Шпаргалка по "Бухгалтерскому управленческому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:25, шпаргалка

Описание работы

1. Влияние на величину прибыли и оценку товарно-материальных запасов калькулирования себестоимости по переменным издержкам и с полным распределением затрат.
2. Гибкий бюджет, его значение для контроля и оценки деятельности центров ответственности; принципы построения. Методика проведения бюджетного контроля.
3. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования.
4. Классификация затрат для принятия решений и планирования. Понятие релевантных затрат, их роль в процессе обоснования принятия решения.
5. Классификация затрат по экономическому содержанию, способам включения их в себестоимость продукции.
6. Классификация методов калькулирования по объекту учета затрат, полноте включения в себестоимость и оперативности учета затрат.
7. Классификация производственных затрат для калькулирования и оценки произведенной продукции.
8. Метод АВ-костинг, его сущность и содержание. Сравнение метода АВС с традиционными методами распределения затрат.
9. Методы и базы распределения и перераспределения косвенных затрат по структурным подразделениям и носителям затрат.
10. Методы учета затрат и калькулирования в отечественной и зарубежной практике.

Файлы: 1 файл

БУУ.doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

22Сущность и назначение калькулирования. Условия калькулирования. Основные принципы калькулирования.

Под калькуляцией - понимается система эконом-х расчетов себес-и одной единицы отдельного вида продукции.

В процессе калькулирования соизмеряем затраты на производства с количеством выпущенной продукции.

Полученные, при расчетах результаты, используются при оценке остатков незавершенного производ-а, готов  продук-и и для целей формирования орг-и фин результата от обычных видов деят-и (ПБУ10/99 пункт 9).Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций и в зависимости от целей калькулирования различают: Плановую, смешанную, фактическую. Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет. Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода. Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Он используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

Предпосылкой калькулирования  является производственный учет. Он первичен по отношению к калькулированию.

Современное калькулирование лежит в основе оценки выполнения центром ответственности плана и на конец калькулирования является основной трансфертного ценообразования.

Принципы  калькулирования:

1. Научно обоснованная  классификация затрат на пр-ва.

2.Установление объектов  учета затрат, объектов калькулирования  и калькуляционных единиц. Объектами  учета затрат является место  их возникновения, виды или группы однородных продуктов.

Выбор калькуляционной  единицы зависит от особенности  производства и выпускаемой продукции (натуральные единицы, условно нтуральные, единицы времени и т.д.).

3.Выбор метода распределения  косвенных расходов чрезвычайно  важен для правильного расчета себестоимости одной единицы продукции. Он производиться предприятием самостоятельно, записывается в учетной политике и является неизменным в течении всего финансового года.

4.Разграничение затрат  по периодам.

5.Раздельный учет по  текущим затратам на производства продукции и по капитальным вложениям.

6.Выбор метода учета  затрат и калькулирования.

Под методом учета  затрат на производства и калькулирования  себестоимости понимают совокупность приемов документирования и отражения  производственных затрат обеспечивающих определение факт. Себ-ти продукции, а так же отнесение издержек на одну ед. продукции.

По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный, позаказный методы, а также метод учета (калькулирования) затрат по функциям. С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных затрат. 

57Учет и распределение накладных расходов. Методы распределения затрат обслуживающих центров. Сущность метода АВ-костинг.

Накладные расходы (НР)  образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлении им.  НР подразделяются на 2 группы: 1. Накладные общепроизводственные расходы (производственные) – это расходы на организацию, обслуживание и управление производством. (в БУ инфо о них накапливается на счете 25 Общепроизводственные расходы). Они подраздеяются на: а) расходы на содержание оборудования (амортизация оборудования, текущий ремонт оборудования, з\плата, расходы на перевозки материалов); б)  общецеховые расходы на управление (амортизация зданий, сооружений, затраты на подготовку производства, содержание и ремонт зданий и сооружений).  2. Накладные общехозяйственные расходы (непроизводственные) – это административно-хозяйственные расходы и расходы на продажу. Они возникают в рамках предприятия и учитываются на счете 26 Общехозяйственные расходы. К ним относят: административно-управленческие расходы, расходы на рабочую силу, оплату услуг, обязательные сборы, налоги и платежи. Метод АБС решает проблему распределения накладных расходов. Он позволяет определить причину возникновения данных расходов и порядок их отнесения на готовую продукцию. ABC  - метод основан на простой идее: на предприятии источником большинства косвенных расходов являются процессы, необходимые для производства продуктов. Если суметь распределить эти затраты на продукты,  расходы резко сократятся, и себестоимость будет вычислена точнее. Самое главное, что АВС показывает причины низкой рентабельности. Метод АВС используется, как дополнение к существующим финансовым подходам и предназначен для правильного с точки зрения бизнеса распределения издержек предприятия на конечные центры затрат. В качестве конечных центров затрат могут выступать группы или единицы выпускаемой продукции, потребители продукции, поставщики ресурсов предприятия, или другие объекты. Таким образом, целью применения метода является получение реальной себестоимости продукции, поставщиков, клиентов, бизнес-процессов. В результате применения АВС - метода предприятие получает объективную информацию о: 1.производительности и стоимости действий, бизнес-процессов и структурных подразделений; 2.реальной (а не рассчитанной по данным бухгалтерского учета) себестоимости конечных объектов затрат (продукции, услуг, клиентов, поставщиков); 3.степени загрузки структурных подразделений, должностных лиц и оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58Учетные записи на счетах бухгалтерского учета при калькулировании себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам.

I. Калькул-е полной  с/сти – с/ст вкл. все затраты  предпр-я, связ-е с произво-ом и реализацией продукции (прямые и косвенные). Традиционно для российского учета. Прямые затраты- списываются напрямую на носитель затрат, в их числе: 1. Затраты основных материалов – их фактическая себестоимость определяется одним из методов: ФИФО, ЛИФО, средней себестоимости. Списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документов об их расходе,оформ-ся проводкой Д 20 К 10. 2. З/п основных произв-х раб-х с соответствующими начислениями на нее. После необходимых расчетов по установленным ставкам и нормам делаются проводки Д 20  К 70  и Д 20  К 69. Косвенные (накладные) расходы – участвуют в калькулир-и полной с/сти, но не могут быть отнесены на изделие прямым путем, если их выпускается более одного. К этим расходам относятся: 1. Общепро-е – учитываются на сч. 25  и в конце отчетного периода списываются в Д счетов 20, 23, 28 «Брак в производстве» и т.д. Более глубокое распределение  - на  основании аналитического учета по подразделениям предприятия и номенклатуре статей производится в аналит-ом учете внутри счета 20. При этом происходит выбор объекта, на который относятся затраты, выбор самих затрат, выбор базы и расчет ставки распределения. 2. Общехоз-е – аналит-й учет строится по группам расходов, а внутри групп – по статьям, по большей части подвергаются нормированию и лимитированию со стороны государства. . Учитываются на сч. 26, в конце отчетного периода закрываются в Д счетов 20, 23. при калькул-и полной с/сти фактич-я сумма общех-х расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения.

II. Кальк-е произв-ой  с/сти – в соответствии с  МСФО в себестоимость продукции  должны быть включены только  производственные затраты (Затраты  основных материалов, Заработная  плата основных производственных  рабочих с соответствующими начислениями на нее, Общепроизводственные накладные расходы). Общехозяйственные расходы не участвуют в калькулировании себестоимости, а общей суммой относятся на финансовые результаты предприятия. На сегодняшний день организациям предоставлено право выбора – списывать общехозяйственные расходы на основное производство (Д20) или в уменьшение выручки от продаж (Д90 «Продажи»). Выбор отражается в учетной политике. Совокупная прибыль будет одной и той же при использовании  разных систем калькулирования, различия появляются в величине прибыли, относимой на каждый учетный период. I метод может привести к капитализации части общехозяйственных расходов в товарных запасах, что приведет к увеличению налога на имущество предприятия, а также придется устанавливать порядок списания расходов со счета 26 в Д 90 «Продажи» в случае отсутствия у предприятия в отчетном периоде выручки. II метод приводит к снижению трудоемкости учета, к уменьшению налога на имущество, списание общехоз. расходов непосредственно в Д «Продаж» может завысить себестоимость реализованной продукции, занизить прибыль на величину общехозяйственных расходов и тем самым уменьшить сумму периодического платежа по налогам на прибыль, что позволит предприятию временно сохранить необходимые оборотные средства.

III. Кальк-е с/сти по  переменным расходам – подход, когда по носителям затрат  планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта  с/сть может включать только  прямые затраты,  она может  калькулироваться на основе только  произв-х расходов, даже если они косвенные. В каждом случае полнота включения затрат в с/сть разная, но общее для этого подхода то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. Один из вариантов - система «директ-костинг» - с/сть учитывается и планируется только в части переменных затрат (только они распределяются по носителям затрат) – прямых и косвенных. По переменным затратам оценивается не только реализованная  продукция, но и запасы – остатки  готовой продукции на складах и незавершенное производство. Постоянные расходы собираются на отдельном счете, в калькуляцию себестоимости не включаются и периодически списываются на финансовые результаты, т.е. учитываются при расчете прибылей и убытков за отчетный период. В качестве постоянных расходов выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве.

Принципиальное отличие  от системы калькулирования полной с/сти: при калькулировании полной с/сти постоянные общепр-е расходы  участвуют в расчетах, при кальк-и  по переменным издержкам они из расчетов исключаются. Общех-е расходы также  исключаются из кальк-я. Они являются периодическими и полностью включаются в с/сть реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий. В конце отчетного периода они списываются непосредственно на уменьшение выручки от продаж: Д 90 К 26.

 

 

59Учетные записи при нормативном методе учета затрат и в системе "стандарт - кост".

Схема бухгалтерских  записей при использовании нормативного метода учета затрат и калькулирования:

- В  схеме задействован сч. 40 «Выпуск  продукции (работ, услуг)» по  Дебету счета отражается фактическая себестоимость выпущенной продукции, по Кредиту отражается нормативная себестоимость произведенной продукции:

Д 10, 69, 70, 02 и .д. – 100 руб. - производственные ресурсы;

Д 20 «Основное производство»  К10, 69, 70, 02 – 100 руб. – фактические затраты производственных ресурсов (нормы+отклонения от норм);

Д 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) К 20 – 100 руб. – готовая продукция в оценке по фактической себестоимости;

Д 43 «Готовая продукция» К 40 – 120 руб. – готовая продукция в оценке по нормативной себестоимости;

Д 90 «Продажи» К 43 – 120 руб. – нормативная себестоимость  проданной продукции;

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К 90 – 200 руб. – выручка  от продажи продукции;

- Первого  числа каждого месяца (квартала) на счете 40 определяется отклонение фактической стоимости от нормативной. На сумму выявленной экономии (фактическая себестоимость ниже нормативной) сторнируется себестоимость реализованной продукции:

Д 90 К 40 сторнируется сумма  экономии (-20 руб.);

Д 90 К 99 «Прибыли и убытки» - 80 руб. – списан финансовый результат;

- Корректируем  финансовый результат: 

Д 90 К 99 – 20 руб.- дополнительно  списывается финансовый результат.

Если обратная ситуация – перерасход производственных ресурсов, нормативная себестоимость меньше фактической, то

Д 90 К 40 - 20 руб. – списывается  сумма перерасхода;

Д 90 К 99 «Прибыли и убытки» - 80 руб. – списан финансовый результат;

- Корректируем  финансовый результат: 

Д 90 К 99 – сторнируется (-20 руб.) – корректируем финансовый результат.

 

 

Рассмотрим порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета при системе "стандарт-кост".

1. Приобретены  и оприходованы на склад основные  материалы от поставщиков:

Дебет сч. 10 "Материалы" -увеличение запасов материалов записывается по фактически закупленному количеству, но по нормативной цене (Нормативная цена x Фактическое количество)Кредит сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - учитываются счета к оплате по фактическим затратам для отражения соответствующей задолженности перед поставщиком (Фактическая цена xФактическое количество);Дебет (Кредит) субсч. 16/10/01 "Отклонение по ценам" - определяется отклонение по цене прямых материалов [(Нормативная цена - Фактическая цена) x Фактическое количество].

2. Произведено  списание материалов на основное производство:

Дебет сч. 20 Кредит сч. 10 "Материалы" - с этого счета должно быть списано  фактически отпущенное в производство количество материалов по нормативной  цене, так как по этой цене оно  было оприходовано(Фактическое количество x Нормативная цена за 1 единицу). Напомним, что материалы могут быть использованы в меньших количествах, чем закуплено.

Дебет (Кредит) субсч. 16/10/02 "Отклонение по использованию материалов" - определяется отклонение по использованию прямых материалов [(Фактическое количество - Нормативное количество) x Нормативная цена за 1 единицу].

3. Начислена  заработная плата основным производственным  рабочим:

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому управленческому учету"