Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление различий в понимании и подходах к определению себестоимости и затрат, её формирующих, в финансовом, налоговом и управленческом учетах.
Для достижения данной цели будут решены следующие задачи:
1. Анализ трактовок понятий себестоимости, затрат и расходов в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский и налоговый учет, и в экономической литературе, посвященной управленческому учету.
2. Рассмотрение целей и функций каждого вида учета как определяющего фактора в понимании и формировании себестоимости и затрат.
3. Освещение вопроса различного понимания затрат и расходов в экономической литературе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ 5
1.1. Цель учета как определяющий фактор в определении себестоимости 5
1.2. Понятие «себестоимость» в экономической науке и нормативных документах 7
1.3 Понятия затрат и расходов, их различие и использование 11
1.3.1 Экономическая сущность затрат и расходов 11
1.3.2 Экономические и бухгалтерские затраты 13
2. РАСХОДЫ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА 15
2.1. Порядок формирование себестоимости в финансовом учете 15
2.2. Особенности учета расходов в финансовом учете 18
2.3. Расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций 21
2.4 Оценка незавершенного производства в налоговом и финансовом
учете 24
3. ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ 26
3.1. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости в управленческом учете 26
3.1.1. Методы учета затрат в зависимости от объектов учета 26
3.1.2. Методы учета затрат в зависимости от полноты их включения в себестоимость 27
3.1.3. Методы учета затрат в зависимости от управленческой интерпретации затрат 28
3.2. Классификация затрат в целях управления 29
3.3 Признание затрат в учетно-аналитической системе предприятия. Трансакционные затраты 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
3.3 Признание
затрат в учетно-аналитической
системе предприятия.
Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что ресурсы, использованные в результате деятельности хозяйствующего субъекта, подсистемами финансового и налогового учета трактуются как расходы отчетного периода, а подсистемой управленческого учета - как затраты. Систему учета затрат на предприятии можно представить в виде схемы 1.
Все затраты хозяйствующего субъекта на схеме 1 объединены по определенным признакам. Группировка затрат в подсистемах финансового и управленческого учета и подсистеме налогового учета.
И хотя для налогового учета характерно понятие "расходы", считается целесообразным показать на схеме, что не все затраты хозяйствующего субъекта признаются расходами в целях налогообложения.
В рамках подсистемы бухгалтерского учета имеет значение группировка затрат в разрезе видов деятельности (основной, инвестиционной, прочей) и элементов затрат, что и отражено на схеме. Такая группировка затрат предусмотрена ПБУ 10/99 и отвечает основной цели бухгалтерского учета - отражению сумм затрат на счетах бухгалтерского учета.
В подсистеме управленческого
учета отсутствуют
Трансакционные затраты включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.
В подсистеме налогового учета группировка расходов осуществляется по такому же признаку, как и в подсистеме бухгалтерского учета, и соответствует положениям НК РФ. На схеме выделены расходы, связанные с производством и реализацией в разрезе элементов, и внереализационные расходы. Затем происходит перераспределение по двум группам: расходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения.
При наступлении отчетного периода не все затраты хозяйствующего субъекта признаются расходами отчетного периода. Под признанием в качестве расходов в данном случае понимается отражение сумм произведенных расходов на счетах бухгалтерского учета и в публичных формах отчетности (бухгалтерская финансовая и налоговая отчетность).
В результате часть затрат хозяйствующего субъекта, которая на схеме 1 выделена в обособленную группу как затраты, учитываемые только в подсистеме управленческого учета, остается за рамками понятия "расходы отчетного периода" в бухгалтерской и налоговой подсистемах. К таким затратам относят в первую очередь те, которые не признаются в целях налогообложения. По определению налогового законодательства, это документально не подтвержденные и экономически необоснованные затраты. Затраты из этой группы могут быть признаны расходами в последующих отчетных периодах (например, при соответствующем документальном оформлении), а могут так и остаться в составе непризнанных. Затратами, учитываемыми только в подсистеме управленческого учета, могут являться трансакционные, которые не учитываются в подсистемах бухгалтерского и налогового учетов, и прочие затраты. Категорию затрат, учитываемых только в подсистеме управленческого учета, не следует отождествлять с выделенной на схеме группой "Постоянные разницы", которые также не учитываются в целях налогообложения. Отличие заключается в том, что суммы постоянных разниц в качестве постоянного налогового обязательства отражаются на счетах подсистемы бухгалтерского учета.
В рыночных условиях хозяйствующие субъекты должны располагать наиболее полной информацией о затратах. Подход к учету затрат должен быть системным. Именно при системном подходе к пониманию затрат группа "Затраты, учитываемые только в подсистеме управленческого учета" остается внутри системы, а не за ее рамками. В этом случае можно говорить о целостности учетной бухгалтерской системы и сохранении ее свойств при изменении условий внешней среды.
Схема 1. Признание затрат в учетно-аналитической системе предприятия
┌────────┴────────────────────
┌────────────────────────────┤
│
└─────────────────────────────
│┌──────────────────┐┌────────
││ Затраты, ││ Затраты ││Трансакционные││ Затраты, ││ Затраты, ││ Затраты, ││Прочие ││ │ признаваемые │ │ признаваемые ││
││декапитализируемые││ на оплату ││ затраты ││ связанные с ││ возникающие ││ связанные с ││затраты, ││ ││ расходами в │ │ расходами в │
││ и (или)
││ труда и ││
││приобретением││ в отчетном
││осуществлением││в том числе│
││рекапитализируемые││ отчисления │└───────────┬──┘│ внеоборотных││ периоде, ││ финансовых ││непроизвод-││ ││ налогообложения │ │ налогообложения │
││в отчетном периоде││на социальные│ │ │ активов ││но относящиеся││ вложений ││ственного ││ └────────┬────────┘ └──────────────────┘│
│└──────────────┬───┘│ нужды │ │ │ ││ к будущим ││ ││характера ││ └─ - - - -│- - - - - - - - - - - - - - - - - ┘
│
│ └────────────┬┘
│ │
││ отчетным ││
││ ││
┌────┴─────────────┐
│┌─────────────┐│┌────────────
││ Затраты,
│││Затраты, ││
│ └───────┬─────┘└───────┬──────
││ связанные с │││связанные с ││ │ │ │\/│ │ │ │\/│ │ │ │ Расходы, │ │Внереализационные│ │ │
││приобретением│││
││ запасов и их│││услуг производ-││ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │││ производством│ └─────────────────┘ │ │
││ переработкой│││ственного
││
│││характера ││
│ │
│ │ │
│ │ │ │
││└──────────────┘
│└──────┬──────┘│└───────┬────
└───────┼───────┼────────┼────
\│/ \│/ \│/ \│/ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ││ расходы │ │ │
┌───────┴───────┴────────┴────
│ Затраты, формирующие
себестоимость │
│ │
│ │ │
│ │ │ │
│┌──────────────┐
│ продукции (работ, услуг) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├┤ Расходы на │ │ │
└───────┬───────┬──┬──┬───────
/│\
│ │ │ ┌───────────────────┘
│ │ │
│ │
┌───────────┘ │
│ └──────────┐
│ │ │ │
│┌──────────────┐
│ │ │ │ \│/ \│/ │ │ \│/ \│/ │ │ │ ││ Суммы │ │ │
┌──────┴── -- ─┤ │ ├── -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ┤ ├ -- -- -- -- -- -- -- -- -- ┤ ├─ ─┴─┐ ├┤ начисленной │ │ │
│
│ │ │
│ Затраты
│ │ │ для целей
│ │ │ │и стратегического управления в целевой │ │(векторной) направленности │ │ │ │┌──────────────┐ │ │
│
│ │ │
│
│ │ │
│
│ │ │
\│/
│ │ │
│ │ │