Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка плана производства и реализации продукции Филиала «Волковысский хлебозавод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность производственной программы предприятия, определить ее составные части, привести методику планирования ПП, рассмотреть зарубежный опыт;
провести анализ планирования ПП на филиале «Волковысский хлебозавод», произвести расчет и обоснование производственной программы предприятия на предстоящий период;
на основе проведенного анализа определить основные направления совершенствования планирования производственной программы на рассматриваемом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
4
1. производственная программа предприятия (ПП)……...
8
1.1. Сущность и понятие ПП в хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………….
8
1.2. Формирование ПП, ее разделы и основные показатели………………
15
1.3. Планирование выполнения производственной программы…………..
30
1.4. Зарубежный опыт в планировании ПП………………………………...
34
2. Разработка производственной программы на филиале «Волковысский хлебозавод»……………………….
38
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..
38
2.2. Планирование ПП на филиале «Волковысский хлебозавод»………...
46
2.3. Обоснование ПП расчетами производственной мощности…………..
52
3. Совершенствование планирования производственной программы на филиале «Волковысский хлебозавод»…………………………………….
60
3.1. Направления совершенствования планирования ПП…………………
60
3.2. Планирование выпуска новой продукции……………………………..
65
3.3. Регрессионный анализ взаимодействия ПП и основных факторов, влияющих на ее величину…………………………………………………...
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
78
Список использованных источников………………………..
Срок оборота кредиторской
задолженности значительно
Средний срок оборота дебиторской задолженности так же уменьшился с 24 дней до 16,36 дней, что так же положительно оценивается.
Коэффициент оборота кредиторской задолженности увеличился с 7,44% до 14,6% , что говорит об уменьшении покупок в кредит (сырье).
Коэффициент оборота
дебиторской задолженности
Рост коэффициента оборачиваемости материальных оборотных средств и коэффициент оборачиваемости мобильных средств характеризуется положительно.
Коэффициент деловой активности, который снизился с 2,36% до 2,14% показывает замедление кругооборота средств организации.
Необходимым элементом анализа является исследование результатов финансовой деятельности и направлений использования полученной прибыли.
Производственная деятельность
предприятия зависит от его финансового
состояния и
В 2005 году финансовое положение предприятия характеризовалось как устойчивое. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составляет 0,3 (при нормативе 0,3), коэффициент текущей ликвидности - 1,66 (при нормативе 1,7).
Некоторые видоизменения произошли в структуре баланса. Стоимость долгосрочных активов с 75,1 % выросла до 77,4 % к активу баланса. Производственные запасы в оборотных активах с 33,8 % в 2004 году остались на уровне 33,5 % в 2005 году. Несколько уменьшились запасы сырья. Если на 01.01.2005 года удельный вес сырья и материалов составил 45,4 % в производственных запасах, то на 01.01.2006 года - 39,5 %, т.е. уменьшились на 5,9 %. Удельный вес дебиторской задолженности в структуре оборотных активов с 50 % уменьшился до 42,4 %.
В структуре пассива баланса увеличился удельный вес собственного капитала с 76,5 % до 84,8 %.
Удельный вес краткосрочных
обязательств, в структуре баланса
составляет 11,3 %. Удельный вес статьи
«расчеты с поставщиками» в
В 2006 году увеличатся отчисления в бюджет из этой прибыли на 17 млн. руб. Дополнительно будет начислено налогов из выручки 19 млн. руб. На 136,5 % или 61 млн. руб. возрастет чистая прибыль предприятия.
Оценка пропорций, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервный фонд, в фонды накопления и фонды потребления, приведена в таблице Е.2 (Приложение Е).
2.2. Планирование ПП на филиале «Волковысский хлебозавод»
Исходными данными для разработки плана производства филиалом Волковысский хлебозавод служат:
В ситуации, когда рынок переполнен, производителю становится все труднее сделать производимую продукцию привлекательной для потребления. Жесткая борьба производителей на конкурентном рынке ограничивает эффективность применения стандартных маркетинговых приемов, таких как увеличение ассортиментного набора и улучшения качественных характеристик продукции.
Население Волковысского района составляет 82,6 тыс. человек, в том числе по городу Волковыску - 46,5 тыс. человек.
Емкость потребительского рынка района и ее распределение определяются в расчете на год (таблица 2.2).
Таблица 2.2. Емкость потребительского рынка Волковысского района
Наименование организации |
Производство хлебобулочных изделий, (т) |
Удельный вес, % |
Филиал Волковысский хлебозавод |
5186 |
83,1 |
СП «Данком» |
360 |
5,8 |
СПК «Агро-Лозы» |
48 |
0,8 |
РУСП «Заря» |
216 |
3,5 |
ОАО «Аэлита Люкс» |
126 |
2 |
Гродненский хлебозавод |
300 |
4,8 |
Итого: |
6236 |
100,0 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Таким образом, суточное потребление на душу населения составляет 207 г.
Основными рынками сбыта продукции филиала Волковысский хлебозавод являются:
Город Волковыск и район обеспечивается на 82,1 % всеми видами продукции завода включая в себя хлебобулочные, сухарные и кондитерские изделия.
Объем реализации хлебобулочных
изделий в общем объеме товарооборота продовольственны
Около 30 % кондитерских изделий реализуется в г. Гродно.
Основным покупателем кондитерской продукции является Гродненская область, предприятия Минторга.
Основными конкурентами в Волковысском районе по производству и реализации хлеба является СП «Данком», СПК «Агро-Лозы», РУСП «Заря», Гродненский хлебозавод.
Кондитерские изделия (пряники, пряники «Потешки») поставляет в район Могилев и Молодечно.
Из вышеизложенного следует вывод, что у предприятия есть резерв для увеличения реализации хлебобулочной и кондитерской продукции за счет вытеснения со своих рынков посторонних производителей. Основное преимущество по их вытеснению лежит в области ценообразования и улучшения качества выпускаемой продукции.
Основной стратегической задачей маркетинга в 2006 году является закрепление основных тенденций по реализации кондитерских изделий (пряники, печенье) в городе Гродно и Гродненской области. При этом следует особое внимание уделить тому, что Гродненский хлебозавод осуществляет выпуск пряников и будет серьёзнейшим конкурентом в данном направлении. По кондитерским изделиям планируется увеличить количество торговых точек реализации данной продукции в городах Сморгонь, Лида, Гродно, Слоним, Минск, Гомель.
По реализации хлебобулочных изделий основной задачей маркетинга является вытеснение конкурентов с рынка Волковысского района. С вводом новой печи по производству подовых сортов хлеба будет потеснен основной конкурент - Гродненский хлебозавод, а также СП «Данком». Вместе с тем, имея качественную и конкурентоспособную продукцию реально рассмотреть расширение зоны ее реализации за счет близлежащих районов. Поэтому будет уделено серьёзное внимание по реализации хлебобулочной продукции в радиусе 50-60 км от хлебозавода.
Таким образом, стратегия маркетинга хлебозавода ориентирована на решении задач, направленных на увеличение объемов продаж и освоении новых рынков сбыта. В частности, постоянно предпринимаются действия, направленные на формирование положительного имиджа хлебозавода, то есть:
Одним из главных направлений
является удержание уже имеющихся постоя
В 2005 году филиалу Волковысский хлебозавод было доведено задание по экспорту продукции в размере 700 долл. США. В октябре 2005 года филиал вывозил свою продукцию в г. Брянск РФ. Было продано 300 кг хлебобулочных и кондитерских изделий.
В 2006 году филиалу доведено задание по экспорту 1700 долл. США. Для осуществления данного задания планируется участвовать в ярмарках - продажах в Российской Федерации и расширять рынки сбыта.
Программа реализации продукции по рынкам сбыта представлена в Приложении Ж.
Планируемая программа производства и реализации продукции на 2006 год филиалом Волковысский хлебозавод базируется на производственных и технологических возможностях самого предприятия обеспечить производство требуемого объема продукции.
Обоснование производственной программы имеющимися на предприятии мощностями проведено в следующем параграфе.
В 2005 году производство хлебобулочных изделий составило 93,2%к уровню 2004 года, кондитерских изделий 140,9%.
В 2005 году удельный вес упакованных изделий составил 21,3% от общего выпуска хлебобулочных изделий и увеличился по сравнению с 2004 годом на 144,3 %, в том числе нарезанных и упакованных изделий 181%. Упаковка и расфасовка кондитерских изделий в 2005 году составило 177,0 % к прошлому году.
Выполнение производственной программы за 2005 год и план производства на 2006 год отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Выполнение производственной программы за 2005 год и план производства на 2006 год.
Показатель |
Ед. изм. |
2005 г |
План на 2006г |
Темп роста, % |
Товарная продукция в действующих ценах |
млн. руб |
5090 |
5438 |
106,8 |
Товары народного потребления в отпускных ценах 2006 г. |
-/- |
5195 |
5429 |
104,5 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах 2006г |
-/- |
5152 |
5384 |
104,5 |
Численность ППП |
чел |
156 |
159 |
101,9 |
Диетические |
т |
531 |
531 |
100,0 |
В т.ч. диабет |
т |
63 |
63 |
100,0 |
Заварные хлеба |
т |
1700 |
1700 |
100,8 |
Подовые хлеба |
т |
531 |
731 |
137,7 |
Х/б изделия в упаковке |
т |
1107 |
1439 |
130,0 |
В т.ч. х/б нарез, и упакованные |
т |
942 |
942 |
100,0 |
Х/б с зерновыми добавками |
т |
498 |
498 |
100,0 |
Слоеные изделия |
т |
0,22 |
0,22 |
100,0 |
Кондитерские изделия |
т |
186 |
212 |
114,0 |
Торты и пирожные |
т |
12 |
14 |
116,7 |
Торты, пирож. и рулеты с фруктами |
т |
4,3 |
4,3 |
100,0 |
Кондитерские изделия в расфас. и уп |
т |
92 |
107 |
116,3 |
Импортозаменяющая продукция |
т |
218 |
218 |
100,0 |
Пирож.в группе тортов и пирожных |
т |
3,24 |
3,24 |
100,0 |
Хлебобулочные изделия |
т |
5186 |
5370 |
103,0 |
Примечание. Источник: собственная разработка
В таблицах И.1 - И.3 (Приложение И) представлен планируемый выпуск продукции в 2006 году в натуральном и стоимостном выражении.
Предприятие планирует в 2006 году сохранить объемы по производству хлебобулочных изделий на уровне прошлого года, рост кондитерских на 115,1 %. (таблица И.2)
Всего же увеличение производства продукции в сопоставимых ценах в 2006 году и товары народного потребления запланировано до уровня 232 млн. руб., в т.ч. за счет:
Всего: 232 млн. руб., или прирост товарной продукции 104,5 %.
Ценовая политика предприятия строится на основании следующих факторов:
-государственное
-уровень издержек производства;
-конъюнктура рынка.
Филиал Волковысский хлебозавод формирует цены на свою продукцию согласно Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденному Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь №285 от 19.05.1999г. с дополнениями к нему, и «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», зарегистрированными в Реестре госрегистрации 11.02.1998 г. №2293/12.
Отпускные цены на хлебобулочные и кондитерские изделия регистрируются в Департаменте по хлебопродуктам Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Продукция реализуется по свободным регулируемым ценам. Предприятие самостоятельно формирует цены на основании экономически обоснованных затрат, в пределах установленных параметров инфляции в целях обеспечения выполнения прогнозных показателей.
Прогнозируемые цены на продукцию предприятия представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Прогнозируемые цены на продукцию Филиал Волковысский хлебозавод
Ед. изм. |
2004 г |
2005 г |
2006 г (Прогноз) | |
Цена реализации единицы продукции (по основным номенклатурным группам) | ||||
Хлебобулочные изделия |
1т |
749 |
879 |
928 |
Кондитерские изделия |
1т |
2304 |
2679 |
2771 |