Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение постановки учета и разработка путей совершенствования расчетов с покупателями в ООО «АМЕТ-сырье». Для раскрытия цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и проблемные вопросы состояния расчетов;
- изучить нормативно-правовую базу, формы и принципы организации расчетов;
- изучить учет и налогообложение НДС при получении авансов от покупателей;
Введение
Глава 1. Теоретические и организационно – правовые аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками 5
Нормативно – правовое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками 5
Понятие дебиторской задолженности 7
Виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками 11
Методика управления дебиторской задолженностью 15
Глава 2. Действующая система учета расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «АМЕТ-сырье» 18
Организационно – экономическая характеристика предприятия 18
Документальное оформление по учету расчетов с покупателями и заказчиками 23
Аналитический и синтетический учет покупателей и заказчиков 26
Авансы, полученные от покупателей: учет и налогообложение НДС
Глава 3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками (на примере деятельности ООО «АМЕТ-сырье») 34
Учет расчетов с покупателями и заказчиками при продаже продукции по договору мены 34
Погашение дебиторской задолженности путем взаиморасчетов 39
Погашение дебиторской задолженности путем переуступки прав требования 44
Отражение расчетов с покупателями и заказчиками с использованием векселей 47
Мероприятия по улучшению расчетов с покупателями и заказчиками 57
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Д-т сч. 41 "Товары"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 30 000 руб.- получен товар (принят к учету по цене переданной продукции);
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
- 27 000 руб.- зачтены обязательства по договору мены;
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Прочие доходы",
- 3000 руб.-признаны прочие доходы от товарообменной операции.
Такой подход представляется вполне обоснованным, однако ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 ничего не говорят о возможности возникновения прочих доходов и расходов при мене. Что порождает на практике использование альтернативных методов отражения бартерных операций.
Обратимся теперь к другим нормативным документам.
В соответствии с нормами ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007 фактическая (первоначальная) стоимость актива, приобретенного по договору, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.
То есть аналогично нормам ПБУ 10/99 цена будет определяться не по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче поставщиком организации, а по стоимости ценностей, передаваемых контрагенту. Таким образом, при попытке произвести отражение бартерной операции возникает необходимость в использовании счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Некоторые специалисты в своих разъяснениях в большинстве случаев предлагают производить отражение бартерных операций без использования счета 91 "Прочие доходы и расходы" . Однако при этом будет иметь место отход от дословного выполнения норм ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
Пример. Предприятие торговли для производственных целей приобрело автомобиль. В соответствии с заключенным договором в качестве расчета за полученный автомобиль предприятие передает поставщику автомобиля 10 телевизоров.
Стоимость 10 телевизоров
(без учета НДС) составляет 490 000 руб.,
а стоимость полученного
Руководствуясь нормами ПБУ 9/99, бухгалтер предприятия провела следующий анализ. Стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, равняется 480 000 руб. без НДС. Следовательно, стоимость переданных активов также будет равна 480 000 руб., что, в свою очередь, составит и выручку предприятия.
В учете сделаны следующие записи:
Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
К-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Выручка",
- 566 400 руб. (480 000 руб. x 1,18) - отражена выручка от реализации продукции по стоимости полученной продукции;
Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. "НДС",
К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расчеты по НДС",
- 86 400 руб. (480 000 руб. x 0,18) - начислен НДС по реализованной продукции;
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 480 000 руб. - отражена стоимость автомобиля, приобретенного для нужд предприятия;
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 86 400 руб. (480 000 руб. x 0,18)- учтен НДС по приобретенному автомобилю;
Д-т сч. 01 "Основные средства"
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"
- 480 000 руб.- приобретенный актив введен в эксплуатацию;
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
- 566 400 руб.- зачтены обязательства по договору мены;
Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расчеты по НДС",
К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
- 86 400 руб.- отнесен на расчеты с бюджетом НДС по приобретенному активу.
Обе методики учета имеют право на существование при условии закрепления принятой методологии учета в приказе об учетной политике предприятия.
Зачет взаимных требований - один из самых распространенных неденежных способов расчетов. Его применяют, как правило, предприятия, которые столкнулись с нехваткой свободных оборотных средств. Однако организациям торговли необходимо учитывать требования гражданского законодательства, предъявляемые к проведению зачета. Порядок бухгалтерского и налогового учета таких хозяйственных операций также имеет свои особенности.
Возможность прекращения обязательств взаимных требований между контрагентами предусмотрена Гражданским законодательством. В соответствии со ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Предъявляемое к зачету требование должно быть однородно с требованием, против которого оно предъявляется. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Сторона, принявшая решение о проведении взаимозачетной операции, оформляет соответствующее заявление. Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявления другой стороной.
Подтверждением его получения можно считать:
- подпись на уведомлении (в случае вручения лично);
- почтовую квитанцию;
- уведомление о получении и т.п.
Обращаем внимание: если торговая компания направит такое заявление по почте и оно не дойдет до адресата, то повода для зачета встречного требования у организации торговли не будет. На это указано в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65.
Учитывая, что форма заявления, используемая для проведения зачета, законодательно не утверждена, торговая организация вправе разработать ее самостоятельно и закрепить использование данной формы в учетной политике. Бухгалтерское законодательство в случае отсутствия унифицированных форм документов допускает использование в качестве первичных бухгалтерских документов самостоятельно разработанные формы, главное, чтобы в них в обязательном порядке присутствовали все реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете2 :
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации,
от имени которой составлен
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Для документального подтверждения взаимозачета, по мнению автора, целесообразно также подписать акт.
Случаи недопустимости проведения зачета установлены ст. 411 ГК РФ. Итак, не допускается зачет требований:
1) если по заявлению
другой стороны к требованию
подлежит применению срок
2) о возмещении вреда,
причиненного жизни или
3) о взыскании алиментов;
4) о пожизненном содержании;
5) в иных случаях, предусмотренных законом или договором.
Например, зачет встречного требования невозможен:
- если в отношении должника возбуждено дело о банкротстве. С момента (даты) возбуждения дела о банкротстве кредиторы истца не вправе получать от него какие-либо суммы (в том числе и путем зачета встречных однородных требований) без соблюдения порядка, утвержденного Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
- если между двумя
организациями заключен
Делаем вывод, что желание о проведении взаимозачета одной из сторон не всегда может совпадать с требованиями гражданского законодательства, предъявляемыми к зачетным операциям. Кроме того, нужно помнить, что, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, оно подлежит исполнению в этот день или в любой момент в пределах данного периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ). Таким образом, можно предъявить к зачету встречное требование только после наступления срока исполнения обязательства (он, как правило, указан в договоре), но не ранее. Погашены путем взаимозачета могут быть требования, срок исполнения которых:
а) наступил;
б) не был указан (в этом случае обязательство исполняется в разумный срок согласно п. 2 ст. 314 ГК РФ);
в) определен моментом востребования (обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении).
Значит, зачесть можно лишь обязательство, при однородности требований, не выполненное в срок и превратившееся в просроченную задолженность. Классический вариант проведения зачета: стороны обязаны перечислить друг другу денежные средства (однородность обязательства) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и сроки выполнения обязательств наступили, то есть возникла просроченная дебиторская и кредиторская задолженность.
При соблюдении торговыми организациями всех вышеуказанных процедур можно провести погашение обязательств зачетом встречного однородного требования. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов погашение кредиторской задолженности организации зачетом дебиторской задолженности покупателя отражается записью по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При проведении взаимозачета может использоваться не поименованный ранее счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Рассмотрим на примере проведение зачета взаимных требований в бухгалтерском учете торговой организации.
Пример. Между компанией А (арендодатель) и торговой организацией ООО «АМЕТ-сырье» (арендатор) заключен договор аренды торговых площадей. Срок договора - с 01.01.2010 по 30.11.2010. Согласно условиям заключенного договора арендная плата составляет 41 300 руб. (в том числе НДС - 6300 руб.) в месяц и подлежит оплате не позднее 7-го числа месяца, следующего за месяцем пользования арендованным имуществом, на основании счета, выставленного арендодателем.
Торговая организация 7 июня 2010 г. реализовала арендодателю товар договорной стоимостью 41 300 руб. Фактическая себестоимость реализованного товара - 32 000 руб. Договором предусмотрено, что оплата производится в течение 15 дней со дня отгрузки, то есть до 21 июня 2010 г. включительно. Однако ни в установленный срок, ни после деньги так и не поступили. Счет и счет-фактура от арендодателя за июнь датированы последним днем месяца. По соглашению с арендодателем стороны производят зачет взаимных требований 10 июля.
В бухгалтерском учете торговой организации будут составлены следующие проводки:
Таблица 2.3.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
На дату реализации товара (07.06.2010) | |||
Признана выручка от реализации товара |
62 |
90-1 |
41 300 |
Списана фактическая
себестоимость |
90-2 |
41 |
32 000 |
На последнее число месяца (30.06.2010) | |||
Отражены расходы по аренде помещения |
44 |
76 |
35 000 |
Отражен НДС, предъявленный арендодателем |
19 |
76 |
6 300 |
НДС включен в состав расходов на продажу |
44 |
19 |
6 300 |
На дату проведения зачета (10.07.2010) | |||
Задолженность
перед арендодателем зачтена
в |
76 |
62 |
41 300 |
3.3. Погашение дебиторской
задолженности путем
Уступка права требования (цессия) - это специальный договор, положения которого регулируются гл. 24 ГК РФ. В операции переуступки права требования принимают участие три лица: должник, прежний кредитор (цедент) и новый кредитор (цессионарий). В соответствии со ст. 382 ГК РФ согласия должника на перевод долга не требуется, однако его следует поставить в известность и лучше в письменном виде, так как если должник погасит долг первоначальному кредитору (цеденту), то без подтверждения о его информировании о новом кредиторе обязательства должника будут считаться исполненными должным образом. Кроме того, в письменном информировании должен быть прямо заинтересован цедент, так как после уведомления должника о новом кредиторе (цессионарии) он перекладывает риск неблагоприятных последствий на нового кредитора.