Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы всесторонний анализ сущности предпринимательства и выявление его роли в экономической жизни общества, как в теоретическом, так и практическом.
При написании работы автором поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность предпринимательства;
* показать место предпринимательства в системе рыночных отношений;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты малого бизнеса
1.1. Предпринимательство как экономическая категория
1.2. Специфика малого предпринимательства
1.3. Зарубежный опыт малого предпринимательства
Глава 2. Анализ положения малого бизнеса в современной России
2.1. Становление и деятельность предпринимательства в РФ
2.2. Оценка положения малого бизнеса в РФ
2.3. Особенности малого бизнеса в г. Калуге и его стимулирование
Глава 3. Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития
3.1. Основные направления развития малых предприятий в России
3.2. Перспективные направления государственной поддержки малого бизнеса в России
3.3. Государственная поддержка малого бизнеса в г. Калуге 2003г
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА -Малый бизнес как составная часть рыночной экономики.docx

— 74.81 Кб (Скачать файл)

* общественное питание;

* транспортные услуги (городские  перевозки);

* услуги населению в  ремонтных и отделочных работах, дизайнерские и художественные  студии, строительные работы;

* туристические услуги;

* домашние школы, курсы  переобучения и повышения квалификации;

* некоторые медицинские  услуги;

* производство мебели  на заказ;

* ремонт и переоборудование  автомашин;

* научные исследования  прикладного характера.

Эти направления деятельности основаны на индивидуальном подходе, инициативе и творчестве человека. Используя их в малом предприятии можно достаточно быстро получить эффективную отдачу…

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В системе поддержки малых предприятий особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого бизнеса.

 

 

 

 

3.3. Государственная  поддержка малого бизнеса в  г. Калуге 2003г

Необходимость разработки Программы обусловлена значительностью роли, которую играют субъекты малого предпринимательства в росте доходов населения, сохранении и создании новых рабочих мест, насыщении потребительского рынка товарами и услугами, пополнении бюджета налоговыми платежами. Малое предпринимательство играет все возрастающую роль в экономике области, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности и создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики.

Наряду с этим, развитие малого предпринимательства в области происходит неравномерно в муниципальных образованиях области (с характерным разрывом между гг. Калугой и Обнинском, с одной стороны, и остальными образованиями, с другой). Частично не реализовано спрогнозированное областной целевой программой "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 1998-2000 годы", принятой Законодательным Собранием Калужской области 3 декабря 1998 года, увеличение числа субъектов малого предпринимательства и занятых в сфере малого предпринимательства, объемов реализации товаров, услуг, работ.

В области неравномерно распределена инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства. О том, что она создана и функционирует, с уверенностью можно сказать только в отношении г. Калуги и г. Обнинска.

Общероссийский экономический кризис, имевший место во второй половине 1998 года, недостаточная государственная финансовая и правовая поддержка малого предпринимательства, в первую очередь, по установлению налоговых льгот и снижению административных барьеров, стали основными причинами неравномерного развития малого предпринимательства в области. Недостаточная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, в том числе, по направлениям, предусмотренным Программой в 1998-2000 годах, стала причиной затормаживания мероприятий по созданию гарантийного (страхового) фонда при Государственном фонде поддержки малого предпринимательства Калужской области, Регионального центра поддержки предпринимательства и бизнес инкубатора.

Помимо этого, факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в области, являются:

* - недостаточное внимание  муниципальных властей к сектору  малого предпринимательства и  неразвитость в муниципальных  образованиях инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства;

* - неразвитость и нестабильность  законодательной базы;

* - недостаток собственных  финансовых средств и невозможность  получения долгосрочных банковских  кредитов;

* - неразвитость системы  гарантирования, лизинга, залога;

* - недостаточная эффективность  работы Государственного фонда  поддержки малого предпринимательства  области по внедрению системы  гарантий для финансовых структур, кредитующих малые предприятия;

* - отсутствие реальной  реструктуризации крупных промышленных  предприятий и организации производства  комплектующих на малых предприятиях;

* - нехватка производственных  и служебных помещений.

Дальнейшее развитие малого предпринимательства в Калужской области требует координации действий и концентрации усилий в создании благоприятного климата для развития малого предпринимательства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов государственной власти, органов местного самоуправления, других организаций, а также общественных объединений предпринимателей.

Основной целью Программы является создание условий для решения социальных и экономических проблем региона, повышение реальных доходов и уровня занятости населения за счет дальнейшего развития и устойчивой деятельности малых предприятий, а также достижение сбалансированного соотношения малых, средних и крупных предприятий во всех отраслях экономики.

Программа направлена на решение следующих приоритетных задач:

* совершенствование нормативно-правовой  базы, способствующей созданию благоприятных  условий для развития и устойчивой  деятельности субъектов малого  предпринимательства Калужской  области;

* снижение административных  барьеров и создание благоприятного  климата во всех муниципальных  образованиях для развития малого  предпринимательства;

* освоение новых кредитно-инвестиционных  механизмов (в том числе создание  гарантийного, лизингового фондов), обеспечивающих доступ субъектов  малого предпринимательства к  финансовым, производственным и  информационным ресурсам;

* дальнейшее формирование  и развитие системы инфраструктуры  государственной поддержки малого  предпринимательства, создание на  конкурсной основе в трех муниципальных  образованиях области межмуниципальных  структур по оказанию помощи  предпринимателям;

* поддержка инвестиционной  активности субъектов малого  предпринимательства;

* информационное обеспечение  субъектов малого предпринимательства;

* развитие межрегионального  и международного сотрудничества  в сфере малого предпринимательства;

* учебно-методическое обеспечение  субъектов малого предпринимательства, организация обучения и повышения  квалификации их кадрового состава.

Программа рассчитана на три года. Выполнение основных мероприятий, в первую очередь предусмотренных утверждаемыми областными бюджетами, предусмотрено в течение всего срока действия программы. Таковыми являются мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства, повышение эффективности использования финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, создание и совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадрового состава, совершенствование системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Реализация Программы осуществляется посредством взаимных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, в первую очередь, администраций муниципальных образований, коммерческих и некоммерческих организаций, составляющих инфраструктуру поддержки предпринимательства, союзов и общественных объединений субъектов малого предпринимательства, направленных на создание условий интенсивного развития и устойчивой деятельности малых предприятий. Основными направлениями реализации определены совершенствование нормативно-правовой базы, формирование инвестиционной привлекательности Калужской области в сфере малого предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Организации, выполняющие функции государственной поддержки малого предпринимательства, реализуют мероприятия, направленные на развитие и поддержку субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, по приоритетным видам деятельности, а именно:

* реализация товаров народного  потребления собственного производства;

* производство и реализация  продуктов питания собственного  производства;

* оказание бытовых услуг  населению в сельских населенных  пунктах;

* производство и переработка  сельскохозяйственной продукции;

* оказание услуг в жилищно-коммунальном  хозяйстве;

* наука, научно-техническая  и информационная деятельность;

* народное образование, физическая  культура, социальное обеспечение;

* организация туризма  и экскурсионных поездок по  территории области;

* реализация лекарств  и медицинской техники собственного  производства;

* природоохранная деятельность  и производство оборудования  для экологических целей;

* строительство, ремонтно-строительные  и ремонтно-технические услуги.

В соответствии с этим, Программа содержит в себе подпрограммы развития сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности АПК и лесного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.

Помимо этого, организации, выполняющие функции государственной поддержки малого предпринимательства, осуществляют мероприятия, направленные на развитие и поддержку инфраструктуры малого предпринимательства в муниципальных образованиях области, финансирование на конкурсной основе наиболее эффективных проектов субъектов малого предпринимательства, развивающих инновационную и производственную деятельность, сохранение существующих и создание новых рабочих мест.

 

 

Заключение

По итогам проведенного исследования, необходимо отметить следующее:

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

Формирование конкурентных, цивилизованных, рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ и услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность и привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел и т.д.; вовлечение в трудовую деятельность определенных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (пенсионеры, инвалиды); формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; активизация научно-технического прогресса; освоение и использование местных источников сырья; содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и т.д.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на внимание к этой проблеме государства:

Во-первых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры.

В-вторых, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В третьих, необработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

В четвертых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, требуется широкая и многоплановая государственная поддержка предпринимательства. Напрашивается вывод о необходимости увеличения численности работников и изменения структуры занятости на малых предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 24, 25 июля 2002 г.)

3. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" (с  изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)

4. Постановление Правительства  РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе  мер по развитию и государственной  поддержке малых предприятий  в сфере материального производства  и содействию их инновационной  деятельности"

5. Закон Калужской области  от 29 марта 1999г. N 4-ОЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Калужской области"

6. Устав Государственного  фонда поддержки малого предпринимательства  Калужской области (утв. постановлением  Правительства области от 12 февраля 2001 г. N 24)

7. Алан Хоскинг. Курс предпринимательства: Практическое пособие, перс. С англ. – М.: Международные отношения, 1994г.

8. Булатов А.С. Экономика: Учебник. 3-е изд, перераб и доп М.: Юристъ, 2001.

9. Гержа Е.Н. Малые предприятия – вопросы становления и развития // Деньги и кредит, 1998 №2

Информация о работе Пути решения основных проблем малого бизнеса и перспективы его развития