Разработка учетной политики организации в соответствии с требованиями МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:54, дипломная работа

Описание работы

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), International Financial Reporting Standards, ранее известные как International Accounting Standards, все основательнее входят в нашу жизнь. В отечественных нормативных документах появляются категории явно заимствованные из МСФО. При этом нередко говорят, что учет в Казахстане не соответствует МСФО, и переход к МСФО — это процесс еще далеко не завершенный. И следует признать, что многое, касающееся МСФО, на сегодняшний день остается туманным и не до конца понятным.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 158.01 Кб (Скачать файл)

Отсюда  можно сделать три важных вывода:

  1. Учетная политика организации как таковая, т.е. без соответствующего ей финансового отчета за какой-то период времени, не является предметом рассмотрения стандарта IASI-75. Стандарт регламентирует учетную политику только в узком смысле слова применительно к конкретному финансовому отчету. Причем лишь в той мере, в какой она нужна для прояснения.
  2. Никаких временных ограничений действия тех или иных компонентов учетной политики в организации не устанавливается. Период, охваченный финансовым отчетом, первичен по отношению к периоду действия описания учетной политики.
  3. Перечень компонентов учетной политики ограничивается теми, которые нужны потребителям для понимания конкретного финансового отчета. Составитель описания учетной политики должен определить те вопросы, которые могут оказаться, непонятны его потребителям финансового отчета, и именно их и пояснить в описании учетной политики.

В соответствии с международными стандартами по окончании финансового года составляется финансовый отчет и в нем объясняется, какова была учетная политика в прошедшем  году применительно лишь к тем  данным отчета, которые могут оказаться, непонятны подготовленным пользователем. Весьма вероятным может оказаться  такое положение, когда учетная  политика, на предстоящий год является корпоративным секретом.

Жестких требований к описанию учетной политики в стандарте не предъявляется. Это  означает, что:

Текст его  может быть раздроблен и дан в  тех местах финансового отчета, в  которых это требуется для  сохранения целостности отчета с  точки зрения потребителя финансовой информации. Например, финансовый отчет  банка может состоять из табличных  форм, содержащих финансовую информацию и выделенных в разделы, пояснения могут следовать после тех форм, которые этого требуют.

Руководитель  организации подписывает весь финансовый отчет, а не отдельную его часть  под названием «учетная политика».

По существу, характеристика учетной политики в  узком смысле слова согласно международному стандарту сводится к следующему:

  1. У каждой организации учетная политика должна быть только одна, у разных организаций учетные политики могут быть разными.
  2. Учетная политика «имеет отношение к принципам, основаниям, соглашениям, правилам, процедурам, одобренным руководством на этапе подготовки финансовых отчетов».
  3. Фундаментальные положения учета, примененные в финансовом отчете, пояснений не требуют; однако, если это фундаментальные положения в отчете не применяются, то это необходимо объяснить.

Формальные  требования к документу, описывающему учетную политику, в Казахстане более жесткие, чем в стандарте IASI-75. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» этот документ утверждается «приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета». Соответственно, данный документ не может быть текстом, поясняющим отдельные разделы финансовых отчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные принципы учетной политики

 

Хотя  бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для  всех предприятий, у каждого из них  могут быть различные цели и задачи. В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов к разработке предприятием учетной политики.

На выбор  и обоснование учетной политики организации влияют следующие факторы:

  1. организационно-правовая форма предприятия (товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие);
  2. отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);
  3. объемы деятельности, структура организации, численность;
  4. порядок налогообложения организации (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов);
  5. степень свободы действия в условиях рыночной экономики, т.е. возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);
  6. цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач;
  7. материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно- методическое обеспечение);
  8. система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности направлениям);
  9. уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;
  10. система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.

Только  принятие во внимание всей совокупности указанных факторов поможет правильно  подойти к обоснованию учетной  политики.

Принятая  учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы  бухгалтерского учета. Поэтому она  должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический  и организационный.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п. Методический аспект включает:

    1. Критерий отнесения предметов к основным средствам.
    2. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.
    3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
    4. Порядок финансирования ремонта основных средств.
    5. Метод оценки сырья, материалов (производственных запасов).
    6. Формирование учетных групп материальных ценностей.
    7. Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.
    8. Способ учета выпуска продукции.
    9. Сроки погашения расходов будущих периодов.
    10. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.
    11. Метод определения выручки от реализации продукции.
    12. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.

Необходимость, порядок создания и использования  фондов. Технический аспект - как  реализуется эти способы в  учетных регистрах, схемах отражения  на счетах учета. Технический аспект включает:

  1. План счетов бухгалтерского учета
  2. Форма бухгалтерского учета.
  3. Технологии обработки учетной информации.
  4. Организация внутрипроизводственного контроля.
  5. Организация составления отчетности.
  6. Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, характерными для рыночной экономики. Организационный аспект включает:

  1. Правила документооборота.
  2. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
  3. График документооборота.

Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень учетных  регистров, последовательность и технику  записей в них, их взаимосвязь. В  основе выбора лежат такие критерии, как объем и состав имущества, принадлежащего предприятию, структура  и сложность производственного  процесса, масштабы и разнообразие видов деятельности, организация  управления, квалификация персонала.

       Учетная политика - это принципы, основы, условия, правила и практика, принятые организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Организациям необходимо в учетной политике дополнительно отражать особенности своей деятельности с указанием бухгалтерских записей по отдельным специфическим операциям.

Для организаций  с участием государства и субъектов  естественной монополии отдельные  вопросы учета и отчетности могут  устанавливаться нормативными правовыми  актами уполномоченных органов, регулирующих их деятельность.

Руководство организации должно выбирать и применять  учетную политику организации таким  образом, чтобы финансовая отчетность соответствовала всем требованиям  каждого применяемого МСФО (МСБУ и  интерпретаций Постоянного комитета по интерпретациям).

Если  в каком-либо МСФО предусмотрены  два и более варианта учетной  политики, организации следует выбрать  и последовательно применять  один из вариантов за исключением  тех случаев, когда этот же стандарт или интерпретация требует или  разрешает классифицировать объекты  учета (операции, события, сальдо, суммы  и т.д.) по определенным группам, в  отношении которых целесообразно  использовать различные варианты учетной  политики.

Если  согласно какому-либо МСФО объекты  учета требуется или допускается  классифицировать по определенным группам, следует выбрать и последовательно  применять наиболее соответствующую  учетную политику в отношении  каждой группы.

Если  порядок отражения каких-либо операций не указан в конкретном МСФО, руководство  использует свои суждения для разработки учетной политики, которая представляла бы наиболее полезную информацию для  пользователей финансовой отчетности организации. При вынесении такого суждения необходимо принимать во внимание:

  1. требования и рекомендации МСФО, затрагивающие аналогичные или имеющие к этому отношение вопросы;
  2. критерии определения, признания и измерения (оценки) активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в «Концепции МСФО»;
  3. заявления других органов, устанавливающих стандарты учета, и принятую отраслевую практику в той и только той степени, в какой они соответствуют требованиям и рекомендациям МСФО.

В каждом периоде обычно принимается одна и та же учетная политика, поскольку  пользователи финансовой отчетности должны иметь возможность сравнивать финансовую отчетность организации на протяжении определенного промежутка времени  с тем, чтобы определить тенденции  изменения ее финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств.

Сравнительная информация для предшествующих периодов представляется организациями таким  образом, как если бы эта новая  учетная политика использовалась всегда и ошибки предшествующих периодов никогда  не происходили. 

При отсутствии конкретного требования руководство  организации должно вырабатывать политику, обеспечивающую представление в  финансовой отчетности информации, соответствующей  основополагающим допущениям и качественным характеристикам:

1 принцип начисления

Согласно  этому принципу, результаты операций и прочих событий признаются, когда  они возникают (а не при получении  или выплате денежных средств  или их эквивалентов) и отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым они относятся.

2 непрерывность деятельности

Учетная политика обычно подготавливается на основе допущения, что организация  функционирует непрерывно и будет  вести операции в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что  у организации нет ни намерения, ни необходимости в ликвидации или  в существенном сокращении масштабов  деятельности.

3 понятность

Основным  качеством информации, предоставляемой  в учетной политике, является то, что она легко понятна пользователям.

4 уместность

Чтобы быть полезной, информация должна быть уместной для потребностей пользователей  при принятии решений. Информация обладает качеством уместности, когда она  влияет на экономические решения  пользователей, помогая им оценивать  прошлые, настоящие или будущие  события или подтверждая, или  корректируя их прошлые оценки.

5 существенность

На уместность информации серьезное влияние оказывает  ее характер и существенность. Информация считается существенной, если ее пропуск  или искажение могли бы повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности.

6 надежность

Информация  обладает качеством надежности, когда  она свободна от существенных ошибок и пристрастности, и пользователи могут положиться на нее, как представляющую правдиво то, что она либо имеет  целью представлять, либо от нее  обоснованно ожидается, что она  будет представлять.

Информация о работе Разработка учетной политики организации в соответствии с требованиями МСФО