Пути совершенствования учета и обеспеченности предприятия материальными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выработка предложений и определение основных путей совершенствования учета и обеспеченности предприятия материальными ресурсами.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты, связанные с понятием и оценкой производственных запасов, их значением в деятельности предприятия;

изучить состояние учета производственных запасов и контроля за их использованием;

Содержание работы

Введение

1. Производственные запасы и их значение в развитии экономики промышленного предприятия, методологические основы учета и анализа материальных ресурсов

1.1 Экономическая сущность материальных ресурсов

1.2 Учет и оценка производственных запасов

2. Учет производственных запасов и анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами на примере предприятия руп "минский тракторный завод"

2.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономические показатели работы РУП "Минский тракторный завод"

2.2 Учет производственных запасов на РУП "Минский тракторный завод"

2.3 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами

2.3.1 Анализ согласованности планов производства и материальной обеспеченности предприятия материальными ресурсами

2.3.2 Анализ обеспеченности предприятия материально-сырьевыми ресурсами

2.3.3 Анализ состояния материальных запасов

2.3.4 Анализ влияния на экономические показатели изменений в обеспеченности предприятий материальными ресурсами

3. Основные направления по улучшению учета производственных запасов обеспеченности предприятия руп "мтз" материальными ресурсами

3.1 Пути улучшения обеспеченности предприятия материальными ресурсами

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

 

Карточки учета материалов бухгалтерия выдает кладовщику под роспись в регистрационном журнале-реестре. Получив их, кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие место хранения материалов (стеллаж, ящик и т.д.) в соответствии с материальными ярлыками, прикрепленными к месту хранения. Карточки располагаются в картотеке в порядке возрастания номенклатурных номеров с разделителями по каждому синтетическому счету, субсчету, группе и подгруппе материальных ценностей.

 

Фактическое количество ТМЦ, хранящихся на складе, может уменьшиться в связи с естественной убылью. В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" естественную убыль можно списать только по факту недостачи материальных ценностей, выявленной в результате инвентаризации. Поэтому основанием для расчета и списания естественной убыли материальных ценностей являются: инвентаризационные описи; сличительные ведомости; расчеты естественной убыли, оформленные бухгалтерской справкой; приказ генерального директора РУП "МТЗ".

 

На основании данных складского сортового учета материалов заведующий складом (кладовщик) обязан своевременно сообщать отделу материально-технического снабжения об отклонениях фактического остатка материалов от установленной нормы запаса, а также и об остатках материалов, находящихся без движения. Это делается путем выписки сигнальных справок.

 

В цехах предприятий создаются кладовые, куда материалы поступают со склада (центрального склада). Порядок учета в кладовых, как и на складах (центральном складе), регламентирован Основными положениями по учету материалов на предприятиях.

 

Рассмотрим хранение материалов на примере кладовых цеха кабин

 

№ 341 РУП "МТЗ". Этот цех имеет пять кладовых: кладовая службы механика, кладовая службы энергетика, материально-хозяйственная, инструментальная и кладовая покупных комплектующих. С каждым кладовщиком заключается договор о материальной ответственности. Такой же договор заключается с лицами, которые получают из кладовых материальные ценности: мастера, старшие мастера, начальники участков, руководители служб, бригадиры. Все кладовые оснащены необходимым измерительным инвентарем, стеллажами, поддонами, баками и закрываются металлическими дверями с запором на два замка.

 

Материалы, полученные со склада по требованию, из другого цеха по накладной, или по требованию формы № М-10, или по лимитно-заборной карте формы № 8а представителем цеха, полностью сдаются им в кладовую. Эта сдача подтверждается росписью кладовщика на документах. На основании вышеуказанных документов кладовщик делает записи в карточке складского учета материалов формы № М-17, в которой после каждой записи выводится остаток.

 

В цехе кабин товарно-материальные ценности списываются в производство по лимитно-заборной карте формы № 8а. При передаче материалов другим подразделениям - по требованию формы № М-10. Инструменты списываются по акту на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов формы № МБ-8. В конце каждого месяца кладовщики предоставляют свои картотеки со всеми приходными и расходными документами бухгалтеру цеха.

 

Бухгалтер цеха контролирует работу кладовщиков. Он систематически, но не реже одного раза в неделю, проверяет непосредственно в кладовых в присутствии кладовщика своевременность и правильность оформления первичных документов по складским операциям, а также своевременность и правильность записей в карточках складского учета.

 

Проверку записи операций и выведенных кладовщиком остатков по каждой операции бухгалтер подтверждает своей подписью в соответствующей строке карточки складского учета. Одновременно с этим бухгалтер проверяет фактическое наличие ТМЦ на складе, которое обычно оформляется путем составления акта проверки наличия материалов формы № 10.

 

На РУП "МТЗ" используется сальдовый метод учета материалов. При этом методе учета бухгалтерия предприятия открывает и выдает под расписку в журнале регистрации заведующему складом карточки складского учета формы № М-17 на каждый номенклатурный номер материала. В них характеризуется материал, место его хранения, отражается движение и остаток.

 

Записи в карточки производятся на основании оформленных в установленном порядке документов по приходу и расходу материальных ценностей в день совершения операций. После каждой записи выводится новый остаток. Записи операций по отпуску и возврату материалов по лимитно-заборным картам можно производить в карточках складского учета по мере закрытия карт, но не позднее первого числа следующего за отчетным месяца. При этом в течение месяца лимитно-заборные карты хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета.

 

В случаях отклонений фактического остатка ценностей от установленных норм запаса, а также наличия материалов, находящихся без движения, заведующий складом обязан своевременно сообщить отделу материально-технического снабжения путем выписки специальной сигнальной справки об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм запаса.

 

При отпуске товарно-материальных ценностей на сторону списываются суммы со счета 1000 на счет 9100 "Себестоимость от реализации материальных ценностей" и со счета 1600 "Отклонение в стоимости ТМЦ" разницу в сумме между ценой реализации на счет 9100.

 

Схема расходов по заготовлению и доставке материальных ресурсов (далее транспортно-заготовительных расходов) составляется применительно к группам материальных ресурсов, предусмотренных планом материально-технического обеспечения.

 

В состав транспортно-заготовительных расходов включаются:

 

расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

 

расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников непосредственно занятых заготовкой (закупкой) ТМЦ, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды от расходов на содержание указанных работников;

 

расходы по содержанию заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовления (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

 

наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

 

плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

 

плата за проценты за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением ТМЦ;

 

расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

 

стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостачи, порча) в пределах норм естественной убыли;

 

другие расходы.

 

Для определения общей суммы транспортно-заготовительных расходов на планируемый объем заготовления производится расчет процентов отнесения транспортных расходов на стоимость отдельных групп материальных ресурсов.

 

Расчет процентов транспортно-заготовительных расходов и суммы, включаемой в затраты на производство, осуществляется по группам материальных ценностей с учетом остатков их на складах предприятия на начало и конец планируемого периода.

 

Разница между фактической себестоимостью поступивших ТМЦ и их учетной стоимостью отражается по видам материальных ценностей на счетах "Отклонение в стоимости материалов".

 

При отпуске материалов и запасных частей в производство происходит списание со счетов "Материалы" их стоимость по средневзвешенным ценам и со счетов "Отклонение в стоимости материалов" часть отклонений, приходящихся на израсходованные в производстве материальные ценности. На материалы,

 

израсходованные на обслуживание производства и управления, а также на вспомогательное производство, отклонение не распределяется.

 

При отпуске материалов на сторону происходит списание со счетов "Материалы" их стоимость в средневзвешенных ценах и со счетов "отклонение в стоимости материалов" разницу в сумме между ценой реализации.

 

Сумма отклонений, относящихся к израсходованным материалам, определяется по коэффициенту отклонений. Коэффициент отклонений равен отношению суммы отклонений на начало месяца и отклонений по поступившим в отчетном месяце материалам к их стоимости по средневзвешенным ценам на начало месяца и поступившим в отчетном месяце и рассчитывается по формуле:

 

 

Д = (ОР + ПР) / (ОМ + ПМ) · 100%, (2.1)

 

 

где: Д - процент отклонений;

 

ОР - остаток отклонений на начало месяца;

 

ПР - отклонение по поступившим материалам на завод за месяц;

 

ОМ - остаток материалов на начало месяца по средневзвешенным ценам;

 

ПМ - поступление материалов на завод за месяц.

 

По исчисленному проценту, путем его умножения на остаток материалов на конец месяца на складах по средневзвешенным ценам, определяется сумма отклонений, приходящаяся к остатку материальных ценностей на конец месяца.

 

Коэффициент, на основании которого рассчитывается сумма отклонений, подлежащих списанию, исчисляется без учета остатков по субсчетам счета 1000 "Материалы" (в том числе по счетам аналитического учета (группам материалов) и 1600 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (в том числе в разрезе аналитических счетов) на начало периода.

 

При составлении единого расчета в целом по субсчетам счета 1000 "Материалы" (без подразделения на субсчета и счета аналитического учета (группы материалов) коэффициент представляет собой отношение суммы отклонений, приходящихся на оприходованные за месяц материалы, к стоимости этих материалов в фиксированных ценах.

 

Определенный таким образом коэффициент умножается на всю сумму израсходованных материалов, даже если расход материалов в фиксированных ценах превышает их приход.

 

При ведении учета материалов в разрезе счетов аналитического учета (групп материалов) создается система обособленного учета отклонений, относящихся к каждой группе материалов. При этом по каждому счету аналитического учета (группе материалов) исчисляется коэффициент отклонений и составляется отдельный расчет суммы отклонений, относящихся к израсходованным материалам данной группы. Отклонения, относящиеся к каждой группе материалов, списываются на те же бухгалтерские счета, в дебет которых отнесены материалы, входящие в соответствующую группу. При отсутствии в отчетном месяце оборотов по дебету какого-либо счета аналитического учета (группы материалов) расчет суммы отклонений, относящихся к израсходованным материалам данной группы, производится исходя из коэффициента, сложившегося в месяце последнего оприходования материалов, числящихся на соответствующем счете аналитического учета.

 

Д-т сч. 2000 "Основное производство" - на стоимость по учетным ценам

 

К-т сч.1000 "Сырье и материалы";

 

Д-т сч. 2000 "Основное производство" - на разницу между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по учетным ценам

 

К-т сч.1600 "Отклонение в стоимости материалов";

 

Отпуск товарно-материальных ценностей на склады сбыта для дальнейшей отгрузки с центральных складов завода отражается следующими бухгалтерскими проводками:

 

Д-т сч.4110 "Товары на складах"

 

К-т сч.1020 "Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты на складах" - по средневзвешенным ценам.

 

Операции по переработке (доработке) материалов сторонними организациями отражаются следующим образом: при передаче материалов со счетов "Материалы" списывается их стоимость по средневзвешенным ценам и со счета 1600 "Отклонение в стоимости материалов" списывается отклонения, приходящиеся на эти материалы:

 

Д-т сч.1070 "Материалы, переданные в переработку на складах"

 

К-т сч.1000 "Сырье и материалы на складах"

 

К-т сч.1020 "Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты на складах" - по средневзвешенным ценам;

 

Д-т сч.1070 "Материалы, переданные в переработку на складах"

 

К-т сч.1610 "Отклонение в стоимости материалов" - на сумму отклонений.

 

Возврат материалов из переработки отражают следующим образом:

 

Д-т сч.1000 "Сырье и материалы на складах"

 

Д-т сч.1020 "Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты на складах"

 

К-т сч.1070 "Материалы, переданные в переработку на складах" - полученные из переработки на стоимость материалов

 

Д-т сч.1000 "Сырье и материалы на складах"

 

Д-тсч.1020 "Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты на складах"

 

К-т сч.6000 "Расчеты с подрядчиками" - стоимость работ связанных с переработкой материалов.

 

Остаток материалов на конец месяца по учетным ценам и фактической себестоимости в ведомости 10 определяется путем ее балансировки (т.е. к остатку на начало месяца прибавляется поступление и из полученной суммы вычитается расход).

 

Статьей 12 Закона РБ от 18.10.1994. № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в ред. Закона РБ от 29.12.2006. №188-3) предусмотрено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.

 

Проведение инвентаризации обязательно:

Информация о работе Пути совершенствования учета и обеспеченности предприятия материальными ресурсами