Расходы банка и пути их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть сущность расходов банка и пути их оптимизации
Область использование полученных знаний: данные знание и полученные результаты помогут сделать вывод о том, расходы для банка более преимущественны по сравнению с доходами, т.к. деятельность банка без расходов не осуществима, если нет расходов, то нет и доходов.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_ODB.docx

— 148.38 Кб (Скачать файл)

И, наконец, стратегия "лидера" предполагает создание высококачественной, конкурентоспособной продукции, превосходящей аналогичную продукцию по своим параметрам. Банк, придерживающийся такой стратегии, может разрабатывать следующие виды ценовой политики:

  • политика «снятия сливок», при которой первоначальная продажа конкретных услуг идет по высоким ценам, значительно выше уровня издержек, а потом постепенно снижается. Главным фактором осуществления такой политики является высокий уровень спроса со стороны большого числа клиентов.

Первоначальная группа потребителей не так чувствительна к цене, как последующие покупатели, восприятие высоких цен со стороны клиентов свидетельствует о высоком качестве товара;

  • политика дискриминационных цен по отношению к конкретному рыночному сегменту ("нише", "окну"), связанная с таможенными пошлинами, с использованием услуг конкретного посредника;
  • политика единых цен;
  • политика престижных цен.

Для определения ценовой стратегии и политики также необходимо проанализировать три модели направления деятельности производителя-банка, а именно затратную (для определения объема и оптимального соотношения затрат на ориентацию и формирование той или иной ценовой политики) и условную стратегию банка; ресурсную (анализ его возможностей в условиях существующих материальных, трудовых, энергетических, финансовых и других ресурсов, которыми он располагает или может располагать в перспективе) и модель эффективности, с помощью которой руководство банка определяет и выбирает оптимальный вариант ценовой стратегии и политики.

Прежде всего, руководство банка анализирует основные факторы определения цен на свой товар, такие, как динамика объема продаж, норма ожидаемой и возможной прибыли, психологическая граница цен и прочие. Рассмотрим некоторые их них.

  1. Динамика объема реализации услуг. В этом случае специфика проводимого анализа вытекает из конечных целей, преследуемых руководством. Это могут быть: реализация услуг любой ценой; увеличение доли рынка (рыночного сегмента, ниши, окна); получение максимально высокой прибыли в кратчайшие сроки; получение разумной (оптимальной) высокой прибыли на максимально длительный период; стимулирование продажи нового товара; вхождение в рыночную систему вновь появившихся производителей; снижение спроса на товар и прочее.

Объем продаж продукции в статике и динамике зависит от потребности и спроса на предлагаемый товар.

Увеличение объема продаж некоторых основных видов товаров является результатом "эффекта дохода" и "эффекта замещения", т.е. величина спроса на товар есть функция от следующих факторов: (1.3)

Dx= (Tx,1,Px,Py,Pz,W,F),                                                                     

где: Dx— спрос на товар;

Тх — потребность покупателя в данном товаре;

  1. — доход покупателя, т.е. его возможность приобретения этого товара;

Рх — цена на этот товар;

Ру — цена на товар-заменитель (товар-субститут);

Pz— цена на дополняющий его товар;

W— уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;

F — мнение потребителя относительно перспектив его экономического благосостояния.

  1. Норма прибыли. Полученной прибылью банку необходимо покрыть все свои затраты; поддержать цены на уровне (под, над уровнем) конкурентов. Но получение прибыли в определенный момент нельзя абсолютизировать. Возможны случаи, когда от внедрения новой технологии, осуществления конкретных банковских операций, решения экологических и социальных проблем прибыль и выгода получаются не сразу, и так называемый косвенный эффект с избытком компенсируется в дальнейшем. Одним из основных факторов, влияющих на уровень цены услуги, является его качество.
  2. Психологические границы цен. Они формируются в сознании и производителя, и потребителя под влиянием множества факторов. Например, какая- то операция стоит примерно 985 д. ед., а рядом предлагается совершенно аналогичный товар стоимостью 990 д. ед. По данным ряда социологических исследований, около 60 % покупателей приобретут первый товар по цене 985 д. ед., потому что его цена создает подсознательное восприятие о более точном и достоверном способе определения цены. Это относится к суммам, выраженным трехзначным числом. Другой пример: два товара-аналога стоят 98,10 д. ед. и 97,90 д. ед. Здесь покупатель в большинстве своем купит дешевый товар, не интересуясь его другими характеристиками. Этот метод определения психологических границ цен годится для товара с более низкой стоимостью (одно двузначное число).

Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики цена возрастает не пропорционально качеству товара, а как бы опережая его, и, наоборот, при снижении технического уровня и качества товара относительно общепризнанного уровня цена снижается более прогрессивно.

Существует несколько видов цен:

а) цены фактических сделок, которые чаще всего используются в расчетах между банками и их филиалами. Иногда их называют внутренними или трансфертными ценами;

б) биржевые цены (котировки), в случае, когда товары являются объектами биржевой торговли;

в) цена аукционов и торгов. Например, регулярно проводимые аукционы денежных ресурсов. Существуют аукционы, которые играют на понижение уровня цен, и такие, которые играют на их повышение;

г) среднестатистические цены, которые подразделяются на цены продавца (отношение величины себестоимости произведенного товара за определенный период к его количеству) и цены покупателя (отношение стоимости проданных за определенный период товаров к их количеству);

д) справочные цены, которые помещены в различных справочных изданиях, прейскурантах, журналах, газетах. Их характерной чертой является относительно небольшая подвижность;

е) сезонные;

ж) экспортные, которые должны быть соизмеримы с мировыми, носящими регулярный характер и предусматривающими платежи в СКВ;

з) оптовые, по которым производитель реализует свой товар своим контрагентам, но не физическим лицам;

и) розничные, по которым их приобретает конечный потребитель.

В системе банковского маркетинга прибыль отображает основные финансовые результаты его деловой активности и дает ему возможность произвести все выплаты в бюджет. Национальному банку и своим контрагентам.

Стоимость банковских услуг определяется договором между клиентом и коммерческим банком, но с учетом развития рынка аналогичных услуг в регионе и получение соответствующей прибыли. В настоящее время особенно ценятся услуги по своевременным расчетам между покупателем и поставщиком, а также услуги, связанные со внедрением новых платежных средств в виде кредитных и других пластиковых карт, векселей, чеков и других. Рост доходности работы банков на современном этапе развития могут дать услуги, которые обеспечивают улучшение комплексного расчетно-кассового обслуживания клиентов, проведение операций с ценными бумагами, развития операций с наличной иностранной валютой, страховые, аудиторские и лизинговые услуги.

Важным резервом в экономии затрат банка является осуществление мероприятий по компьютеризации банковских операций.

Особое значение для банка имеет правильное определение стоимости банковских услуг. Оптимальным ориентиром при установлении комиссионных платежей должны быть затраты на банковские операции и цены, сложившиеся на рынке данного вида услуг. В настоящее время размер платы может устанавливаться по абонентному принципу за комплекс услуг, оказываемых в определенном договорном порядке.

Можно использовать два варианта определения платы за банковские услуги. Например, при расчете комиссионных платежей за расчетные услуги можно, во-первых, определить размер платы банку как частичное отделение общих издержек банка, связанных с проведением расчетных операций, на количество клиентов с учетом планируемой рентабельности. В зависимости от объемов операций, выполняемых по счетам конкретного клиента, средний размер платы для него может корректироваться на поправочный коэффициент, для клиентов с более интенсивным платежным оборотом при установлении размера платы за расчетные услуги применяются и более высокие поправочные коэффициенты (формула 1.4) [23]

Ркл= RRплан * Дплан / К * (1+ Пплан / Rобщ.план),                                        

где: Ркл - средний размер платы с одного клиента;

RRплан- сумма плановых расходов на расчетные операции;

Дплан - плановая рентабельность;

К - количество клиентов;

Пплан - плановая прибыль банка;

Яобщ.план- общие плановые расходы банка;

Во-вторых, иной вариант расчёта платы предполагает использование данных о стоимости обработки одного платежного документа, рассчитанной как частное от деления суммы плановых расходов на проведение расчетов в целом по филиалу на число обрабатываемых в данном периоде платежных документов [23, с. 18].

При этом количество документов может определяться по данным соответствующего периода года или по аналогии с подобными клиентами (формула 1.5).

Ддплан= RRплан / Кnд* (1+P1д/100), (1.5)

где: Ддплан - плановая рентабельность обработки документа;

RRплан - сумма плановых расходов на расчетные операции;

Кпд - число платежных документов;

Р1д - стоимость одного документа;

Умножив цену обработки одного платежного документа на среднее число документов, приходящихся на клиента за определенный период (месяц, квартал, год), получим размер платы с данного клиента.

С учетом специфики работы филиала, разнообразия услуг, предлагаемым клиентам, различного удельного веса затрат на осуществление тех или иных услуг в сумме всех расходов на их оказание, может быть заключен единый договор на расчетное и кассовое обслуживание вместо отдельных договоров по этим или иным операциям.

На конечные результаты работы банка влияют также размеры расходов, являющихся переменными в долгосрочной перспективе. Общий размер расходов коммерческого банка зависит от того, в каких условиях он осуществляет свою деятельность и какие цели ставит по достижению своей результативности. Но в конечном счете, результаты работы коммерческих банков определяются размером полученной прибыли.

Важнейшими направлениями развития услуг и увеличения доходности работы коммерческих банков Республики Беларусь могут стать услуги обеспечивающие:

  • улучшение расчетно-кассового обслуживания клиентов, удовлетворение потребности в наличных денежных средствах и других платежных средствах как по счетам в иностранной валюте, так и в белорусских рублях;
  • проведение операций с ценными бумагами банка и его клиентов;
  • реализация инвестиционных и приватизационных программ;
  • внедрение услуг гражданам в виде ведения счетов и хранения ценностей;
  • развитие страховых, аудиторских, лизинговых и других операций и услуг.

Безусловно, доходы от этих услуг менее значительны по сравнению с доходами от кредитных или валютных операций, но оказание их клиентам банка повышает его престиж, привлекательность, в том числе и для частных клиентов банка.

Таким образом можем подвести сделать вывод, что для совершенствование организационной структуры необходимо оценить свои операции и свои услуги, для привлечение клиентов с низкой их стоимостью и расширением спектра операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА РАСХОДОВ БАНКА

    1. Оценка выполнения плана и динамики расходов банка

Анализ расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности банка, а, следовательно, и оценки эффективности его как коммерческой организации. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли. Анализ финансовой деятельности банка производится одновременно с анализом ликвидности баланса банка, и на основании полученных результатов делаются выводы относительно надежности банка в целом.

Отдел учета внутрибанковских операций, к которым и относится учет расходов банка, постоянно анализирует состав и динамику расходов банка для обеспечения бесперебойной деятельности банка и создания необходимых условий для привлечения на обслуживание юридических и физических лиц.

При анализе расходов банка используются:

  • информационно-аналитические материалы территориальных органов Министерства статистики и анализа Республики Беларусь о социально-экономическом развитии региона;
  • укрупненный бухгалтерский баланс банка (филиала) (форма № 1 годового отчета) за исследуемый период;
  • отчет о прибыли и убытках (форма № 2 годового отчета) за исследуемые периоды;
  • ведомость начисленных процентов за анализируемый период;
  • детализированная ведомость доходов и расходов за эти периоды;

Информация о работе Расходы банка и пути их оптимизации