Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка плана производства и реализации продукции Филиала «Волковысский хлебозавод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность производственной программы предприятия, определить ее составные части, привести методику планирования ПП, рассмотреть зарубежный опыт;
провести анализ планирования ПП на филиале «Волковысский хлебозавод», произвести расчет и обоснование производственной программы предприятия на предстоящий период;
на основе проведенного анализа определить основные направления совершенствования планирования производственной программы на рассматриваемом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
4
1. производственная программа предприятия (ПП)……...
8
1.1. Сущность и понятие ПП в хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………….
8
1.2. Формирование ПП, ее разделы и основные показатели………………
15
1.3. Планирование выполнения производственной программы…………..
30
1.4. Зарубежный опыт в планировании ПП………………………………...
34
2. Разработка производственной программы на филиале «Волковысский хлебозавод»……………………….
38
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………..
38
2.2. Планирование ПП на филиале «Волковысский хлебозавод»………...
46
2.3. Обоснование ПП расчетами производственной мощности…………..
52
3. Совершенствование планирования производственной программы на филиале «Волковысский хлебозавод»…………………………………….
60
3.1. Направления совершенствования планирования ПП…………………
60
3.2. Планирование выпуска новой продукции……………………………..
65
3.3. Регрессионный анализ взаимодействия ПП и основных факторов, влияющих на ее величину…………………………………………………...
73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
78
Список использованных источников………………………..
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
4 |
1. производственная программа предприятия (ПП)……... |
8 |
1.1. Сущность и понятие ПП в хозяйственной
деятельности предприятия………………………………………………… |
8 |
1.2. Формирование ПП, ее разделы и основные показатели……………… |
15 |
1.3. Планирование выполнения производственной программы………….. |
30 |
1.4. Зарубежный опыт
в планировании ПП………………………………. |
34 |
2. Разработка производственной программы на филиале «Волковысский хлебозавод»………………………. |
38 |
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………….. |
38 |
2.2. Планирование ПП на филиале «Волковысский хлебозавод»………... |
46 |
2.3. Обоснование ПП
расчетами производственной |
52 |
3. Совершенствование планирования производственной программы на филиале «Волковысский хлебозавод»……………………………………. |
60 |
3.1. Направления совершенствования планирования ПП………………… |
60 |
3.2. Планирование выпуска новой продукции…………………………….. |
65 |
3.3. Регрессионный анализ
взаимодействия ПП и основных
факторов, влияющих на ее величину………………… |
73 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
78 |
Список использованных источников……………………….. |
81 |
приложения…………………………………………………… |
85 |
ВВЕДЕНИЕ
В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.
Данная возможность
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. По своему экономическому содержанию объем произведенной и реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
В свою очередь, определение оптимальных параметров объема и структуры выпускаемой продукции зависят от качества планирования производства и реализации. Производственная программа или план производства и реализации продукции является одним из важнейших разделов плана предприятия.
В последние годы уровень планирования на предприятиях заметно не улучшился. Такое положение обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Объективные причины заключаются в недостатках централизованной системы планирования, созданной в дореформенный период, которая оказалась неадекватной изменившимся условиям работы предприятий. Субъективные причины обусловлены недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий, противоречиями между экономической наукой и практикой хозяйствования.
Анализ зарубежной и отечественной практики хозяйствования показывает, что рыночные механизмы регулирования экономики не отвергают идею планирования. Скорее, наоборот, в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, место и роль планирования возрастают. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощью средств и методов планирования.
Актуальность этих вопросов в современных условиях и обусловила выбор темы данной дипломной работы.
Объектом исследования выступает производственное предприятие Филиал «Волковысский хлебозавод», предметом - процесс планирования производственной программы данного субъекта хозяйствования.
Целью дипломной работы является разработка плана производства и реализации продукции Филиала «Волковысский хлебозавод».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается экономическая сущность производственной программы предприятия; приводится структура ПП, подробно описывается методика планирования ПП, изучается зарубежный опыт.
Вторая глава посвящена анализу конкретных прикладных аспектов планирования ПП. Анализируется порядок планирования ПП на филиале «Волковысский хлебозавод», производятся расчет и обоснование производственной программы предприятия на предстоящий период.
В третьей главе предметом исследования являются перспективные направления совершенствования планирования производственной программы на рассматриваемом предприятии.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез и др. В качестве прикладных использовались математические, статистические, нормативные, балансовые методы, экспертные оценки и др.
Информационной базой исследования являются данные бухгалтерской и иной отчетности филиала «Волковысский хлебозавод».
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на рассмотрение вопросов планирования на предприятии (и в частности производственного), были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых Бухалков М.И., Верников Г., Грищенко О.В., Зайцев Н.Л., Ильин А.И., Карпей Т.В., Ильенкова С.Д. Шепеленко Г.И., Савицкая Г.В., Сафронов Н.А., Чернобривец А.С. и другие.
При написании дипломной работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, материалы периодической печати, посвященные данной проблеме.
1. производственная
программа
предприятия (ПП)
1.1. Сущность
и понятие ПП
в хозяйственной деятельности предприятия
Одним из важнейших разделов плана предприятия является производственная программа, или план производства и реализации продукции.
Производственная программа формируется промышленными предприятиями на основе государственного заказа; заказов потребителей; потребительского спроса, выявленного в процессе изучения рынка.
План производства продукции (производственная программа) определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, прибыли, уровня рентабельности [38, с.17].
Производственная программа
обусловливает задание по вводу
в действие новых производственных
мощностей, потребность в материально-
Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.
Разработка производственной программы ведется в следующей последовательности [38, c.17]:
После этого составляется
график отгрузки продукции по срокам,
указанным в договорах с
Планирование производственной программы производится по основным цехам предприятия.
Производственная программа рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.
Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой продукции (наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску), а также ее ассортиментом (разновидность изделий (по видам, типам, сортам, размеру и т.д.) в разрезе номенклатуры).
Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На ряде предприятий применяют двойные измерители.
Условно-натуральные измерители применяются для измерения объема производства однородных деталей, различных по материалоемкости или другому признаку.
Так, планирование добычи
различных видов топлива
Трудовой измеритель объема производства, выражаемый в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ других цехов и иных целей.
Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими и служат для определения общего объема производства, планирования товарной, валовой и реализованной продукции.
Планирование производства
и реализации продукции (работ, услуг)
в натуральном выражении дает
возможность согласовывать
План производства продукции
в стоимостном выражении
Товарная продукция - продукция, которая предназначена для реализации и служит базой для расчета валовой и реализованной продукции и включает стоимость запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперативным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства.
Товарная продукция в большинстве отраслей промышленности, кроме предприятий пищевого комплекса, определяется по заводскому методу, то есть в объем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд.
Товарная продукция рассчитывается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах.
Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом, вторые - для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.
Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле [38, c.19]:
где Ani - план выпуска i-ro вида продукции в натуральном выражении;