Различия в понимании затрат и себестоимости в финансовом, управленческом и налоговом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление различий в понимании и подходах к определению себестоимости и затрат, её формирующих, в финансовом, налоговом и управленческом учетах.
Для достижения данной цели будут решены следующие задачи:
1. Анализ трактовок понятий себестоимости, затрат и расходов в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский и налоговый учет, и в экономической литературе, посвященной управленческому учету.
2. Рассмотрение целей и функций каждого вида учета как определяющего фактора в понимании и формировании себестоимости и затрат.
3. Освещение вопроса различного понимания затрат и расходов в экономической литературе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ 5
1.1. Цель учета как определяющий фактор в определении себестоимости 5
1.2. Понятие «себестоимость» в экономической науке и нормативных документах 7
1.3 Понятия затрат и расходов, их различие и использование 11
1.3.1 Экономическая сущность затрат и расходов 11
1.3.2 Экономические и бухгалтерские затраты 13
2. РАСХОДЫ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА 15
2.1. Порядок формирование себестоимости в финансовом учете 15
2.2. Особенности учета расходов в финансовом учете 18
2.3. Расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций 21
2.4 Оценка незавершенного производства в налоговом и финансовом
учете 24
3. ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ 26
3.1. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости в управленческом учете 26
3.1.1. Методы учета затрат в зависимости от объектов учета 26
3.1.2. Методы учета затрат в зависимости от полноты их включения в себестоимость 27
3.1.3. Методы учета затрат в зависимости от управленческой интерпретации затрат 28
3.2. Классификация затрат в целях управления 29
3.3 Признание затрат в учетно-аналитической системе предприятия. Трансакционные затраты 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Курсовая_УУ.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

 │              │  │  │                                          │  │                            │  │     │       ┌───────────┐         ┌───────────┐      │ │

                │  │  └──────────────┐                           │  │                            │  │             │Расходы,   │         │Расходы, не│      │   │

 │              │  │______________   │                           │ │                            │ │     │       │учитываемые│         │учитываемые│      │ │

                │  │              │  │                           │  │                            │  │             │в целях    о---------ов целях    │      │  │

 └─ -- ---     ─┤  ├─ --- --- -- ─┤  ├── --- -- ─┐               │  │              ┌ -- -- -- - ─┤  ├ - - ┘       │налогооб-  │    /\   │налогооб-  │      │  │

                │  │              │  │                           │  │                            │ │             │ложения    │   /  \  │ложения    │      │ │

                │  │              │  │           │               │  │              │             │  │             └───────────┘   ┐  ┌   └───────────┘      │  │

                │ │              │ │                           │ │                            │ │                             │ │                     │ │

                │  │              │  │          \│/              │  │             \│/            │  │                             │ │                     │ │

┌───────────────┴──┴──────────────┴──┴───────────┴───────────────┴──┴──────────────┴─────────────┴──┴─────────────────────────────┴──┴─────────────────────┴──┴──┐

│                                                                    Расходы отчетного периода                                                                   │

└───────────────┬──┬──────────────┬──┬───────────────────────────┬──┬────────────────────────────┬──┬─────────────────────────────┬──┬─────────────────────┬──┬──┘

                │  │        ┌─────┴──┴───────────────────────────┴──┴─────────────────────────┐   │  │                             │  │                     │  │

┌───────────────┼──┼────────┤    Расходы в подсистемах бухгалтерского и управленческого учета ├──┤  ├────────┐                    │ │                     │ │

│              ─┘  └─       └─────┬──┬───────────────────────────┬──┬─────────────────────────┘  │  │        │                    │  │                     │  │

│              \    /             ┘ └                           ┘ └                            ┘ └        │                    │ │                     │ │

│               \  /              \  /                           \  /                            \  /        │                    │ │                     │ │

│                \/                \/                             \/                              \/         │                    │  │                     │  │

│┌───────────────────────┐  ┌────────────────────┐      ┌────────────────────────┐      ┌───────────────────┐│                    │  │                     │  │

││Запасоемкие затраты  или│  │Расходы, связанные с│    ┌─┤Капитализируемые затраты├─┐    │  Прочие расходы,  ││      корректировка │  │                     │  │

││ активы (незавершенное  │  │ получением доходов,│    │ └────────────────────────┘ │    │    в том числе    ││   /└───────────────┘  │                     │  │

││ производство, остатки  │  │     в том числе    │   \│/                          \│/   │непроизводственного││   \┌──────────────────┘                     │ │

││  готовой продукции  на │  │  управленческие и  │   ┌┴──────────────┐┌────────────┴┐   │     характера     ││                                             │  │

││        складе)        │ │коммерческие расходы│   │Расходы будущих││   Затраты,  │   └───────────────────┘│                                             │ │

│└───────────────────────┘  └────────────────────┘   │    периодов   ││ связанные  с │                        │                                             │ │

│                                                    │               ││приобретением│                        │                                             │  │

│                                                    │               ││ внеоборотных│                        │                                             │ │

│                                                    │               ││   активов   │                        │                                             │ │

│                                                    └───────────────┘└─────────────┘                        │                                             │  │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┬──┬───────────────────────────────┘                                             │  │

                                                                         \┘  └/                                                                            │  │

                                                                          \  /                                                                             │ │

                                                                           \/                                                                             \┘ └/

                                                  ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐                                           \  /

┌─────────────────────────────────────────────────┤            Расходы единого учетного пространства           ├────────────────────────────────────────────\/───┐

│                                                 └────────────────────────────────────────────────────────────┘                          ┌─────────────────────┐│

│┌─────────────────────────────────────┐                   ┌────────────────────┐                 ┌──────────────────┐                    │ Учитываются только в││

││      Расходы, на сумму которых      о-------------------о Временные разницы о-----------------оПостоянные разницы│                    │      подсистеме     ││

││    уменьшаются  полученные доходы    │                   └────────────────────┘                 └──────────────────┘                    │управленческого учета││

│└─────────────────────────────────────┘                                                                                                  └─────────────────────┘│

└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе проделан анализ механизма формирования такого важного показателя в работе предприятия как себестоимость (продукции, работ, услуг) в различных видах учета: бухгалтерском, налоговом и управленческом. Изложенные в курсовой работе теоретические и практические аспекты каждого вида учета позволяют сделать следующий основной вывод: разница в численной оценке себестоимости, исчисляемой по бухгалтерским, налоговым или управленческим учетным данным, возникает из-за различного подхода в понимании и расчете затрат в каждом из указанным видов учета. А так как себестоимость и определяется совокупностью затрат, то возникает необходимость говорить о трёх видах себестоимости.

Раскроем основной вывод  несколькими тезисными положениями:

1. Определение понятия «себестоимость» вводится только в экономической науке: себестоимость – это экономическая категория, представляющая собой стоимостную оценку используемых в процессе производства сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, а также других затрат на производство и продажу продукции.

В бухгалтерском и  налоговом законодательстве  понятие  «себестоимость» прямого нормативного регламента не имеет. Однако, себестоимость производства, как суммовой показатель расходов организации по выпуску продукции, носит объективный характер и её расчет в том или ином виде всё равно существует и регламентируется ПБУ 10/99 «Расходы организации» и главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Вместо понятия «себестоимость» в этих документах дано понятие «расходы организации», из которых в процессе учета и складывается в конечном итоге суммарная оценка используемых в производстве продукции (работ, услуг) ресурсов.

2. Каждый из видов учета имеет определенную цель: налоговый – исчисление налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль и аналогичных ему; бухгалтерский – составление финансовой отчетности для внутренних и внешних пользователей; управленческий – обеспечивает информацией для решения задач планирования, управления и контроля. Соответственно, можно говорить, что механизм формирования и показатель себестоимости, получаемый в каждом из учетов, обуславливается этими целями, и, в свою очередь, также служит им.

3. В общем виде затраты можно определить как стоимость ресурсов, используемых в дальнейшем для получения прибыли или достижения иных целей организации. По окончании периода накопления затраты приводят к образованию либо активов, либо расходов.

В нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет и налогообложение, термины "расходы" и "затраты" употребляются как синонимы.

4. В целях управления  и принятия решений существует  разделение затрат на бухгалтерские  и экономические.

Под бухгалтерскими понимают фактические затраты факторов производства, приобретенных по рыночным ценам.

Под экономическими понимают "затраты упущенных возможностей", т. е. сумму денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных вариантов использования ресурсов. Понятие экономических затрат обусловлено ограниченностью ресурсов по сравнению с количеством вариантов их использования.

5. В управленческом учете отсутствуют регламентированные группы затрат. Классификация затрат зависит от целевой направленности задач оперативного, тактического и стратегического управления и устанавливается организацией произвольно в соответствии с ними. В рамках системы управленческого учета отдельно можно выделить трансакционные затраты. Трансакционные затраты охватывают затраты принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров; затраты по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; затраты обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные затраты включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

Информация о работе Различия в понимании затрат и себестоимости в финансовом, управленческом и налоговом учете