Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:54, дипломная работа
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), International Financial Reporting Standards, ранее известные как International Accounting Standards, все основательнее входят в нашу жизнь. В отечественных нормативных документах появляются категории явно заимствованные из МСФО. При этом нередко говорят, что учет в Казахстане не соответствует МСФО, и переход к МСФО — это процесс еще далеко не завершенный. И следует признать, что многое, касающееся МСФО, на сегодняшний день остается туманным и не до конца понятным.
Отсюда можно сделать три важных вывода:
В соответствии с международными стандартами по окончании финансового года составляется финансовый отчет и в нем объясняется, какова была учетная политика в прошедшем году применительно лишь к тем данным отчета, которые могут оказаться, непонятны подготовленным пользователем. Весьма вероятным может оказаться такое положение, когда учетная политика, на предстоящий год является корпоративным секретом.
Жестких требований к описанию учетной политики в стандарте не предъявляется. Это означает, что:
Текст его может быть раздроблен и дан в тех местах финансового отчета, в которых это требуется для сохранения целостности отчета с точки зрения потребителя финансовой информации. Например, финансовый отчет банка может состоять из табличных форм, содержащих финансовую информацию и выделенных в разделы, пояснения могут следовать после тех форм, которые этого требуют.
Руководитель организации подписывает весь финансовый отчет, а не отдельную его часть под названием «учетная политика».
По существу, характеристика учетной политики в узком смысле слова согласно международному стандарту сводится к следующему:
Формальные требования к документу, описывающему учетную политику, в Казахстане более жесткие, чем в стандарте IASI-75. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» этот документ утверждается «приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета». Соответственно, данный документ не может быть текстом, поясняющим отдельные разделы финансовых отчетов.
1.2 Основные принципы учетной политики
Хотя бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для всех предприятий, у каждого из них могут быть различные цели и задачи. В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов к разработке предприятием учетной политики.
На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие факторы:
Только принятие во внимание всей совокупности указанных факторов поможет правильно подойти к обоснованию учетной политики.
Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.
Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п. Методический аспект включает:
Необходимость, порядок создания и использования фондов. Технический аспект - как реализуется эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета. Технический аспект включает:
Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, характерными для рыночной экономики. Организационный аспект включает:
Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень учетных регистров, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат такие критерии, как объем и состав имущества, принадлежащего предприятию, структура и сложность производственного процесса, масштабы и разнообразие видов деятельности, организация управления, квалификация персонала.
Учетная политика - это принципы, основы, условия, правила и практика, принятые организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Организациям необходимо в учетной политике дополнительно отражать особенности своей деятельности с указанием бухгалтерских записей по отдельным специфическим операциям.
Для организаций с участием государства и субъектов естественной монополии отдельные вопросы учета и отчетности могут устанавливаться нормативными правовыми актами уполномоченных органов, регулирующих их деятельность.
Руководство
организации должно выбирать и применять
учетную политику организации таким
образом, чтобы финансовая отчетность
соответствовала всем требованиям
каждого применяемого МСФО (МСБУ и
интерпретаций Постоянного
Если
в каком-либо МСФО предусмотрены
два и более варианта учетной
политики, организации следует выбрать
и последовательно применять
один из вариантов за исключением
тех случаев, когда этот же стандарт
или интерпретация требует или
разрешает классифицировать объекты
учета (операции, события, сальдо, суммы
и т.д.) по определенным группам, в
отношении которых
Если
согласно какому-либо МСФО объекты
учета требуется или
Если порядок отражения каких-либо операций не указан в конкретном МСФО, руководство использует свои суждения для разработки учетной политики, которая представляла бы наиболее полезную информацию для пользователей финансовой отчетности организации. При вынесении такого суждения необходимо принимать во внимание:
В каждом периоде обычно принимается одна и та же учетная политика, поскольку пользователи финансовой отчетности должны иметь возможность сравнивать финансовую отчетность организации на протяжении определенного промежутка времени с тем, чтобы определить тенденции изменения ее финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств.
Сравнительная информация для предшествующих периодов представляется организациями таким образом, как если бы эта новая учетная политика использовалась всегда и ошибки предшествующих периодов никогда не происходили.
При отсутствии конкретного требования руководство организации должно вырабатывать политику, обеспечивающую представление в финансовой отчетности информации, соответствующей основополагающим допущениям и качественным характеристикам:
1 принцип начисления
Согласно этому принципу, результаты операций и прочих событий признаются, когда они возникают (а не при получении или выплате денежных средств или их эквивалентов) и отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым они относятся.
2 непрерывность деятельности
Учетная политика обычно подготавливается на основе допущения, что организация функционирует непрерывно и будет вести операции в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что у организации нет ни намерения, ни необходимости в ликвидации или в существенном сокращении масштабов деятельности.
3 понятность
Основным
качеством информации, предоставляемой
в учетной политике, является то,
что она легко понятна
4 уместность
Чтобы быть полезной, информация должна быть уместной для потребностей пользователей при принятии решений. Информация обладает качеством уместности, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие или будущие события или подтверждая, или корректируя их прошлые оценки.
5 существенность
На уместность
информации серьезное влияние оказывает
ее характер и существенность. Информация
считается существенной, если ее пропуск
или искажение могли бы повлиять
на экономические решения
6 надежность
Информация обладает качеством надежности, когда она свободна от существенных ошибок и пристрастности, и пользователи могут положиться на нее, как представляющую правдиво то, что она либо имеет целью представлять, либо от нее обоснованно ожидается, что она будет представлять.
Информация о работе Разработка учетной политики организации в соответствии с требованиями МСФО