Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 00:45, курсовая работа
Цель работы всесторонний анализ сущности предпринимательства и выявление его роли в экономической жизни общества, как в теоретическом, так и практическом.
При написании работы автором поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность предпринимательства;
* показать место предпринимательства в системе рыночных отношений;
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса
1.1. Предпринимательство как экономическая категория
1.2. Специфика малого предпринимательства
1.3. Зарубежный опыт малого предпринимательства
Глава 2. Анализ положения малого бизнеса в современной России
2.1. Становление и деятельность предпринимательства в РФ
2.2. Оценка положения малого бизнеса в РФ
2.3. Особенности малого бизнеса в г. Калуге и его стимулирование
Глава 3. Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития
3.1. Основные направления развития малых предприятий в России
3.2. Перспективные направления государственной поддержки малого бизнеса в России
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса в г. Калуге 2003г
Заключение
Литература
1) оборот не более 2,3 млн. ЕВРО; 2) активы не более 1,5 млн. ЕВРО;3) средняя численность занятых до 50 человек.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численностью занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 человек.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.
В США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не большее 500 человек, величиной активов не больше 5000000$ и годовой прибылью не свыше 2000000$. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
* наименьшие – 1-24 занятых;
* малые – 25-29 занятых;
* промежуточные 100-499 занятых,
* крупнейшие – 1000 и более занятых.
Следует отметить, что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и деревообрабатывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
Глава 2. Анализ положения малого бизнеса в современной России
2.1. Становление
и деятельность
В сложном процессе становления предпринимательства можно выделить несколько этапов:
Малое предпринимательство в России все еще не стало конкурентоспособным сектором экономики, с инновационным, научно-производственным потенциалом. Однако десятилетний путь развития позволяет сделать вывод о том, что на каждом этапе своего развития малое предпринимательство вносило определенный положительный вклад в реализацию основополагающих целей социально-экономической политики страны. И хотя малые предприятия - весь уязвимые субъекты хозяйствования, дальнейшее развитие экономики нашей страны видится только с учетом деятельности этих предприятий.
На каждом этапе развития малое предпринимательство решало комплекс проблем, связанных как со своим собственным становлением в рамках радикальных рыночных реформ, так и вопросы общего социально-экономического порядка.
Первый этап (1991-1994) характеризуется констатацией значения роли и места малых предприятий в создании экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции и стратегии поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты его развития. Данный этап становления малого бизнеса можно считать этапом "проб и ошибок".
Второй этап (1995-1998). На этом этапе прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малым предприятиям по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем. Однако предпринимательского типа хозяйствования в сфере малого бизнеса еще не было создано. Формирование конкурентоспособного производственного инновационного малого предпринимательства становится насущной проблемой.
Третий этап - современный. Отличительной чертой этого этапа становится обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения и качества эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Стержневой задачей среди прочих можно считать отработку и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, которые обеспечат интеграцию его финансовых механизмов в кредитно-финансовую систему страны. Эту задачу в условиях дефицитности бюджетов всех уровней планируется решать на основе привлечения внебюджетных источников. Важнейшей задачей государство провозглашает поддержку малых предприятий в сфере материального производства и содействии их инновационной деятельности. Остается актуальным международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.
В начале 1990г. малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений. В ряде случаев местные органы власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды. В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
* выделение самостоятельных
производственно-хозяйственных
* выделение малых и
средних коллективов из
* создание небольших дочерних
предприятий по инициативе
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений; во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутриэкономической обстановки в стране в целом и в её регионах, и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы оказывают влияние и на развитие «малой» экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений…
Малые предприятия функционируют во всех отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь ввиду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии).
Малые предприятия обладают самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распределении выпускаемой продукции, прибыли, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено уставом.
На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия – планирование. Малые предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.
В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, по государственным ценам. Источниками финансирования ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовых форм является прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.
Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательскою класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес - элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Одна часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая — продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.
Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.
В то же время положение российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно. Это в полной мере продемонстрировал финансовый кризис августа 1998 г., разоривший или поставивший на грань разорения множество фирм, банков и страховых компаний.
К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от уплаты налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25—40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.
2.2. Оценка положения малого бизнеса в РФ
Предпринимательство в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами.
Основная проблема предпринимательства недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение деятельности такой сектор в нашей стране в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства нужно отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Следующая важная проблема – кадры. Убеждение в то, что предпринимателем надо родиться не освобождает от понимания того, что, во-первых, урожденных предпринимателей становится все меньше, чем реально нужно обществу; во-вторых, что им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же урожденный музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем, с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
Непростая проблема связана с социальной защитой предпринимательской деятельности. Как известно, ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – особенно.
Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малых предприятий. Если раньше они вели определенное накопление, то после первого этапа реформы были вынуждены в подавляющей мере работать на потребление. Производить и продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не только не эффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование окажется под вопросом.
Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформулированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.
2.3. Особенности малого бизнеса в г. Калуге и его стимулирование
4463 малых предприятия
осуществляли свою
На малых предприятиях численность основных работников составляет 54,9 тыс. человек, 4,5 тыс. человек работали по совместительству и 2,4 тыс. человек выполняли работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Информация о работе Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития