Пути совершенствования системы безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:45, дипломная работа

Описание работы

В современном мире деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа .doc

— 9.22 Мб (Скачать файл)

Методологические проблемы состоят в том, что существуют расхождения во времени обработки межрегиональных платежей в различных центрах, учитывая наличие 11 часовых поясов в России. Следовательно, необходимо решение проблемы единых временных параметров операционного дня. В связи с этим возникает проблема скорости совершения платежей. Например, при сроке оплаты обязательства 20 июня и сроке зачисления средств на счет получателя 28 июня фактически обе стадии платежа совершены в эти сроки. Но при этом средства находились в течение недели в расчетах, т.е. были изъяты из полезного хозяйственного оборота .

Одной из важных проблем является очередность платежей. Внешне

создается впечатление, что очередность платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком.

Для решения этих проблем необходимо проведение мероприятий, направленных на внедрение современных технологий обработки и передачи платежной информации. Это позволит обеспечить надежное, бесперебойное и качественное обслуживание всех участников расчетов, производить расчеты практически в режиме реального времени, где прием платежей и учет по счетам будут вестись непрерывно. Необходимо полное техническое переоснащение РКЦ на базе персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, банками и РКЦ, а также с различными регионами России. Основные цели их внедрения – экономия издержек кредитно-денежного обращения и повышение качества банковского обслуживания как нельзя лучше отвечают задачам банковской перестройки в нашей стране.

Банки, активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов, который показывает, что работа по компьютеризации банковской деятельности должна вести к созданию на базе электронных средств новых форм и методов обработки передачи, хранения и контроля информации, обеспечения ее безопасности и обязательно иметь своей целью полный переход к «безбумажной технологии». Широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности является главными предпосылками для успешного внедрения  межбанковского клиринга.

Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачетах взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги. Концепция платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота, облегчает управление им. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами.

Политика Банка России в сфере совершенствования безналичных расчетов и платежей, в основном отвечает реалиям и процессам, происходящим в современной российской экономике.

Общая культура безналичных расчетов еще очень далека от совершенства, но население постепенно привыкает к ним .

В современных условиях самыми перспективными формами безналичных расчетов является аккредитивная форма и расчеты с помощью пластиковых карточек.

В период кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в состоянии следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов. В сегодняшних условиях, когда участники сделок не доверяют друг другу, расчеты с помощью аккредитива являются выходом из тупика. С одной стороны, аккредитив контролирует выполнение договора поставки товаров, а с другой - гарантирует платежи при выполнении всех условий поставки. Однако для масштабного внедрения аккредитива необходима система кредитных линий между банками.

Чтобы аккредитивные операции получили распространение в России, необходимо создание соответствующей инфраструктуры. Ее способны создать наиболее мощные банковские расчетные центры (МРЦ), обладающие современными электронными технологиями обработки финансовых документов и разветвленной системой корсчетов.

Расчеты с помощью аккредитива позволяют предприятиям увеличивать скорость платежей, так как в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы. При наличии высокой степени защиты электронного формата документов проведение расчетных операций подобного типа сможет хотя бы частично решить проблему платежей между предприятиями.

Стратегия развития платежной системы определяет, что одним из направлений деятельности банков является работа по созданию условий для внедрения расчетов платежными картами. В целях повышения устойчивости этой системы осуществляется работа по анализу методик расчета, применяемых систем управления рисками и систем формирования страховых депозитов для исключения возможности не проведения операций держателя карты в случае неплатежеспособности банка-эмитента. Также разработан комплекс дополнительных экономических требований для расчетных операций в банках подобных систем. 

Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги. Это значительно облегчает взаиморасчеты и освобождает человека от необходимости носить с собой крупные суммы денег. До недавнего времени в России большими денежными средствами обладали только юридические лица, и банки были не заинтересованы в работе с частными вкладчиками. Но времена меняются, теперь деньги есть у многих, и банки резко переориентировали направление своей деятельности. Самыми простыми в изготовлении и использовании являются пластиковые карточки, а как разновидность их - магнитная карта. Это наиболее распространенные кредитные карточки. Банк гарантирует открытие кредита владельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение из компании, выдавшей карту. Там подводятся итоги расходов предыдущего месяца. Оплата долга должны быть произведена до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев ежегодно взимается взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными. Некоторые магнитные карты используются как «дебетные карты». Они применяются по типу кредитных. Разница в том, что во время покупки плата взимается непосредственно со счета владельца в его банке.

Таким образом, главной целью в настоящее время является постепенный переход от большого количества наличных денег на безналичные расчеты, и такую программу должны подготовить, в частности, министерство финансов, Центральный Банк и Минэкономразвития. Для достижения этой цели необходимо решение различных проблем системы безналичных расчетов, которые позволят ускорить платежи, минимизировать риски при их проведении, сократить общий уровень остатков средств банков на корсчетах в  РКЦ и в конечном счете повысить эффективность безналичного денежного оборота в современных условиях.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современный мир уже невозможно представить без системы безналичных расчетов, она присутствует в каждой сфере жизни и на всех социальных уровнях. Система безналичных расчетов обеспечивает простоту и доступность всех банковских операций, повышает качество жизни населения и ускоряет течение всех бизнес процессов.

Объектом исследования данной дипломной работы была система безналичных расчетов, а целью  работы являлось раскрытие понятия системы безналичных расчетов  и определение путей ее совершенствования.  В первой главе работы приведено понятие системы безналичных расчетов и произведен экскурс в историю возникновения и развития системы безналичных расчетов. Оказывается что возникновение системы безналичных расчетов произошло вместе с возникновением первых банков в XVII веке — таким образом можно считать что ее возраст составляет около 4-х столетий. За это время понятие и сущность безналичных расчетов претерпело ряд эволюционных изменений — от простого расчетного механизма — до необходимого элемента экономического роста. Система безналичных расчетов в современном мире имеет глубокое экономическое значение. Безналичные расчёты это не только совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, но и средство распределения и перераспределения национального дохода. Рост сферы безналичных расчетов определяет темпы экономического роста.

Во второй главе дипломной работе на примере банка «Петрокоммерц» приведен весь спектр услуг банка имеющих в своей основе систему безналичных расчетов.

Банк «Петрокоммерц» в своем портфеле услуг имеет все существующие виды безналичных расчетов -  услуги банковских платежных карт, услуги электронных платежных систем и мобильные сервисы. Однако, все эти услуги имеют особое содержание — и предоставляются банком «Петрокоммерц» на своих особых условиях — как и любой продукт на рынке предложений.

Как и в любой другой развивающейся сфере — в сфере безналичных расчетов существует ряд проблем, препятствующих ее развитию в России.  В третьей главе подробно описаны эти проблемы.  Первой и главной является проблема безопасности и надежности системы безналичных расчетов, Следующей  является проблема модернизации системы безналичных денежных расчетов. Еще одной важной проблемой в системе безналичных расчетов является низкая распространенность безналичных денежных расчетов и последняя  носит национальный характер — это территориальная  проблема разветвленности и синхронности безналичных расчетов в рамках всей страны. Мероприятия по разрешению этих проблем приведены в последней части, а так же и мероприятия по совершенствованию системы безналичных расчетов. Из рассмотрения данных проблем можно сделать вывод, что рост сферы безналичных расчетов  имеет огромное экономическое значение для страны и способен увеличить качество жизни населения, однако для  достижения этого банкам необходимо проделать большую работу — по популяризации безналичных расчетов среди населения, по обеспечению безопасности системы безналичных расчетов и совершенствованию программного обеспечения. Эта задача не выполнима без адекватной поддержки государства, разработки нормативной правовой базы системы безналичных расчетов, которая должна будет совершенствоваться одновременно с ростом сферы безналичных расчетов. Так же в решении данной задачи большая роль отводится Центральному Банку России, который  должен обеспечить синхронизацию  и интеграцию работы всех банков в единую национальную систему безналичных расчетов.

Таким образом, система безналичных расчетов в современном мире влияет на развитие экономики и рост ВВП в определяет качество жизни в нашей стране и благосостояние граждан. В настоящее время в современной России ни то ни другое невозможно без отлаженной роботы системы безналичных расчетов в банках. Поэтому важно не только разрешить существующие проблемы этой области но разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию системы безналичных расчетов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативно-правовая литература 

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4 
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1998 г.   №51- ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» по состоянию на 21.08.2013 г. 
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26.01.1998г. №14-ФЗ. // Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» по состоянию на 05.06. 2013 г. 
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 г. №146-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» по состоянию на 15.01.2013 г. 
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая от 05.08.1998 г.  №117-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» по состоянию на 25.04. 2013 г. 
  6. Федеральный закон  от 03.02.1996 г. №17-ФЗ. «О банках и банковской деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» по состоянию на 03.01.2013 г. 
  7. Федеральный закон от 10. 07.2002 г. № 86 - ФЗ. «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» по состоянию на 14.07.2013 г. 
  8. Положение ЦБ РФ от 03.09.2002 г. № 2 – П. «О безналичных расчетах в Российской Федерации положение» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» по состоянию на 13.08. 2013 г. 
  9. Положение  ЦБ РФ от 12.03.1998 г. № 20 - П. «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями и другими клиентами БР при осуществлении расчетов через расчетную сеть БР» // Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» по состоянию на 07.06.2013 г. 
  10. Положение  ЦБ РФ от 01.04 2003 г., № 222 - П. «О порядке осуществления безналичных расчетов с физическими лицами в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» по состоянию на 12.03.2013 г.

 

Литература 

  1. Ануриев, С. В. Платежные системы и их развитие в России  [Текст] / С. В. Ануриев. - М.: Финансы и статистика. 2006. - С. 288. 
  2. Ануриев, С. В. Пределы эффективности проведения платежа в различных платежных системах [Текст]  // Финансы и кредит, 2006. - № 16 .- С. 37 - 41. 
  3. Балабанов, И. Т. Электронная коммерция [Текст]: учебники для вузов / И. Т. Балабанов.  -  СПб.: Питер, 2006. – С. 336. 
  4. Белов, В. А. Юридическая природа безналичных расчетов и безналичных денег [Текст] // Бизнес и банки, 2007.  № 52. – С. 4 – 8. 
  5. Березина, М. П. Проблемы организации безналичных расчётов [Текст] / М.П. Березина, Ю. С.Крупнов / Финансы, 2006. № 1. – С. 20 - 23. 
  6. Богаченко, В. М. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник для вузов / В.М. Богаченко, Н. В. Кириллова.  - М.: Феникс, 2006. – С. 324. 
  7. Варламова, Т. П. Безналичный расчет: организация и учет [Текст]: учебное пособие / Т. П. Варламова, В. А. Форфанов. - М.: Экзамен, 2006. –С. 176. 
  8. Вершингора, Е. Е. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е. Е. Вершингора. -  М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 283. 
  9. Головизина, А. Т. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций [Текст]  / А.Т. Головозина, О. И. Архипова. - М.: Экзамен, 2008. – С. 216. 
  10. Деньги, кредит, банки: справочное пособие [Текст]  / Под ред.. Г.И. Кравцовой. - Минск: Меркаваж, 2006. – С. 91. 
  11. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика [Текст]  / Под ред. В. В. Лукашевича. - М.: Профико, 2006. – С. 256. 
  12. Дмитрик, Н. В. «Электронные платежные документы»:  2010. – С. 27 
  13. Жарковская, Е. П. Банковское дело [Текст]  / Е. П. Жарковская. - М.: Омега-Л, 2007.- С. 340. 
  14. Калтырин, А. В.  Деятельность коммерческих банков [Текст]: учеб. пособие, изд. 2-е прераб и доп. / А.В. Калтырин. - Ростов Н /Д.: Феникс, 2007. – С. 400. 
  15. Копытин, В. Ю. Модели осуществления расчетов в платежных системах [Текст]  // Финансы и кредит,  2007.  №3. - С. 9-21. 
  16. Кравчук, А. Г. Электронные деньги: прошлое и настоящее: М., 2010. 
  17. Крахмалев,  С. В. Основные общеевропейские клиринговые системы, обеспечивающие расчеты в единой валюте (TARGE и EURO 1) [Текст] // Финансы и кредит, 2007. №5. - С. 2-13. 
  18. Крахмалев, С. В. SWIFT - глобальная телекоммуникационная система, обеспечивающая проведение международных финансовых операций [Текст]  // Финансы и кредит, 2007 - № 9  С. 21-30. 
  19. Лаврушин, О. И. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник  - 3-е изд., перераб. и доп. / О. И. Лаврушин  - М.: КНОРУС, 2006. – С. 560. 
  20. Латышева, Н.В. Некоторые аспекты развития платежных систем в России и странах зарубежья [Текст]  // Финансы и кредит, 2007. №3. – С. 9-21. 
  21. Материалы экспертного заключения платежной системы «Яndex-Деньги», выданное компанией Counterpane Systems;  2010. – С. 5 
  22. Наумов, В. Б. Краткая методика юридической поддержки проекта e-Commerce; 2010. – С. 102. 
  23. Печникова, А. В. Банковские операции [Текст]: учеб. для сред. проф. образования / А. В. Печникова, О. В. Маркова, Е. Б. Стародубцева. - М.: Инфра-М, 2007. – С. 250. 
  24. Платежная система: структура, управление и контроль [Текст] / Под ред. Брюса Д. Саммерса. - Спб.: Издательский дом «Бизнес - пресса», 2006. -  С. 456. 
  25. Рамзаев, М. Г. Интернет-банкинг: «медленно, но верно». , 2010 – С. 45-48. 
  26. Рудько - Селиванов, В. В. Банковский менеджмент [Текст]: учебное пособие. 2-е изд., с изм. и доп. / В.В. Рудько - Селиванов, М. Р. Оленичева, Л. Н. Вотинцева. - М.: Изд-во научн. - образов. лит-ры РЭА; Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2006. – С. 344.
  27. Саксельцева, Е. Г. Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике [Текст]// Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, 2006.  №1. С. 33 -45. 
  28. Семенюта, О. Г. Деньги, кредит, банки [Текст]: учеб. пособие. / О. Г. Семенюта. -  М.: Контур, 2007. – C. 356.

Информация о работе Пути совершенствования системы безналичных расчетов