Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:36, шпаргалка
1. Сущность и содержание бухгалтерского дела. Связь бухгалтерского дела с другими науками
В настоящее время развитие и совершенствование рыночных отношений обусловливает повышение требований к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении организации, а также о размере и состоянии собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления БД. Таким образом, подсистема БД является одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной управленческой системы. Бухгалтерское дело - это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.
Информация о хозяйственных операциях, совершенных организацией за определенный период, из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Приводятся также правила оценки имущества и обязательств, а также рассмотрен порядок проведения инвентаризаций и регулирования выявленных разниц.
В третьем разделе определяются основные требования к формированию и представлению бухгалтерской отчетности, раскрывается ее состав и содержание форм, правила оценки статей.
Четвертый раздел
характеризует порядок
В пятом разделе
приводятся основные правила составления
сводной бухгалтерской
Шестой раздел посвящен вопросам хранения документов бухгалтерского учета: срокам хранения, порядку изъятия документов и ответственности за организацию хранения.
Кроме того, действует 25 ПБУ.
В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности предполагается разработка еще около 20 ПБУ, охватывающих наиболее существенные стороны методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Вместо трех положений:
• «Сводная бухгалтерская отчетность»;
• «Прибыль на акцию»;
• «Доверительное управление имуществом» — были выпущены Методические указания. Это связано с неготовностью Минфина России по ряду причин на данном этапе сформулировать по этим вопросам нормы ПБУ.
Разработанные
положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету в значительной степени
соответствуют аналогичным
55. Методические указания, инструкции, рекомендации и их место в организации бухгалтерского дела.
Методические указания и другие нормативные акты — это документы третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ: нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Минфин России и другие уполномоченные органы ведут постоянную работу по созданию новых и переработке ранее принятых аналогичных документов. В методических указаниях и рекомендациях детально раскрываются основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета согласно документам более высокого уровня. Требования методических указаний конкретны, однозначны и обязательны к применению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования организациями при разработке методологической базы при формировании учетной политики в зависимости от специфики финансово-хозяйственной деятельности организации.
В современных экономических условиях методология бухгалтерского учета значительно усложнилась. Однако несмотря на имеющиеся трудности и негативные явления в деятельности хозяйствующих субъектов, наличие ПБУ, методических указаний, рекомендаций и других нормативных документов, отражающих методологические вопросы учета хозяйственной деятельности организаций, позволит подготовленным учетным работникам обеспечить полноту и достоверность бухгалтерской отчетности.
57. Организационные, технические и методологические требования и допущения при формировании учетной политики предприятия.
При формировании
учетной политики предприятия по
конкретному направлению (вопросу)
ведения и организации
Принятая учетная политика предприятия
должна обеспечивать целостность системы
бухгалтерского учета. Поэтому она должна
охватывать все аспекты учетного процесса:
методический, технический и организационный
(см. приложение 1 ).
Методический аспект учета предусматривает
способы оценки имущества и обязательств,
начисления амортизации по различным
видам имущества, методы исчисления прибыли,
дохода и т.п.
Методический аспект включает:
1. Критерий отнесения предметов к основным
средствам и МБП.
2. Способ погашения стоимости находящиеся
в эксплуатации МБП.
3. Порядок начисления износа (амортизации)
основных фондов.
4. Порядок начисления амортизации по нематериальным
активам.
5. Порядок финансирования ремонта основных
средств.
6. Метод оценки сырья, материалов и других
ценностей (производственных запасов).
7. Формирование учетных групп материальных
ценностей.
8. Способ отражения на счетах операций
заготовления и приобретения материальных
ценностей.
9. Способ учета выпуска продукции,
10.Сроки погашения расходов будущих периодов.
11.Перечень резервов предстоящих расходов
и платежей.
12.Метод определения выручки от реализации
продукции (работ, услуг).
13.Порядок создания резервов по сомнительным
долгам. Необходимость,
порядок создания и использования фондов
специального назначения.
Технический аспект показывает как реализуются
эти способы в учетных регистрах, схемах
отражения на счетах учета.
Технический аспект предполагает следующие
ее составляющие:
1. План счетов бухгалтерского учета.
2. Форма бухгалтерского учета.
3. Технология обработки учетной информации.
4. Организация внутрипроизводственного
контроля.
5. Организация составления отчетности.
6. Инвентаризация имущества и обязательств.
Организационный аспект — как осуществляются
эти способы с точки зрения построения
бухгалтерской службы, ее место в системе
управления, взаимосвязи и взаимодействие
с другими элементами и звеньями этой
системы, взаимосвязи с подразделениями,
характерными для становления и формирования
рыночной экономики.
58. Влияние МСФО на учетную политику российских организаций.
Разработка учетной политики по МСФО – важный элемент подготовки отчетности. МСФО – это стандарты, основанные на принципах, которые, несмотря на значительный объем, лишь в общих чертах определяют правила, идеи, требования, которым необходимо следовать при составлении финансовой отчетности.
Конкретные же методики, применяемые при составлении отчетности, соответствующей МСФО, устанавливаются организацией самостоятельно в учетной политике. В некоторых случаях МСФО предусматривает несколько допустимых вариантов учета, из которых организация должна выбрать наиболее уместный и утвердить в учетной политике.
Основные положения учетной политики обязательно раскрываются в примечаниях к финансовой отчетности по МСФО с тем, чтобы пользователи имели представление об основных методах формирования отчетных данных, при необходимости могли их сравнить с данными по другим организациям.
Следует отметить, что в МСФО отсутствует такое понятие, как типовая или стандартная учетная политика: стандартами являются сами МСФО, тогда как учетная политика должна конкретизировать требования стандартов в приложении к организации и с учетом ее специфики. В связи с этим было бы неправильным применить шаблонную учетную политику без ее доработки под конкретную организацию.
Формирование учетной политики по МСФО – этап весьма ответственный. Она должна соответствовать всем применимым стандартам и разъяснениям. По вопросам, которые не регулируются существующими стандартами, ее необходимо формировать самостоятельно по установленному в МСФО алгоритму.
Учетная политика должна быть достаточно дальновидной, чтобы ее не пришлось пересматривать в будущем, поскольку ее изменение, особенно в крупных компаниях, сопряжено с большими сложностями, связанными с ретроспективным применением. В группе компаний должна применяться единая учетная политика, поэтому при ее разработке следует учитывать специфику дочерних компаний, на которых она будет распространена.
Ни МСФО, ни российское законодательство не устанавливают конкретных дат утверждения учетной политики по МСФО, но логика самого процесса подразумевает, что она должна быть сформирована перед составлением первой отчетности по МСФО и с расчетом на долгосрочную перспективу.
Степень детализации учетной политики по МСФО может быть разной, это не регламентируется стандартами. Но, как правило, по мере того как организации накапливают опыт по применению МСФО, они стремятся его «капитализировать», зафиксировав в виде учетной политики, регламентов, инструкций. Можно порекомендовать на любом уровне применения МСФО превратить учетную политику в инструмент управления и накопления знаний в организации, закрепив в ней всю методологию составления отчетности по МСФО. Кроме основных положений в учетную политику можно включить (где это уместно) учетные регламенты, аналитический план счетов, журнал типовых проводок, регистры учета, внутренние методические рекомендации (инструкции) по ведению учета и составлению отчетности, регламенты получения внешних (не бухгалтерских) расчетных оценок для целей составления отчетности, документооборот, правила консолидации и т.д.
Правильность применяемой учетной политики по МСФО, ее адекватность специфике организации и соответствие стандартам оценивают аудиторы в ходе проверки финансовой отчетности по МСФО. Недостатки в учетной политике могут привести к тому, что отчетность по МСФО будет недостоверной и (или) не будет соответствовать МСФО, что может быть веской причиной для аудиторского заключения с оговоркой, отрицательного заключения или отказа от выражения мнения. Технически же это вызовет большой объем работы по исправлениям отчетности
60. Раскрытие учетной политики, оценка ее эффективности.
Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100[1]. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»[2].
Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».
В соответствии с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.
За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся:
Почти не изменились требования, предъявляемые к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте в результате применения учётной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).
ПБУ 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации: