Разработка плана производства и реализации продукции Филиала «Волковысский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка плана производства и реализации продукции Филиала «Волковысский хлебозавод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность производственной программы предприятия, определить ее составные части, привести методику планирования ПП, рассмотреть зарубежный опыт;
провести анализ планирования ПП на филиале «Волковысский хлебозавод», произвести расчет и обоснование производственной программы предприятия на предстоящий период;
на основе проведенного анализа определить основные направления совершенствования планирования производственной программы на рассматриваемом предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
4

1. производственная программа предприятия (ПП)……...
8
1.1. Сущность и понятие ПП в хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………….

8
1.2. Формирование ПП, ее разделы и основные показатели………………
15
1.3. Планирование выполнения производственной программы…………..
30
1.4. Зарубежный опыт в планировании ПП………………………………...
34

2. Разработка производственной программы на филиале «Волковысский хлебозавод»……………………….

38
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..
38
2.2. Планирование ПП на филиале «Волковысский хлебозавод»………...
46
2.3. Обоснование ПП расчетами производственной мощности…………..
52

3. Совершенствование планирования производственной программы на филиале «Волковысский хлебозавод»…………………………………….


60
3.1. Направления совершенствования планирования ПП…………………
60
3.2. Планирование выпуска новой продукции……………………………..
65
3.3. Регрессионный анализ взаимодействия ПП и основных факторов, влияющих на ее величину…………………………………………………...

73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
78

Список использованных источников………………………..

Файлы: 1 файл

дипл. план произв. программы 03.04.06.doc

— 912.50 Кб (Скачать файл)

Цi - действующая оптовая цена i-ro вида продукции;

n - количество видов товарной продукции (i = 1,2, 3,.. n);

Уj - объем услуг и работ j-ro вида промышленного характера;

m - количество видов работ промышленного характера (j = 1, 2, 3,.. m).

 

Товарная продукция  характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов прибыли, рентабельности и других показателей эффективности производства.

Валовая продукция - это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени. Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство, и оценивается в сопоставимых, неизменных на определенную дату, ценах предприятия.

Объем валовой  продукции (Пв) рассчитывается по формуле [38, c.19]:

 


 

где  Нк и Нн - остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно.

Ик и Ин - остатки инструмента и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

 

Незавершенное производство - незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, а также продукция, не принятая отделом технического контроля и не сданная на склад готовых изделий;

Валовую продукцию можно  рассчитывать и как разницу между  валовым и внутризаводским оборотом по формуле [38, c.20]:

 


 

где Во - валовой оборот - стоимость всего объема продукции, произведенного за определенный период всеми цехами предприятия, независимо от того, использовалась продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или была реализована на сторону;

Вн - внутризаводской оборот - стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного и того же периода времени.

Показатели валовой  и товарной продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности предприятий, имеют общий недостаток. Они не дают точного представления о  вкладе предприятия в конечный результат  хозяйственной деятельности, поскольку в их состав включается стоимость материальных затрат (на отдельных предприятиях - 80-90% от величины издержек). Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция - вновь созданная на предприятии стоимость. В нее не включаются издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

В состав чистой продукции  включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия.

Плановый объем  чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам [38, c.21]:

 


 

где  Пр -плановый объем реализованной продукции;

МЗ - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);

Оа - амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

Зп - заработная плата с начислениями на нее;

П6 - прибыль от реализации продукции.

 

Условно-чистая продукция (Пу) содержит амортизацию и рассчитывается по формулам [38, c.21]:

 


 

Показатели чистой и  условно-чистой продукции служат для  анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами и потребителями продукции через собственную сбытовую сеть.

Плановый объем  реализованной продукции по плану (Pп) определяется по формуле [38, c.21]:


 

где  Пт - объем товарной продукции по плану;

Qн и Qк - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

 

В состав остатков нереализованной  продукции на начало года входят:

  • готовая продукция на складе, в том числе отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк;
  • отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил;
  • отгруженные товары, не оплаченные покупателем в срок;
  • товары на ответственном хранении у покупателя.

Реализованная продукция  характеризует валовой доход  предприятия (Вд) в плановом периоде.

Валовой доход определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг) по формуле [38, c.22]:

 


 

где  Вgi - валовой доход предприятия от реализации i-ro вида продукции;

Цi - цена единицы i-ro вида продукции;

Oni - планируемый объем продаж i-ro вида продукции (i= 1, 2, 3,.. n) в натуральном выражении.

 

Производственная программа  не только устанавливает объем выпуска  конечной продукции, но и является основой  для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий), помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.

Производственная программа  предприятия рассчитывается на год  с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных - по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.

 

1.2. Формирование  ПП, ее разделы и основные показатели

 

Производственная программа  предприятия формируется таким  образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде  с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет возможности  предприятия, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Производственная программа  не только устанавливает объем выпуска  конечной продукции, но и является основой  для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции [12, с.336].

Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы предприятия. Что касается заданий промежуточным цехам, участвующим в изготовлении конечной продукции, то они могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производственной программы, если предусматривается их уменьшение. Поэтому планирование производственной программы основными подразделениями предприятия производится обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам.

На небольших предприятиях производственная программа цехов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет, - в стоимостных и натуральных показателях.

Производственная программа  предприятия рассчитывается на год  с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных - по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.

Разработка производственной программы является наиболее сложным  процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов. Типовой  алгоритм формирования программы представлен в Приложении А [12, с.338].

Рассмотрим содержание основных этапов данного алгоритма.

1. Анализ выполнения плана производства

Основными задачами анализа  выполнения плана в отчетном и  предшествующем плановому периодах являются [12, с.337-339]:

  • проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;
  • изучение причин, положительно и отрицательно, влияющих на выполнение плановых показателей;
  • выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;
  • разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества;
  • установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста и  прироста. Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Особое внимание должно уделяться продукции, включенной в государственный заказ.

При этом должны быть выявлены внутренние и внешние причины невыполнения плана по ассортименту.

Неравномерность выполнения плана  по отдельным номенклатурным позициям приводит к изменению структуры  производственной программы, то есть соотношению  отдельных видов продукции в  их общем выпуске. Изменение структуры  производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном измерении, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность и др.

Влияние структуры производства на изменение стоимости выпущенной продукции можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем - при плановой. Разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в натуральном выражении.

Тот же результат можно получить более простым способом: взять  разность между уровнями выполнения плана производства продукции в стоимостном и натуральном выражении и умножить ее на запланированный выпуск товарной продукции в стоимостном выражении.

Важное значение при анализе выполнения производственной программы отводится анализу ритмичности производства. Ритмичность характеризует равномерность выпуска продукции, установленную планом производства. Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не превышающий уровень плана.

Оценка ритмичности позволяет  не только судить о равномерности  производства продукции, что является важнейшим условием выполнения плана продаж, но и подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Резервы роста объемов производства на основе повышения ритмичности  работы можно рассчитать разными  методами. Наиболее простой - как разность между плановым и зачтенным выпуском продукции за анализируемый период, или разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства в анализируемом периоде.

Заканчивается анализ на данном этапе  оценкой качества продукции. Она  может проводиться по следующей системе показателей:

  • обобщающие показатели (удельный вес новой продукции в общем выпуске, удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес конкурентоспособной продукции);
  • единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);
  • косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).

Информация о работе Разработка плана производства и реализации продукции Филиала «Волковысский хлебозавод»