Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление различий в понимании и подходах к определению себестоимости и затрат, её формирующих, в финансовом, налоговом и управленческом учетах.
Для достижения данной цели будут решены следующие задачи:
1. Анализ трактовок понятий себестоимости, затрат и расходов в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский и налоговый учет, и в экономической литературе, посвященной управленческому учету.
2. Рассмотрение целей и функций каждого вида учета как определяющего фактора в понимании и формировании себестоимости и затрат.
3. Освещение вопроса различного понимания затрат и расходов в экономической литературе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ 5
1.1. Цель учета как определяющий фактор в определении себестоимости 5
1.2. Понятие «себестоимость» в экономической науке и нормативных документах 7
1.3 Понятия затрат и расходов, их различие и использование 11
1.3.1 Экономическая сущность затрат и расходов 11
1.3.2 Экономические и бухгалтерские затраты 13
2. РАСХОДЫ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА 15
2.1. Порядок формирование себестоимости в финансовом учете 15
2.2. Особенности учета расходов в финансовом учете 18
2.3. Расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций 21
2.4 Оценка незавершенного производства в налоговом и финансовом
учете 24
3. ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ 26
3.1. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости в управленческом учете 26
3.1.1. Методы учета затрат в зависимости от объектов учета 26
3.1.2. Методы учета затрат в зависимости от полноты их включения в себестоимость 27
3.1.3. Методы учета затрат в зависимости от управленческой интерпретации затрат 28
3.2. Классификация затрат в целях управления 29
3.3 Признание затрат в учетно-аналитической системе предприятия. Трансакционные затраты 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
Затратами, учитываемыми только в управленческом учете, могут являться трансакционные, которые не учитываются в подсистемах бухгалтерского и налогового учетов, и прочие затраты.
6. Бухгалтерские расходы подразделяются на две категории – на расходы по обычным видам деятельности и на прочие расходы.
При формировании расходов по обычным видам деятельности организация должна обеспечить их группировку по следующим признакам (элементам):
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
В течение месяца прямые, элементные затраты учитываются в себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг). Косвенные, комплексные расходы включаются в себестоимость продукции по-разному, в зависимости от характера и периода времени, к которому они относятся.
Помимо разбивки затрат по элементам нужно организовать учет расходов и по статьям затрат, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно.
7. Расходы, учитываемые при налогообложении, делятся на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы, связанные с
производством и реализацией, должны
учитываться в разрезе
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации;
- прочие расходы.
В налоговом учете также предписывается разделение расходов на прямые и косвенные:
- косвенные расходы
списываются полностью, месяц
в месяц на уменьшение
- прямые расходы необходимо распределять между незавершенным производством, непроданной продукцией и реализованной продукцией.
8. Понятия прямых и косвенных расходов в налоговом учете не соответствуют прямым и косвенным расходам в бухгалтерском учете: в первом затраты на эти группы разделены в чисто фискальных целях, а во втором их группировка имеет экономический смысл: на прямые и косвенные затраты делятся по способу отнесения к расходам на производство отдельных видов продукции.
В бухучете в соответствии с тем или иным принципом косвенные затраты распределяются между отдельными объектами учета затрат или калькуляции. В налоговом учете они сразу списываются в налоговую базу текущего периода.
9. Бухгалтерская оценка незавершенного производства и готовой продукции, как правило, не может использоваться для целей налогообложения. Причиной тому - некоторые различия в бухгалтерском и налоговом учете.
Во-первых, при принятии
к бухгалтерскому или налоговому
учету основных средств и материально-
Во-вторых, методы оценки материальных ценностей при передаче их для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и методы начисления амортизации по основным средствам не всегда одинаковы.
В-третьих, в налоговом учете существуют ограничения по признанию расходов, связанных с производством и реализацией продукции. Речь идет о требовании к экономической оправданности расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ) и прямом запрете на признание определенных видов расходов. Например, запрет на признание ряда расходов на оплату труда, установленный ст. 270 НК РФ.
Наконец, в-четвертых, в налоговом и бухгалтерском учете свой состав прямых расходов.
10. В тех случаях, когда это существенно не снизит объективность получаемой информации, используя учетную политику, можно добиться некоторого сближения бухгалтерского и налогового учета. Это поможет избежать трудоемкого отражения временных разниц по ПБУ 18/02, а также позволит при исчислении налога на прибыль пользоваться данными бухучета.
Для сближения бухгалтерского и налогового учета нужно установить одни и те же методы (способы) учета разных видов имущества, учета доходов, расходов и т.д. Например, установить одинаковые:
- методы списания сырья и материалов в производство и товаров при продаже;
- перечни затрат, включаемых
в первоначальную стоимость
- методы начисления амортизации по основным средствам;
- сроки полезного использования
основных средств на основании
Классификации основных
- способы признания коммерческих расходов. Например, отнесение их в бухгалтерском учете к расходам на продажу в полном размере, а в налоговом учете - к косвенным расходам;
- перечни затрат, включаемых
в прямые расходы. В
Однако полного совпадения сумм расходов в бухгалтерском и налоговом учете добиться вряд ли возможно, так как ряд расходов нормируется для целей налогообложения, а в бухучете все расходы отражаются в полной сумме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
2. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
4. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99).
5. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01).
6. Соколов Ю.А. Формирование себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учетах. – М: Издательство «Альфа-Пресс», 2005.- 216 стр.
7. Котляров С. А. Управление затратами. - СПб: Питер. - 2001.
8. Ефремова А.А. Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов – М: Вершина, 2006.-208 с.
9. Николаева С.А. Управленческий учет - Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2002.
10. Друри, К. Введение в управленческий и производственный учет / К. Друри. – М.: Юнити, 2002.
11. Классификационные признаки градации базовой терминологии учетно-аналитической системы в рамках затрат, расходов, издержек /Усатова Л.В.// Экономический анализ: теория и практика. – 2008 - N 23.
12. Сближение бухгалтерского и налогового учета: предпосылки и проблемы / Лапина О.Г. // Налоговая политика и практика – 2008 - N 5.
13. Как учесть расходы в новом году / Семенихин В. // Аудит и налогообложение – 2011 - N 1.
14. Экономическая сущность затрат и расходов в бухгалтерском учете / Галкина Е.В. // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании – 2006 - N 4.