1.понятие
и цели аудита.
Аудит-предпринимат.деят-ть по независимой
проверке б.у. и бух.отчетности аудируемого
лица.Основной целью аудита является
выражение не зависимомго мнения
о достоверности бух.отчетности
аудируемых лиц и соответствии порядка
ведения б.у.законодательству РФ.
Ауд.деятельность осуществляется в
соответ.с ФЗ об аудит.деятельности
№307-ФЗ(от 30.12.08),а также федерал.стандартами
аудит.деят-ти. Аудит.деят-тью могут
заниматься ФЛ-аудиторы и ЮЛ-аудит.организации.
аудиторам необходимо иметь квалификационный
аттестат. В штате аудит.организации
должно состоять не менее 5 аттестованных
аудиторов. Аудит.организация может
иметь любую организационно-правовую
форму,кроме ОАО. Индивидуальным аудиторам
и организациям запрещается заниматься
какой-либо иной предприним.деят-тью, кроме
проведения аудита и оказания сопутствующих
ему услуг.
Аудитор - 1) лицо, проверяющее
состояние финансово-хозяйственной
деятельности компании (аудит), а также
оказывающее ей консультационные услуги
на основе контракта, заключенного с
руководителем этой компании. А. может
быть только лицо, имеющее специальное
образование и государственную
лицензию;
Аудиторская организация
- обычно - коммерческая организация, ведущая
исключительно аудиторскую деятельность
и получившая в установленном
порядке лицензию на осуществление
этой деятельности.
2.Характеристика сопутствующих
аудиту услуг
В соответствии со ст1 ФЗ об аудит.деят-ти
к сопутствующим услугам относятся:
1)постановка,восстановление и ведение
б.у.,составление бух.отчетности.
Постановка бух.учета-разработка
системы организации б.у.,формирование
учетной политики. Восстановление
б.у.-услуга,носящая разовый характер
и оказываемая в определенный
период времени. Ведение б.у.-услуга,применяемая
в организациях,не имеющих бух-ой
службы. Составление бух.отчетности-является
следствием уже проведенного
комплекса работ по ведению
б.у.
2)Консультирование 2.1.бухгалтерское;2.2.налоговое;2.3.правовое;2.4.управленческое;2.5.экономическое.
Данные услуги предполагают подготовку
разъяснений в устной или письменной
форме по возникающим вопросам.
3)Анализ финансово-хозяйственной
деятельности-предполагает выявление
сильных и слабых сторон в
финансовом состоянии организации,а
также разработку мер по его
укреплению.
4)Автоматизация б.у.-предполагает
выбор пакета прикладных программ
для автоматизации б.у.
5)Обучение специалистов в областях,связанных
с аудит.деят-тью-предполагает обучение
персонала ведению б.у.;проведение
семинаров
6)Составление бизне-планов; 7)Проведение
маркетинговых исследований; 8)Оценка
стоимости имущества и предприятий;
9)Представление интересов проверяемой
организации в суде
Аудит может осуществляться по следующим
направлениям:общий,банковский,аудит
страховых организаций,аудит инвестиционных
фондов.
3 Система нормативного
регулирования аудиторской деятельности Система нормативного
регулирования аудиторской деятельности.
Правовое регулирования представляет
собой деятельность государства по внесению
организации и упорядоченности в разные
сферы в том числе и аудиторскую деятельность.
Основой правового регулирования является
законодательство. Существующая в РФ система
нормативного регулирования аудиторской
деятельности включает в себя 5 уровней
нормативных документов. К документам
1-го уровня относятся федеральный закон
об аудиторской деятельности. Закон определяет
понятие и цели, аудита, критерии правления
аудитора, права и обязанности аудируемых
лиц и аудитора, определяет ответственность
за нарушение законодательства об аудите.
К документам 2-го уровня относятся федеральные
стандарты аудиторской деятельности,
они определяют общие вопросы регулирования
аудиторской деятельности и обязательные
для всех субъектов нормы аудита . К документам
3-го уровня относятся внутренние стандарты
акредетованных профессиональных аудиторских
объединений. Они регулируют специальные
вопросы аудиторской деятельности на
уровне профессиональных объединений.
В настоящие время в России насчитывается
7 таких объединений (Аудиторская палата
России, Московская аудиторская палата
и др.) К документам 4-го уровня относятся
нормативные документы министерств и
ведомств, они регулируют специальные
особенности аудита по видам. К документам
5-го уровня относятся внутренние стандарты,
аудируемых организаций они определяют
нормы поведения аудиторов конкретных
аудируемых организаций и не должны противоречить
федеральным стандартам.
4.Правовое регулирование
аудиторской деятельности в РФ
представляет собой деятельность
государства по внесению организованности
и упорядоченности в различ.сферы,в
том числе и аудиторскую деятельность.
Основой правового регулирования
является законодательство. Существующая
система нормативного регулирования
аудит.деят-ти включает в себя 5 уровней
нормативных документов: 1)К
документам 1го уровня относится:ФЗ об
аудиторской деятельности;Закон
определяет понятие и цели аудита,критерии
проведения обязат.аудита,права и
обязанности аудиторов и аудируемых
лиц,предусматривает независимость
аудиторов,определяет ответственность
за нарушение законодательства об аудите;
2)К документам 2го уровня относятся:федеральные
стандарты аудиторской деятельности.
Они определяют общие вопросы
регулирования аудит.деятельности
и обязательные для всех субъектов
нормы аудита; 3) К документам
3го уровня относятся:внутренние стандарты
аккредитованных профессиональных
аудиторских объединений. Они регулируют
специфические вопросы аудит.деятельности
на уровне профессиональных объединений.В
настоящее время в РФ насчитывается
7 объединений.
4) К док.-ам 4го уровня относятся:нормативные
документы министерств и ведомств.
Они регулируют специфические
особенности аудита по видам;
5) К док-ам 5го уровня относятся:внутренние
стандарты аудиторских организаций.
Они определяют нормы поведения
аудиторов конкретной аудиторской
организации и не должны противоречить
федеральным стандартам.
Государственное регулирование аудит.деят-ти
осуществляет уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти,определенный
правительством РФ.
Его основные функции: 1)Издание
в пределах своей компетенции
нормативных правовых актов,регулирующих
ауд.деят-ть; 2) Организация разработки
и представления на утверждение
правительству РФ федеральных стандартов
аудиторской деятельности; 3)Организация
в установленном законом порядке
системы аттестации,обучения и повышения
квалификации аудиторов; 4)Ведение
государственных реестров аттестованных
аудиторов,ауд.организаций и индивид.аудиторов.
При уполномоченном федеральном органе
создан Совет по аудиторской деятельности:
1)Разрабатывает федеральные стандарты
ауд.деят-ти,периодически их пересматривает
и выносит на рассмотрение
уполномоченным федеральным органам;
2) Рассматривает обращения и ходатайства
аккредитованных профессиональных
аудиторских объединений и вносит
соответствующие рекомендации на
рассмотрение уполномоченным федеральным
органам; 3)Осуществляет иные
функции в соответствии с положением
о совете по аудиторской деятельности.
5.Понятие,виды и значение
аудиторских стандартов
Стандатр аудиторской деятельности-это
единые требования к порядку осуществления
аудиторской деятельности,оформлению
и оценке качества аудита и сопутвтвующих
ему услуг,а такжу к порядку
подготовки аудиторов и оценки их
квалификации.Все стандарты подразделяются
на следующие виды:1)Федеральные
стандарты ауд.деят-ти-утверждаются
правительством РФ и являются обязательными
для всех аудиторских организаций,индивид.аудиторов
и аудируемых лиц; 2)Внутренние
стандарты профессиональных аудиторских
объединений-они разрабатываются
на основе федеральных стандартов и
являются обязательными для членов
профессиональных аудиторских объединений;
3)Внутренние стандарты ауд. Организаций
и индивид.аудиторов.
По назначению аудиторские стандарты
делятся: 1)Общие стандарты-определяют
качество и степень квалификации
аудиторов и основные принципы аудиторской
деятельности; 2)Рабочие-правила,которыми
руководствуется аудитор при
проведении проверок.На их основании
осуществляется сбор аудиторских доказательств,проводятся
аудиторские процедуры и делается
оценка их результатов; 3)Стандарты
отчетности-используются на заключительном
этапе аудита и определяют форму
и содержание отчетности; 4)Специфические-используются
при оказании сопутствующих аудиту
услуг.
Стандарты обеспечивают высокое качество
аудиторских проверок,помогают пользователям
понять процесс аудита и обеспечивают
взаимосвязь отдельных элементов
процесса аудита.
6.Права,обязанности и
ответственность аудиторских организаций(аудиторов)
Права и обязанности определенны
статьёй 13 ФЗ об аудиторской деятельности.
Права: 1)Самостоятельно определять формы
и методы проведения аудита; 2)Проверять
в полном объеме документацию,связанную
с финансово-хозяйственной деят-тью
аудируемого лица,а также фактическое
наличие любого имущества,учтенного
в этой документации; 3)Получать
у должностных лиц аудируемого
лица разъяснения в устной или
в письменной форме по возникающим
в ходе проверки вопросам; 4)Отказаться
от проведения аудиторской проверки
или от выражения мнения о достоверности
бух.отчетности в случае не предоставления
аудируемыми лицами всей необходимой
документации,а также в случае
выявления обстоятельств,которые
могут оказать влияние на мнение
аудитора о достоверности бух.отчетности;
5)Осуществлять иные права в соответствии
с договором.
Обязанности: 1)Осуществлять ауд.проверку
в соответствии с законодательством
РФ;
2) Предоставлять по требованию
аудируемого лица необходимую
информацию о требованиях законодательства
РФ,касающихся проведения аудиторской
проверки,а также о нормативных
актах,на которые основываются
выводы и замечания аудитора;
3)В срок,предусмотренный договором
на проведение аудита,передать
аудиторское заключение аудируемому
лицу; 4)Обеспечить сохранность
документов,полученных и составленных
в ходе проверки,не разглашать
их содержание без согласия
аудируемого лица; 5)Исполнять
иные обязанности в соответствии
с договором.
Ответственность аудитора может наступать
в форме аннулирования квалификационного
аттестата. В соответствии со статьей
16 ФЗ он аннулируется в следующих
случаях:
1)Если установлено фактическое
получение квалификационного аттестата
аудитора с использованием подложенных
документов; 2)Если аудитор нарушает
требования по нарушению аудиторской
тайны; 3)Если установлен факт
несоблюдений требований независимости;
4)Если аудитор систематически
нарушает требования ФЗ и федер.стандартов
аудиторской деятельности; 5)Если
установлен факт подписания аудитором
ауд.заключения без проведения
проверки; 6)Если в течении
2х календарных лет подряд аудитор
не осуществляет аудит.деятельность;
7)Если аудитор нарушает требование
о прохождении обучения по
программам повышения квалификации.
В соответствии со статьёй 20 ФЗ ауд.организации,
их руководители, индивид. аудиторы несут
уголовную административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии
с законодательством РФ.
7.Права,обязанности и
ответственность аудируемых лиц
Они определены статьёй 6 ФЗ.
Права: 1)Получать от ауд.организации или
индивид.аудитора информацию о законодательных
и нормативных актах,на которые основываются
выводы аудитора;
2)Получать аудиторское заключение
в срок,предусмотренный договором;
3)Осуществлять иные права
в соответствии с договором.
Обязанности: 1)создавать ауд.организации
или индивид.аудитору условия для своевременного
и полного проведения,проверки,предоставлять
всю необходимую информацию и документацию,давать
разъяснения в устной или письменной форме,запрашивать
необходимые сведения у 3их лиц;
2)Не предпринимать каких-либо действий
в целях ограничения круга вопросов,подлежащих
выяснению при проведении проверки;
3)Оперативно устранить выявленные аудитором
нарушения правил ведения бух.учета и
составления бух.отчетности;
4)Своевременно оплачивать услуги аудиторской
организации в соответствии с договором;
5)Исполнять иные обязанности в соответствии
с договором.