Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является выработка предложений и определение основных путей совершенствования учета и обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты, связанные с понятием и оценкой производственных запасов, их значением в деятельности предприятия;
изучить состояние учета производственных запасов и контроля за их использованием;
Введение
1. Производственные запасы и их значение в развитии экономики промышленного предприятия, методологические основы учета и анализа материальных ресурсов
1.1 Экономическая сущность материальных ресурсов
1.2 Учет и оценка производственных запасов
2. Учет производственных запасов и анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами на примере предприятия руп "минский тракторный завод"
2.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономические показатели работы РУП "Минский тракторный завод"
2.2 Учет производственных запасов на РУП "Минский тракторный завод"
2.3 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
2.3.1 Анализ согласованности планов производства и материальной обеспеченности предприятия материальными ресурсами
2.3.2 Анализ обеспеченности предприятия материально-сырьевыми ресурсами
2.3.3 Анализ состояния материальных запасов
2.3.4 Анализ влияния на экономические показатели изменений в обеспеченности предприятий материальными ресурсами
3. Основные направления по улучшению учета производственных запасов обеспеченности предприятия руп "мтз" материальными ресурсами
3.1 Пути улучшения обеспеченности предприятия материальными ресурсами
Заключение
Список использованных источников
Непосредственное методологическое руководство бухгалтерским учетом в республике осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает и утверждает:
национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности, гармонизированные с международными;
положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентированных национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности;
типовые унифицированные формы первичных бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;
другие нормативные документы, обеспечивающие единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности и их совершенствование.
Для определения порядка учета производственных запасов на РУП "МТЗ" руководствуются Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 29.12.2006 № 188-3 с изменениями и дополнениями.
Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам организации бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь [13].
В Типовом плане счетов бухгалтерского учета производственные запасы учитываются на счете 10 "Материалы", и на каждый вид производственных запасов выделен отдельный субсчет [3, c.50-51].
В связи с использованием в производстве большого количества разнообразных товарно-материальных ценностей, которые отличаются по функциональной роли и назначению, к счету 10 "Материалы" открыты субсчета согласно плану счетов предприятия таблица 2.4
Таблица 2.4 ─ Внутренний типовой план счетов бухгалтерского учета производственных запасов на РУП "МТЗ". Материалы Счет
1 2
Сырье и материалы на складах 1000
Сырье и материалы в цехах 1012
Учет и движение сувенирных книг 1013
Учет и движение бланков строгой отчетности 1014
Сырье и материалы подрядчиков 1015
Продукты питания для ВВО 1016
Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты на складах 1020
Покупные комплектующие изделия на складах сбыта 1021
Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты в цехах 1022
Топливо на складах 1030
Топливо в цехах 1032
Топливо в баках 1033
Тара и тарные материалы на складах 1040
Тара и тарные материалы в цехах 1042
Запчасти к механическому оборудованию на складах 1050
Запчасти к энергетическому оборудованию на складах 1051
Запчасти к механическому оборудованию в цехах 1052
Запчасти к энергетическому оборудованию в цехах 1053
Прочие материалы (отходы, металлолом, возвратные отходы) 1060
Корма для ПСХ (семена) 1061
Материалы, переданные в переработку на складах 1070
Материалы, переданные в переработку в цехах 1071
Материалы, переданные в переработку цехам 1072
Материалы на складе ОКСа 1080
Материалы, переданные подрядным организациям (ОКС) 1081
Инвентарь на складах 1092
Инвентарь в эксплуатации 1093
Хозяйственные принадлежности на складе 1094
Хозяйственные принадлежности в эксплуатации 1095
Специальная оснастка и специальная одежда на складе 1010
Специальная оснастка в эксплуатации 1011
Специальная одежда в эксплуатации 1018
Износ спецодежды, спецоснастки и хозпринадлежностей 1090
Примечание ─ Источник: собственная разработка
Материальные ценности поступают от поставщиков, подотчетных лиц, в порядке децентрализованных закупок, от собственного производства, от ликвидации основных средств, безвозмездного получения, в счет вклада в уставный капитал (фонд).
Документы по поступлению, а затем по расходованию материальных ресурсов играют наиважнейшую роль для целей контроля за движением, сохранностью и экономным расходованием средств.
Все лица, имеющие отношение к товарно-транспортным операциям, несут материальную ответственность перед предприятием за сохранность ТМЦ
Со всеми материально ответственными лицами (экспедиторы, заведующие складами, кладовщики и др.) должен быть заключен договор о полной материальной ответственности в двух экземплярах (один ─ администрации, второй ─ экспедитору, заведующему складом и др.).
Материально ответственные лица должны знать "Положение о приемке товаров по количеству и качеству, сроках составления актов" (на станции или складе грузополучателя), знать требования по заполнению товарных документов, в частности ТТН-1 и ТН-2 (это бланки строгой отчетности, имеющие типографский номер и серию). Сама бухгалтерия предприятия должна руководствоваться Положением о порядке использования бланков строгой отчетности № 21 от 21.02.2002 г. Министерства финансов Республики Беларусь.
При получении материалов непосредственно со склада поставщика экспедитор должен иметь доверенность, которая выписывается в одном экземпляре (форма № М-2, М-2а) и действует не более 15 календарных дней со дня выписки, а при плановых платежах - весь календарный месяц.
Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст.187) установлен срок действия доверенности (постоянной) до трех лет.
Учет выданных доверенностей ведется в специальном журнале (форма № М-3). Неиспользованные доверенности подлежат возврату и аннулированию.
Отгружая материалы, поставщик высылает на РУП “МТЗ” расчетные и другие сопроводительные документ: договора, протоколы согласования цен, платежное требование-поручение, товарно-транспортную накладную, сертификаты, удостоверения качества, счета-фактуры, квитанцию к железнодорожной накладной и другие.
Поступившие документы передаются в отдел материально-технического снабжения (маркетинговая служба), где они тщательно проверяются с точки зрения их оформления и проверки объема поставки, ассортимента, сроков, цен и т.д.
В отделе снабжения на документах поставщика делается отметка о полном или частичном акцепте (согласии на оплату).
Затем заполняются ведомость оперативного учета выполнения договоров поставок и журнал учета поступающих грузов (форма М-1). В журнале указывается дата поступления груза, регистрационный номер, наименование
поставщика, дата и номер транспортного документа, род груза, сумма счета, номер и дата приходного ордера, акта приемки, запроса о розыске груза, отметка об оплате груза.
Проверенные документы поступают в бухгалтерию, квитанции транспортных организаций передаются экспедитору для получения груза.
Экспедитор, принимая грузы на станции железной дороги, пристани или непосредственно у поставщика, проверяет груз по массе (весу) и числу мест. В случае претензий к транспортной организации (недостача мест, массы груза, бой, порча, повреждение тары и т.д.) с участием начальника станции составляет коммерческий акт, а при хищении груза - с участием железнодорожной милиции. Такой акт является основанием для предъявления претензии к транспортной организации или же поставщику (ненадлежащая упаковка груза).
При отгрузке и перевозке товаров автомобильным транспортом основным документом является товарно-транспортная накладная (ТТН-1), которую грузоотправитель выписывает в четырех экземплярах: первый - остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования груза; второй - остается у грузоотправителя и служит основанием для списания материальных ценностей; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий - служит основанием для расчета за транспорт, и перевозчик его отправит плательщику-заказчику автотранспорта. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу для учета работы транспорта и начисления заработной платы водителю.
Используется и другая форма накладной - товарная накладная (ТН-2), которой оформляется приемка и отпуск груза, если его перемещение осуществляется без участия автотранспортных средств (почтой или нарочным), и заполняется она в двух экземплярах: первый - с подписью и печатью отправителя и получателя груза остается у грузополучателя, второй - у грузоотправителя.
Поставщик имеет право вносить в накладную оговоренные исправления, а получатель этого делать не имеет права.
При отсутствии расхождений между фактическими данными груза и данными поставщика в ТТН-1 и ТТН-2 никаких дублирующих документов типа приходного ордера (форма № М-4) выписывать не следует. На ТТН-1 ставится штамп грузополучателя с указанием количества и стоимости груза, дата и фамилии имени и отчества получателя материалов и его подпись (материально ответственного лица).
Когда же при приемке груза расхождения установлены, то приемка груза приостанавливается, и создается комиссия с участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации для составления акта приемки (форма № М-7), который является основанием для предъявления претензий поставщику. Фактический груз в этом случае принимается по приходному ордеру.
Наряду с актом о приемке материалов оформляется приходный ордер особого образца (с красной полосой по диагонали).
Приходные ордера и акты приемки продукции по количеству и качеству на оприходованные материальные ценности должны составляться в день их поступления.
Актом оформляются так называемые "неотфактурованные поставки" (прибывшие без сопроводительных документов поставщика). Принимаются меры по розыску поставщика и сопроводительных документов. Цены груза берутся по аналогии с предыдущими поставками. Поставки относятся на забалансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку (давальческое сырье), учитываются у получателя на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку".
Поступление материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов от списания основных средств оформляется накладными на внутренне перемещение (форма № 11) в двух экземплярах: один - для цеха-сдатчика для списания материалов, второй - складу-получателю для их оприходования.
Основными видами документов по отпуску материалов в производство являются лимитно-заборные карты и требования.
Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.
Лимитно-заборные карты формы № 8а выписываются ОМТС, ОИ МКЦ, ОВК, на один или несколько номенклатурных номеров материалов и, как правило, на один шифр затрат (заказ) в двух или трех экземплярах сроком на один месяц. В отдельных случаях лимитно-заборная карта может открываться в целом на заказ на всю номенклатуру потребляемых материалов.
При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал (с отрывными месячными талонами). На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта.
Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца (квартала) ее действия передается подразделению-получателю материалов, второй экземпляр - соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие функции (ОМТС и др.), для контроля.
Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом (кладовщика). Отпускаются только те материалы, которые указаны в лимитно-заборной карте, и в пределах установленных лимитов.
В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях) проставляется штамп (надпись)"Сверх лимита". К сверхлимитному отпуску материалов относятся дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованной) и покрытием перерасходов материалов (т.е. расходов сверх норм).
При получении материалов для производства изделий (продукции) взамен забракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция.
В конце месяца месячные лимитно-заборные карты формы № 8а и требования сдаются в бухгалтерию.
По лимитно-заборной карте формы № 8а ведется также учет материалов, не использованных в производстве, их возврат. При этом никакие дополнительные документы не составляются. На конец месяца в бухгалтерию должны быть сданы все лимитно-заборные карты независимо от использования лимита [14, с.63].
Требования предназначены для отпуска материалов, потребность в которых возникает периодически, а также в случаях:
сверхлимитного отпуска материалов по разным причинам;
при замене материала, предусмотренного установленной для данного изделия (продукции) технологией, другим материалом.
Отпуск материалов сверх лимита, а также замена материалов производятся при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов или замены.
Аналитический учет материальных ценностей на складах и в кладовых предприятия и цехов осуществляется в сортовом разрезе, в соответствии с порядком хранения материалов, вызываемом как условиями производственного потребления материалов, так и требованиями организации складского хозяйства.
Для хранения материальных ценностей на РУП "МТЗ" существуют склады. Порядок учета на складах регламентирован Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденными письмом Министерства промышленности СССР от 30 апреля 1974 г. № 103.
В качестве единицы бухгалтерского учета материалов принят номенклатурный номер. Для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру ведется карточка учета материалов.
Она заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально-ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке осуществляются на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.