Расходы банка и пути их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть сущность расходов банка и пути их оптимизации
Область использование полученных знаний: данные знание и полученные результаты помогут сделать вывод о том, расходы для банка более преимущественны по сравнению с доходами, т.к. деятельность банка без расходов не осуществима, если нет расходов, то нет и доходов.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_ODB.docx

— 148.38 Кб (Скачать файл)

На протяжении последних 20 лет много внимания уделялось проблеме оценки эффективности банковского сектора. Данный вопрос имеет большое значение для банковского сектора, деятельность которого связана с перераспределением финансовых ресурсов в экономике, а, следовательно, прямо или косвенно затрагивает повышение благосостояния экономических агентов в результате эффективного использования финансовых ресурсов.

Эффективность — относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим его получение. Эффективность — одна из возможных характеристик качества некоторой системы, характеристика качества хозяйствования, на основе сопоставления затрат и результатов функционирования системы.

Таким образом, экономическая эффективность связана с достижением эффективности, как при производстве, так и при распределении, что подразумевает выбор оптимальных уровней ресурсов и/или выпуска на основании реакции рыночных цен. Для этого банк должен стремиться оптимизировать такие экономические цели, как минимизация издержек и максимизация прибыли, что, в свою очередь, зависит от способности менеджеров использовать эффективные технологии и реагировать на сигналы рынка.

Двойственная природа эффективности банков является следствием того, что банки, являясь частными институтами, одновременно выступают в качестве источника общественных благ, поэтому эффективные с точки зрения собственников банки могут быть неэффективны с точки зрения экономики и наоборот. Это объясняется следующими причинами:

  1. Собственники рассматривают банк как источник прибыли. Важным элементом увеличения ее объема является управление доходами и расходами. Конкретным выражением эффективности является показатель размера дивидендов, выплачиваемых банком на одну акцию, и стоимость акций банка на рынке, что определяет привлекательность банка для инвесторов и позволяет ему увеличивать собственный капитал не только за счет внутренних, но и за счет внешних источников. Отсутствие притока капитала сдерживает наращивание объемов активных и пассивных операций, а, следовательно, увеличение доли банка на различных сегментах финансового рынка.
  2. С точки зрения экономики эффективность банков означает быструю и с наименьшими издержками трансформацию сбережений в инвестиции, а также сбор, обработку и оценку информации о потенциальных заемщиках. Это позволяет идентифицировать эффективность будущих инвестиций и гарантировать, что экономическая деятельность банка не будет вступать в противоречие с интересами владельцев сбережений, стремящихся к сохранению размещенных депозитов и получению максимального дохода по ним [8, с. 338].

Финансовое положение банка зависит от имеющихся у него экономических ресурсов, финансовой структуры, ликвидности, платежеспособности, а также возможности адаптироваться к изменению условий в экономике.

Таким образом, эффективность банка в общем смысле характеризует его способность своевременного и стабильного создания денежных потоков. Она также оказывает влияние на финансовое положение банка и его устойчивость, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.

Эффективность деятельности банка — интегральный сравнительный показатель, характеризующий результат деятельности банка как экономической системы с определенными целевыми приоритетами. Эффективность — критерий реализации целевых установок банка, планов и программ развития бизнеса

Можно предположить, что при увеличении спроса на банковские услуги наибольшую выгоду получают банки, которые осуществляют более гибкое управление издержками и могут предоставить услуги клиентам с наименьшими предельными издержками и за счет этого увеличить объем прибыли на условную единицу услуг или активов. Такого рода стратегия поведения характерна, прежде всего, для небольших и средних банков, которые являются эффективными не только с точки зрения их собственников, но и с точки зрения экономических агентов, пользующихся их услугами.

Существующий низкий уровень эффективности большей части банковского сектора является следствием:

  • невысоких темпов структурных преобразований в экономике;
  • сохранения неэффективной системы перераспределения кредитных ресурсов в экономике;
  • активного участия государства в данном процессе.

Основными причинами финансовых трудностей банка являются:

  • проведение рискованной кредитной политики;
  • неудовлетворительное финансовое положение должников кредитной организации;
  • иммобилизация средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие дохода;
  • низкое качество управления кредитной организацией;
  • другие причины [8, с. 339].

Можно выделить следующие факторы повышения прибыльности, эффективности деятельности коммерческого банка:

  1. правильное управление ресурсами.

Основные рекомендации по управлению расходами банка сводятся к следующему: следует минимизировать долю заемных средств и увеличивать удельный вес собственных. Постоянный рост размера собственных средств - необходимое условие расширения сферы деятельности банка и увеличения объема его активных операций.

Кроме того, наличие солидного собственного капитала является основным условием надежности банка. Собственный капитал дает банку возможность сохранять платежеспособность путем создания резервов, позволяющих ему функционировать и выполнять свои обязательства даже при наличии убытков.

Таким образом, от величины собственных средств зависят финансовая устойчивость кредитного учреждения, его рейтинг, объем привлекаемых депозитов и другие параметры.

Учитывая вероятные отрицательные последствия инфляции, банкам необходимо принять комплекс мер по дальнейшему наращиванию собственного капитала, в особенности уставного фонда, прибыли, не допускать излишнего расходования средств на собственное потребление;

  • в структуре привлеченных средств необходимо повышать долю средне- и долгосрочных ресурсов и, соответственно, уменьшить размеры и долю краткосрочных и текущих пассивов, расширять ресурсную базу;
  • следует определить оптимальную комбинацию привлеченных источников исходя из специфики данного коммерческого банка;
  • необходимо управлять процентными ставками по привлекаемым ресурсам;
  • требуется повышать качество ресурсов;
  1. правильное управление пассивными и активными операциями определяет доходность операций, эффективность деятельности и стабильность банка. Формирование банковских ресурсов и предоставление ссуд находятся в тесной взаимосвязи.

На практике управление пассивами и активами усложняется в связи с тем, что финансовый менеджмент вынужден учитывать требования регулирующих органов, желания вкладчиков и клиентов, цели акционеров банка, а также интересы общества. Банковский менеджмент обязан гармонизировать эти многогранные отношения таким образом, чтобы общество не ставило под сомнение платежеспособность, ликвидность или устойчивость банковской системы, а вкладчики имели полную уверенность в надежности любого банка;

  1. изменение структуры активов банка может происходить путем улучшения качества кредитного портфеля банка. Кредитование — основной банковский бизнес, однако сегодня, если оценивать ситуацию без учета перспективы, это не всегда высокодоходное и надежное средство размещения банковских ресурсов. С другой стороны, только кредитование реального сектора экономики в конечном итоге может содействовать подъему национальной экономики и, соответственно, через экономическое оздоровление клиентуры приведет к повышению финансовой устойчивости и надежности банковской системы страны.

При этом должны быть сокращены расходы банка, в том числе на обслуживание долга и расходы на управление. Излишние и неработающие активы должны быть проданы. Должны проводиться мероприятия по возврату ссуд, взаимозачеты и др. Первая задача на этом пути состоит в оптимизации структуры предлагаемых банком услуг. Второй не менее важной задачей является разработка и предложение новых услуг клиентам. Разработка услуг-новинок — новый источник доходности для банков. Она включает ряд стадий: поиск идей и их накопление, отбор подходящих идей, выработка путей реализации разрабатываемой новинки-услуги; отбор подходящего варианта реализации и формулирование стратегии о конкретных мерах по предложению новой услуги на рынок банковских услуг; анализ возможностей в плане охвата рынка, объемов сбыта и прибыли; разработка новых услуг и их испытание в рыночных условиях, выведение новинки-услуги на рынок банковских услуг. Доведение новых банковских услуг до клиента является задачей, которую решает маркетинг, и от ее выполнения в полной мере зависит успех деятельности банка.

План мер по финансовому оздоровлению банка должен обязательно содержать меры по получению дополнительных доходов, источниками которых могут быть безрисковые комиссионные операции и операции, не требующие больших затрат, а также размещение привлеченных ресурсов под конкретные рентабельные операции.

На финансовом рынке Республики Беларусь по мере обострения конкуренции на рынке кредитов и других доходных активов и по мере того, как многие кредиты переходят в разряд просроченных, сомнительных, все большее число белорусских банков стали уделять внимание увеличению непроцентной прибыли в форме комиссионного вознаграждения. Подобный подход позволяет белорусским банкам увеличивать размер чистой прибыли, что, в конечном счете, сказывается на общем показателе экономической эффективности работы банка;

  1. готовность населения хранить свои сбережения в белорусских банках.

Формирование портфеля банковских услуг является одним из ключевых моментов для эффективной работы банка как с уже имеющимися у него клиентами, так и с потенциальными.

В условиях крайне жесткой конкуренции важнейшей составляющей на рынке банковских услуг является способность банка эффективно взаимодействовать с потенциальными потребителями. Именно поэтому деятельность коммерческого банка должна основываться на маркетинге, в обязательном порядке необходимо использовать стратегию максимального удовлетворения потребностей клиентов;

  1. децентрализация банковского маркетинга (концентрация усилий сотрудников исключительно на своих операциях), а также создание в банке системы перекрестных продаж;
  2. адекватное и своевременное реагирование на возникающие в банках проблемные и кризисные ситуации;
  3. совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля;
  4. развитие информационных технологий;
  5. кадровое обеспечение.

При оценке реальности плана финансового оздоровления учитываются также следующие факторы:

  • сможет ли банк нормально функционировать при планируемом уменьшении административно-хозяйственных расходов;
  • имеются ли технические и финансовые возможности для развития операций, которые могут принести доход с учетом показателей средней доходности таких операций в регионе;
  • возможность реализации активов: сначала — вообще, а затем возможность реализации по планируемой цене и в установленные сроки;
  • реальность взыскания дебиторской задолженности с учетом имеющихся судебных решений.

Если анализ реальности и возможности восстановления прибыльности, платежеспособности и ликвидности банка подтверждается, то оцениваются перспективы развития банка, при этом учитываются:

  • конкурентоспособность коммерческого банка с точки зрения квалификации ее персонала, объема и качества предлагаемых услуг, уровня банковских технологий и сервиса;
  • наличие устойчивых источников дохода;
  • перспективы выполнения пруденциальных норм деятельности;
  • наличие устойчивой клиентской базы;
  • заинтересованность собственников банка в его развитии [2, с. 247].

Информация о работе Расходы банка и пути их оптимизации