Себестоимость продукции: оценка и экономическое стимулирование ее снижения (на примере РСУП «Луч» Минская область, Копыльский район)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:01, дипломная работа

Описание работы

В себестоимости учитываются затраты прошлого труда, перенесенные на вновь созданную продукцию (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, амортизация основных средств), издержки, связанные с использованием живого труда (оплата труда рабочих и служащих, отчисления на социальные нужды), и прочие затраты. Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………........ 7
1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции, ее экономическое
обоснование и структура…............................................................................... 7
1.2 Методика анализа и планирования себестоимости продукции на предприятии ……………...…………………………………………………… 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ РСУП "Луч" ………………………………………………………..………………………… 25
2.1 Краткая экономическая характеристика РСУП "Луч"……………….………………………………........................................... 25
2.2 Анализ состава, структуры и динамики себестоимости продукции РСУП "Луч"……….…………………………………………………………… 35
2.3 Факторный анализ затрат на производство продукции РСУП "Луч"..………………………………………………………………………….. 39
2.4 Анализ затрат по статьям РСУП "Луч"..………………………………… 43
ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ РСУП "Луч"……. 48
3.1 Направления снижения себестоимости продукции ………………………………………………………………………………….. 48
3.2 Резервы снижения себестоимости продукции РСУП "Луч" и обоснование путей их освоения ……………………………………………... 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….... 61

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 159.42 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА 

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет предпринимательства  и управления

 

Кафедра Учета, анализа и аудита __________________

(название кафедры)

Специальность 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии

(шифр и название специальности)

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой

____________Н.Н. Киреенко

(подпись)

«___» ____________ 20__ г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему Себестоимость продукции: оценка и экономическое стимулирование ее снижения (на примере РСУП «Луч» (Минская область, Копыльский район))

 

 

 

 

Студент(ка)

____________

(подпись)

Бородина Анна Николаевна

 

Руководитель:

________________________

(уч. степень, уч. звание)

 

 

_____________

(подпись)

 

 

Маталыцкая Светлана Константиновна

 

Нормоконтролер:

________________________

(уч. степень, уч. звание)

 

 

_____________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………........

7

1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции, ее экономическое

обоснование и структура…...............................................................................

7

1.2 Методика анализа и планирования себестоимости продукции на предприятии ……………...……………………………………………………

14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ РСУП "Луч" ………………………………………………………..…………………………

25

2.1 Краткая экономическая характеристика РСУП "Луч"……………….………………………………...........................................

25

2.2 Анализ состава, структуры и динамики себестоимости продукции РСУП "Луч"……….……………………………………………………………

35

2.3 Факторный анализ затрат на производство продукции РСУП "Луч"..…………………………………………………………………………..

39

2.4 Анализ затрат по статьям РСУП "Луч"..…………………………………

43

ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ РСУП "Луч"…….

48

3.1 Направления снижения себестоимости продукции …………………………………………………………………………………..

48

3.2 Резервы снижения себестоимости продукции РСУП "Луч" и обоснование путей их освоения ……………………………………………...

51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...

58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………....

61

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..

63


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эффективнее использование  в производстве материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и  рациональнее методы управления, тем  больше появляется возможностей для  снижения затрат на производство и  реализацию продукции. Тем самым  определяется значимость показателя затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в экономическом механизме  предприятия.

Экономичность работы предприятия  характеризуется прежде всего себестоимостью продукции, которая представляет собой  стоимостную оценку используемых в  процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья  и материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

В себестоимости учитываются  затраты прошлого труда, перенесенные на вновь созданную продукцию (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, амортизация  основных средств), издержки, связанные  с использованием живого труда (оплата труда рабочих и служащих, отчисления на социальные нужды), и прочие затраты. Себестоимость является частью стоимости  продукции и показывает, во что  обходится производство продукции  для предприятия.

Себестоимость является важнейшим  количественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности предприятия, а также инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления.

Себестоимость выступает  как исходная база для формирования цен (тарифов), а также от уровня себестоимости продукции зависит размер прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние организации, ее платежеспособность, конкурентоспособность и многие другие не менее важные показатели финансово-хозяйственной деятельности.

Вопросам оценки, анализа  затрат и управления расходами субъектов  хозяйствования посвящены исследования зарубежных экономистов:                          Х. Андерсона, Д. Колдуэлла, Г. Мюллера, Б. Нидлза, Дж. Риса, Ч.Т. Хорнгрена, Р. Энтони и других. Среди отечественных и российских ученых наибольший интерес представляют труды А.Ф. Аксененко, М.И. Баканова, С.Б. Барнгольц, И.Н. Белого, И.А. Бланка, А.П. Варавы, М.А. Вахрушиной, Л.Л. Ермолович, А.Н. Зудилина, В.В. Ковалева, Л.И. Кравченко, А.П. Михалкевича, С.А. Николаевой, С.Г. Овсянникова, В.Ф. Палия, П.Я. Папковской, Д.А. Панкова, Н.А. Русак, Г.В. Савицкой, Я.В. Соколова, В.И. Стражева, А.Д. Шеремета, Н.Г. Чумаченко и др.

Опубликованные работы этих авторов характеризуются многогранностью  и глубиной исследования рассматриваемых  проблем. Отмечая ценность результатов  их исследований, следует отметить, что многие аспекты изучаемой  проблемы еще не решены, некоторые  требуют детализации, научной доработки, а также их практической апробации  и реализации.

Снижение себестоимости  является одной из актуальных первоочередных задач любого государства, отрасли  производства и организации. Получение  наибольшего эффекта с наименьшими  затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы  снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Применяя результаты анализа  структуры и динамики себестоимости  продукции, можно выявить пути ее снижения на предприятии. Это позволит принимать обоснованные и эффективные  управленческие решения для рационального  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Все вышесказанное говорит  об актуальности дипломной работы:

Во-первых, исследование себестоимости  тесно связано с важнейшими элементами производственного процесса, самим  производством;

Во-вторых, для развития любого предприятия источником финансирования является прибыль, а одним из основных факторов формирования прибыли себестоимость  продукции;

В-третьих, себестоимость  является одним из важнейших показателей  оценки результатов хозяйственной  деятельности и эффективности управления.

Объектом исследования является анализ управления себестоимостью и  совершенствование путей управления себестоимостью в РСУП "Луч.

Предметом исследования является себестоимости продукции в РСУП "Луч.

Цель дипломной работы - анализ себестоимости продукции на предприятии сельскохозяйственной отрасли, разработка мероприятий, повышающих эффективность совершенствования управления затратами на производство для снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли.

Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:

• охарактеризовать себестоимость как управляемую категорию;

•раскрыть сущность, значение и структуру управления себестоимостью;

•  выявить современные  методы анализа себестоимости;

•проанализировать финансово-хозяйственную  деятельность исследуемого объекта;

•провести анализ себестоимости  предприятия, оказывающего строительные услуги;

•определить возможные пути уменьшения затрат в РСУП "Луч".

При подготовке работы использованы экономико-математические методы, методы синтеза и анализа, табличный  метод.

Работа базируется на литературных разработках отечественных и  зарубежных авторов, посвященных предмету исследования, действующих нормативно-правовых актах Национального банка Республики Беларусь и иных органов государственного управления. Основой аналитической  части послужили данные РСУП «Луч».

 

ГЛАВА 1.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Понятие и  сущность себестоимости продукции,  ее экономическое

обоснование и структура.

 

Себестоимость продукции  является самостоятельной экономической  категорией экономики переходного  периода. Она количественно и  качественно отличается от стоимости. Стоимость и её денежное выражение - цена  количественно выше себестоимости. Лишь в планово-убыточных, дотационных  отраслях стоимость ниже себестоимости, что не характерно в условиях рынка. Индивидуальная себестоимость на конкретных предприятиях может быть выше и ниже стоимости, хотя если она выше –  предприятие обанкротится, если не защищено дотацией. Среднеотраслевая же себестоимость, как правило, ниже – стоимости в нормально функционирующих  отраслях за исключением дотационных. [2. с.123].

Различают индивидуальную и  отраслевую (среднеотраслевую) себестоимость. В индивидуальную входят затрат на производство и сбыт продукции на конкретном предприятии при имеющихся  условиях его работы. Отраслевая себестоимость  включает затраты по производству и  сбыту одинаковой продукции в  среднем по отрасли. Ее находят как  средневзвешенное значение индивидуальных себестоимостей продукции на предприятиях отрасли.

Себестоимость продукции  является сводным и одним из основных качественных и количественных показателей  работы предприятия. В нем находят  отражение все стороны его  работы: уровень техники, механизации  и автоматизации производственных процессов; организации производства, использования материальных и трудовых ресурсов и др.

По времени определения  следует различать плановую и  отчетную себестоимость продукции. Плановая себестоимость определяется до начала планового периода на основе существующих норм и нормативов с  учетом предполагаемого снижения себестоимости. Отчетная себестоимость базируется на отчетных данных предприятия и  отображает размер произведенных затрат.

По месту образования  затрат себестоимость подразделяется на цеховую, производственную и полную. В цеховую себестоимость входят все затраты данного цеха, связанные  с приобретением необходимых  материалов, полуфабрикатов и покупных комплектующих изделий, на производство из них продукции, а также расходы  по управлению цехами. В производственную себестоимость включаются подобные затраты, производимые в масштабах  всего предприятия.

В процессе хозяйственной  деятельности предприятие осуществляет определенные расходы (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия  состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. [6. с.223].

Таким образом, себестоимость  является частью цены товара, причем она  отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения  условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в  число особо значимых показателей  эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты  предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если в процессе реализации продукция  меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без  преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая  складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и  в целых отраслях. [3. с.415].

При планировании, учете  и калькулирования себестоимости  продукции предприятие имеет  право суммировать в себестоимость  также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственно  не связанные с производством  и реализацией продукции. Эти  расходы законодательство позволяет  относить на себестоимость, и которые  в дальнейшем являются составной  частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированы предприятию  потребителем его продукции.

Как экономическая категория  себестоимость продукции выполняет  ряд важнейших функций:

- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

- определение оптимальных размеров предприятия;

- экономическое обоснование и принятие многих управленческих решений и др. [8. с.243].

Себестоимость продукции  является не только важнейшей экономической  категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Причем следует отметить, что все компоненты учитываются  по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в  пределах установленных действующим  законодательством норм или превышают  их.

Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая  сумма затрат на ее производство и  реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и  полную (коммерческую) себестоимость  продукции. [17. с.325].

Информация о работе Себестоимость продукции: оценка и экономическое стимулирование ее снижения (на примере РСУП «Луч» Минская область, Копыльский район)