом на 7% .

Рост оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг связан с ростом реально располагаемых денежных доходов населения области.

За последние годы в сфере потребительского рынка произошли значительные изменения. Товарная насыщенность потребительского рынка в 2002 году имела устойчивый характер и в полной мере соответствовала платежеспособному спросу населения на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурно - бытового назначения.

С целью обеспечения защиты прав потребителей на потребительском рынке в области с 2002 года проводится сертификация услуг розничной торговли, а с 1999 года сертифицируются услуги общественного питания. По состоянию на 1 января 2003 года сертификацию услуг в области прошли 18,5% предприятий розничной торговли и 25,8% предприятий общественного питания. На семинарах, проводимых органами по сертификации услуг, обучено 4 тыс. человек.

Кроме этого, проведены два семинара: к Всемирному дню защиты прав потребителей и по вопросу "Состояние бытового обслуживания населения на территории области и защита прав потребителей в этой сфере".

В рамках реализации областной целевой программы "Защита прав потребителей" исполнены мероприятия по:

- организации и проведению  независимой экспертизы, направленной  на предупреждение реализации  товаров, выполнение работ и услуг, представляющих опасность для  жизни, здоровья и имущества потребителей;

- организации и проведению  регионального этапа конкурса  на лучшее знание основ законодательства  защиты прав потребителей среди  учащихся и студентов;

- проведению санитарно-гигиенического и бактериологического исследования воды из централизованных систем питьевого водоснабжения, родников, колодцев;

- подготовке и проведению  Всемирного дня защиты прав  потребителей.

Законом Калужской области от 09.02.2002г. N 15-ОЗ "О льготах по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет Калужской области на 2002 год" было предусмотрено предоставление льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, торговым организациям, осуществляющим оптовую реализацию книжной продукции и организациям общественного питания, исключительным видом деятельности которых является организация горячего питания школьников. Для обеспечения оказания социально значимых торговых услуг и услуг бытового характера в ряде муниципальных образований области из местного бюджета возмещаются расходы на доставку товаров в сельские магазины, удаленные от районных центров более чем на 11 км (Барятинский, Козельский, Мещовский районы). Налоговые льготы предоставлялись в Боровском районе, в пос. Мятлево Износковского района.

Для развития торговли, сферы общественного питания, улучшения бытового обслуживания на льготных условиях предоставлялись помещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (Кировский, Боровский, Дзержинский, Спас - Деменский районы, пос. Детчино). В Сухиничском районе предприятиям бытового обслуживания на селе помещения предоставлялись бесплатно.

В рамках "Концепции развития бытового обслуживания населения Калужской области на 1999 - 2003 годы" в областном бюджете предусматривались ассигнования на финансовую поддержку бытового обслуживания на селе. Эти средства были направлены Некоммерческому партнерству "Ремесленная палата Калужской области" на содержание и ремонт автотранспорта, выездное обслуживание, ремонт зданий и сооружений, коммунальные услуги.

С целью повышения культуры обслуживания, профессионализма работников сферы торговли, услуг и общественного питания в муниципальных образованиях проводятся различные конкурсы: "Лучший кондитер" (г. Калуга, Мещовское райпо), конкурсы профессионального мастерства (Барятинский, Боровский районы), конкурсы на лучшее предприятие торговли, общественного питания и бытового обслуживания, на знание законодательства о защите прав потребителей (г. Калуга. Дзержинский, Куйбышевский, Юхновский районы), конкурс на лучшее оформление витрины (г. Калуга, г. Киров).

В 2002 году были проведены областные конкурсы: "100+1 лучших товаров", "Лучший калужский сувенир", "Лучшее предприятие торговли, общественного питания и бытового обслуживания".

На рынке оптово - посреднических услуг сохраняется практика сдачи в аренду складских площадей, недостаточен спектр оказываемых сервисных услуг (погрузочно-разгрузочных, на размещение рекламы, транспортных и др.). Оптовая торговля остается простым распределителем товарных ресурсов.

В целях наведения порядка в организации мелкорозничной (торговой) сети, повышения уровня обслуживания потребителей и улучшения архитектурного облика, населенных пунктов Правительством области было принято

постановление "Об упорядочении мелкорозничной (торговой) сети на территории области".

Рассматривая нормативно-правовую базу поддержки малого предпринимательства, следует отметить, что в Калуге принят Закон Калужской области от 29 марта 1999г. N 4-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Калужской области", в соответствии с которым, основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Калужской области заключаются в следующем:

* создание условий для  устойчивой деятельности и дальнейшего  развития малого предпринимательства  в Калужской области посредством  совершенствования нормативно-правовой  базы;

* формирование инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства;

* создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  разработок и технологий;

* поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных  связей с зарубежными партнерами;

* организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий;

* информационная работа, направленная на освещение экономической  и социальной значимости малого  предпринимательства, формирование  позитивного общественного мнения  и вовлечение населения в предпринимательскую  деятельность. Ст. 2

Таким образом, на законодательном уровне регламентированы основные направления поддержки малого предпринимательства в г. Калуга, в рамках исполнения данного закона учрежден государственный фонд поддержки малого предпринимательства

Фонды поддержки малого предпринимательства создаются в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств; средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества; доходов от собственной деятельности; добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных; доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе; средств, поступающих из других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Областной фонд поддержки малого предпринимательства имеет право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, финансовой помощи на безвозмездной основе, краткосрочных займов без приобретения лицензий на банковскую деятельность, а также право предоставления гарантий (поручительств) по обязательствам субъектов малого предпринимательства кредитно-финансовым организациям, кредитующим инвестиционные программы и проекты субъектов малого предпринимательства Калужской области.

Основными направлениями деятельности областного фонда поддержки малого предпринимательства являются:

* аккумулирование и эффективное  использование финансовых ресурсов  для реализации областной программы, отдельных мероприятий и инвестиционных  проектов;

* содействие в формировании  рыночных отношений и развитии  конкуренции;

* поддержка инновационной  деятельности субъектов малого  предпринимательства, стимулирование  разработок и производства принципиально  новых видов продукции, содействие  в освоении новых технологий  и изобретений;

* участие в проведении  экспертизы и конкурсном отборе  инвестиционных проектов, а также  в разработке и реализации  областной и муниципальных программ  развития и поддержки малого  предпринимательства, демонополизации  экономики, развитии конкуренции, насыщении  товарного рынка, создании новых  рабочих мест;

* содействие в привлечении  отечественных и иностранных  инвестиций в сферу малого  предпринимательства;

* освоение новых форм  и механизмов поддержки и развития  малого предпринимательства;

* содействие в формировании  инфраструктуры поддержки малого  предпринимательства;

* организация консультаций  по вопросам налогообложения  и применение норм законодательства.

Фонд поддержки малого предпринимательства осуществляет следующие виды целевого кредитования:

* микрозайм – объем  займа до 150 тыс. руб., под 2-3% в месяц.

* кредит – объем займа  от 150 до 750 тыс. руб., под 23% в год.

Данные кредиты являются целевыми и выдаются под конкретную программу, в качестве обеспечения кредита необходим залог имущества (стоимость имущества должна превышать сумму кредита в 1,5 раза)

Калужский филиал АКБ «Лефко-Банк» г. Калуги предоставляет кредиты на следующих условиях: для предприятия среднемесячный оборот на расчетном счете за последние 6 месяцев должен быть не меньше суммы запрашиваемого кредита. Кредиты предоставляются на срок от 1 до 5 лет под 26% годовых. Кредит выдается только под залог недвижимого имущества, стоимость которого должна превышать сумму кредита в 2,5раза.

В ОАО «Зембанк» кредиты предоставляются на срок от 1 до 5 лет под 23-27% годовых стоимость до 1 млн.руб. Возвратность кредита произвольная, проценты по кредиту уплачиваются ежемесячно. Кредит выдается под залог движимого и недвижимого имущества, стоимость которого должна превышать сумму кредита в 1,5 раза.

В целом следует отметить, что без совершенствования механизма инвестирования малого предпринимательства нельзя ожидать значительных положительных результатов в этой сфере деятельности. К сожалению, по ряду причин инвестиционная активность остается довольно слабой. К таким причинам относится, прежде всего, отсутствие долгосрочной инвестиционной политики, надежных государственных гарантий западных и частных инвестиций.

Уже завершился этап безвозмездного финансирования и непосредственного кредитования субъектов малого бизнеса. В ближайшее время планируется перейти от практики их прямого кредитования к созданию государственных гарантий. Малые предприятия, находящиеся на стадии становления и развертывания деятельности, вместо льготных кредитов будут получать поручительства и гарантии.

Информация о работе Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития