Ревизия и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:06, лекция

Описание работы

Цель: познакомить учащихся с основным содержанием изучаемой дисциплины, значением контроля в современных условиях.

Содержание работы

Пояснительная записка
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 1. Тема: Введение
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 2. Тема: «Сущность, значение и организационные формы контроля»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 3. Тема: «Организация и планирование контрольно – ревизионной работы»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 4. Тема: «Организация и планирование аудиторской работы»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 5. Тема: «Этапы и приемы проведения ревизии»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 6. Тема: «Этапы проведения аудита»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 7. Тема: «Систематизация, документальное оформление и реализация материалов ревизии»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 8. Тема: «Систематизация, документальное оформление и реализация материалов аудита».
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 9 Тема: «Контроль кассовых и банковских операций»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 10 Тема: «Контроль расчетных операций»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 11 Тема: «Контроль операций по учету материальных ценностей»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 12 Тема: «Контроль операций по учету основных средств и нематериальных активов»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 13 Тема: «Контроль операций по учету затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции»
Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 14.(2 часа)
Тема: «Контроль операций по учету готовой продукции, и ее реализации»
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Lektsii.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 11

 

Тема: «Контроль операций по учету материальных ценностей»

Цель: сформировать знания о методике проведения инвентаризации имущества, последовательности этапов документальной проверки наличия и  сохранности ТМЦ.

 

Вопросы.

  1. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ресурсов.
  2. Контроль использования материальных ресурсов в производстве.
  3. Проверка полноты и качества проведенных инвентаризаций ТМЦ и отражения ее результатов в учете.

 

1 вопрос.

   Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства предприятия

создают и пополняют  запасы ТМЦ  как составной части  их производственных фондов.

Основными задачами контроля ТМЦ на предприятии является проверка:

    • состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
    • соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;
    • выявление непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
    • полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания ТМЦ;
    • обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов, своевременности и качества инвентаризации и правильности принимаемых по результатам ревизии решений.    

 

     Основными  источниками ревизии являются: первичные  документы по движению ТМЦ,

 данные аналитического  и синтетического учета, инвентаризационные  описи ТМЦ, данные бухгалтерской  и статистической отчетности.

В обеспечении сохранности и рационального использования ТМЦ важное значение имеет правильная организация складского хозяйства.

С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен заключаться договор о  полной индивидуальной материальной ответственности.

В ходе ревизии устанавливают  наличие и состояние складских  помещений и других емкостей, предназначенных  для хранения соответствующих видов  ТМЦ, подъездных путей и около  складских площадок, весоизмерительных  приборов, противопожарных средств, охраны, хранения и складского учета.

Ревизоры устанавливают  техническое состояние тех или  иных помещений (наличие исправной  крыши, стен, полов, остекленных и  огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и  воротах, оборудование стеллажными  полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов. Материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типам, сороторазмерам должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.

Правильность показания  весов и других измерительных  материалов проверяют путем взвешивания  или перевешивания заранее подготовленной партии ценностей; взвешивания гирь или измерения объема емкостей. Результаты такой проверки отражаются в промежуточном акте. Если выявлены расхождения в показании приборов, то, МОЛ дает этому письменное объяснение, а ревизор устанавливает причины расхождений и последствия, к которым они могли привести.

Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке  и отпуску ТМЦ на складах, для  этого проводится фактический контроль приема и отпуска отдельных видов  продуктов и материалов.

Проверяется: наличие  в достаточном количестве книг или инвентарных карточек складского учета материалов; правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям; своевременность осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетов о движении материальных ценностей.

Правильность ведения  в местах хранения ценностей оказывает  большое влияние на состояние  складского учета предприятия, так  как при запущенности его создаются  наиболее благоприятные возможности  для нарушений и злоупотреблений.

 

2 вопрос.

При проверке использования материальных ресурсов в производстве руководствуются Основным положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и Методическими рекомендациями по планированию и калькулированию себестоимости, разработанными и утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами. Основными источниками проверки являются накопительные ведомости по расходу материалов, ж/о по кредиту счета 10 «Материалы», сальдовые или оборотные ведомости о движении материалов, карточки или книги складского учета материалов, первичные документы по использованию материалов в производстве и др.

В первую очередь следует  установить соответствие данных складского учета данным синтетического учета  по счету «Материалы» на 1-е число  проверяемого периода.

Общие обороты выбытия  материалов за месяц по всем складам  и остатки материалов на конец  месяца, приведенные в ведомости, сверяют с кредитовым оборотом и  остатками по счету 10 «Материалы»  в Главной книге.

При установлении отклонений устанавливаются их причины и виновные лица.

Плановые отделы на основе установленных норм расхода материалов на выпуск определенного вида изделий  разрабатывают лимиты отпуска материалов в производство, и отпуск их производится в пределах этих лимитов.

В результате завышения  норм сырья и вспомогательных материалов при выпуске готовой продукции создаются неучтенные излишки, так как отпуск их производится не по фактическому расходу, а по норме. Поэтому аудитору следует проверить нормы и их пересмотр, в связи с совершенствованием технологического процесса производства с действующими нормами на других аналогичных предприятиях.

При наличии расхождений  устанавливаются причины, виновные лица.

Проверяется списание отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции, для чего анализируются данные ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Производится оценка техники расчета отклонений, проверяется правильность подсчета среднего процента отклонений и списание отклонений по направлениям расхода материалов.

При ревизии правильности использования ГСМ необходимо проверить точность планирования потребности в ГСМ, полноту оприходования и обоснованность списания в расход, правильность хранения и эффективность использования израсходованного горючего.

При неправильном хранении могут иметь место значительные его потери или снижение его качества.

 

3 вопрос.

Инвентаризация служит средством проверки организации  материальной ответственности, условий  хранения ценностей, правильности цен, достоверности бухгалтерского учета.

Основными задачами инвентаризации являются:

    • установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;
    • контроль за сохранностью материальных ценностей путем сопоставления их фактического наличия с данными бухучета;
    • выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;
    • проверка состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.

Ответственность за проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтер организации.

Инвентаризации необходимо проводить в сроки, оговоренные  в планах утвержденных руководителем.  В обязательном порядке:

-  перед составлением  годового отчета, но не ранее  1 октября отчетного года;

- при передаче имущества  предприятия в аренду;

- при смене МОЛ;

- при установлении  фактов хищения или злоупотребления  и порчи ТМЦ;

-  в случае пожара или стихийных бедствий.

В начале ревизии необходимо проверить наличие всех необходимых  документов, подтверждающих ее проведение. (рассказать какие)

Результаты должны быть оформлены инвентаризационными  описями, которые составляются по каждому  местонахождению материальных ценностей  и материально ответственному лицу. Никаких помарок и подчисток  в ведомости не допускается. Исправления  должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и МОЛ.

В случае поступления  ценностей в ходе инвентаризации они приходуются по отдельной  ведомости, аналогичная ведомость  составляется при отпуске ценностей.

Для выявления результатов  инвентаризации составляются сличительные ведомости, которые подписываются всеми членами комиссии и МОЛ. В сличительную ведомость включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям  и излишкам должны быть получены от МОЛ письменные объяснения. С учетом объяснительных, комиссия устанавливает причины выявленных недостач и определяется порядок регулирования разницы между данными инвентаризации и бухучетом, составляется протокол, который утверждается руководителем.

Если при формировании инвентаризационных материалов выявлены нарушения, проверяющий обязан их изучить  и выяснить причины. Эти нарушения  могут быть результатом небрежного отношения комиссии к выполнению своих обязанностей или результатом  должностного подлога с целью сокрытия установленных фактов недостач и излишков ТМЦ.

В ходе ревизии проверяют  правильность составление расчетов по списанию потерь в пределах норм естественной убыли и сверх этих норм. Списание потерь должно производится с разрешения руководителя по утвержденным нормам. При этом списание выявленной недостачи должно быть не выше размеров недостачи по сличительной ведомости.

При выявлении недостач и излишков, допускается зачет  недостач излишками, образовавшимися  в результате пересортицы по одному и тому же наименованию ТМЦ, у одного того же МОЛ, за один и тот же проверяемый период.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена  инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом отчете предприятия.

 

 

                        Лекция по предмету «Ревизия и контроль»  № 12  

 

Тема: «Контроль операций по учету основных средств и нематериальных активов»

Цель: сформировать знания о методике проведения инвентаризации имущества, последовательность этапов документальной проверки наличия и сохранности основных средств и нематериальных активов.

 

Вопросы:

  1. Контроль сохранности основных средств.
  2. Контроль операций по поступлению и выбытию основных средств.
  3. Контроль правильности начисления износа основных средств.
  4. Контроль нематериальных активов.

 

1 вопрос.

Задачами контроля сохранности, учета и использования основных средств в организациях являются проверки:

- обеспечение контроля  за наличием, сохранностью и техническим  состоянием 

основных средств;

- правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по

 классификации, принадлежности  и по характеру участия в  производственном процессе;

- правильности оценки  основных средств в учете;

- правильности оформления  и отражения в учете операций по поступлению и

выбытию основных средств;

правильности начисления и отражения в учете износа основных средств;

- выполнение плана  ремонтов, их своевременности и  качества;

- правильности и эффективности  использования основных средств;

- правильности определения результатов от реализации и прочего выбытия

основных средств;

- правильности отражения  данных о наличии и движении  основных средств в 

бухгалтерском учете  и отчетности.

 

Источниками контроля являются:

- первичные документы  на поступление, перемещение и выбытие основных средств;

- регистры аналитического и синтетического учета;

- договоры поставки, купли-продажи,  аренды, заявления на приобретение  основных средств и т. д.

 

Инвентаризация основных средств позволяет установить соответствие фактического наличия данным бухгалтерского учета:

Информация о работе Ревизия и аудит