Система организации бухгалтерского учета в бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью нашей курсовой работы является выявление особенностей системы организации бухгалтерского учета в бюджетной организации.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях на современном этапе;
охарактеризовать бюджетное учреждение-базу выполнения практической части;
проанализировать отдельные аспекты организации основных видов учета на примете бюджетной организации.

Содержание работы

Введение
5
1 Научно-методологические основы организации бухгалтерского учета в организации
7
1.1 Определение и основные задачи, принципы бюджетного учета
7
1.2 Особенности ведения бухгалтерского учета и плана счетов в организациях, получающих средства из бюджета
10
1.3 Система организации бухгалтерского учета в бюджетной
организации
15
1.4 Система регулирования бухгалтерского учета в РФ
19
2 Организация основных видов учета на примере бюджетной организации (МДОУ детский сад № 212)
23
2.1 Общая характеристика исследуемой организации
23
2.2 Учет основных средств, нематериальных активов и их
амортизации
24
2.3 Учет материальных запасов
37
2.4 Учет расчетов
40
3 Расчетная часть
49
Заключение
65

Файлы: 1 файл

Система организации бухгалтерского учета в бюджетной организации.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что новой Инструкцией  существенно изменен порядок отражения операций на синтетических счетах. Если раньше хозяйственные операции по увеличению и уменьшению соответствующих активов и обязательств отражались на разных сторонах одного и того же счета, то в новой Инструкции для учета операций по движению каждого вида активов и обязательств предусмотрено использование разных счетов. Например, операции по увеличению запасов продуктов питания отражаются по дебету счета 010502340 «Увеличение стоимости продуктов питания», а операции по уменьшению запасов продуктов питания — по кредиту другого счета — 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания».

Вместе с тем по некоторым  счетам бюджетного учета применяется  обычный порядок отражения операций на счетах. Например, на счете 040100000 «Финансовый результат учреждения» доходы учреждения отражаются по кредиту счета, а расходы — по дебету. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов данному счету определяют конечный финансовый результат деятельности учреждения.

Порядок ведения аналитического учета  бюджетные организации устанавливают сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета [11; 14; 17; 24].

План счетов бухгалтерского учета  бюджетных учреждений приведен в  приложении А. Также во второй части работы рассмотрены более подробно некоторые разделы учета и представлены наиболее важные проводки.

Далее рассмотрим систему организации  бухгалтерского учета в бюджетной организации.

 

1.3 Система  организации бухгалтерского учета  в 

бюджетной организации

 

Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным  средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.

Инструкция предусматривает:

  • План счетов бухгалтерского учета в учреждениях;
  • мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;
  • способ применения субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов, как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;
  • формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;
  • другие вопросы организации бухгалтерского учета [11].

Учет ценностей, временно находящихся  в учреждении и не принадлежащих ему, осуществляется на забалансовых счетах. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером, или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения.

Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному  признаку, т. е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т. д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных предметов, продуктов питания [14].

В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждений, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые документы для бухгалтерского учета и контроля (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.).

Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

В обязанности бухгалтерских служб  входит:

  • ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Инструкции и других нормативных правовых актов;
  • осуществление предварительного и последующего контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов, или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
  • контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
  • финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;
  • начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений;
  • своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами;
  • ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
  • контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей;
  • участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
  • проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
  • широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;
  • составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;
  • составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов (при отсутствии планового отдела или другого аналогичного структурного подразделения);
  • ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;
  • хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т. п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела [2].

Для обеспечения рациональной организации  бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации.

План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.

В плане документации указывается  перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках.

Для ведения бухгалтерского учета  в учреждении применяются разработанные с учетом специфики их деятельности формы класса 05 «Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) согласно приложению № 1 к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях [11] и отдельные формы первичных учетных документов класса 03 ОКУД «Унифицированная система первичной учетной документации», утвержденные постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а [1].

После определения потребности  в бланках заказывают их печатание  в типографии или делают заявку на приобретение, а при централизованном снабжении делают заявку на получение их от вышестоящей организации.

Основой организации первичного учета  в учреждении является график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив [14].

График документооборота составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором создана эта бухгалтерия.

Материально ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота.

В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. План инвентаризации составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу организации. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам.

В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который  составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов (почтой, телеграфом и др.) и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ.

План отчетности, как правило, состоит  из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой внешним пользователем, во второй — по отчетности, получаемой от отдельных подразделений организации.

В плане технического оформления учета  дается детальная характеристика формы учета, которая будет применена в данной организации, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.

Значительное место в плане  технического оформления учета должно быть уделено механизации и автоматизации учета. Причем помимо использования вычислительных машин, в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и различного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т. п.).

В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению их квалификации, составляются графики учетных работ.

Основным назначением графиков учетных работ является распределение работ между исполнителями, определение времени выполнения работ, в них намечаются мероприятия по научной организации труда счетных работников. Графики бывают индивидуальные, структурные и сводные.

В индивидуальных графиках (календарных  планах) указывается, какие работы Должны выполняться каждым работником и срок их выполнения. Графиком регламентируется занятость работника и внутри рабочего дня, и на более длительные периоды времени (месяц, квартал и т. д.).

В структурных графиках указывается, какие работы и в какой срок должны выполняться отдельными структурными частями бухгалтерии или организации (расчетной группой бухгалтерии, складом, цехом и т. п.).

В сводном графике указываются  сроки выполнения отдельных учетных работ (составление отчетности, проведение инвентаризации и т. п.) по организации в целом. Он отражает в обобщенном виде весь учетный процесс, и ответственность за его выполнение несет главный или старший бухгалтер организации. Графики учетных работ составляются в виде таблицы, причем в таблицах предусматриваются отметки о сроках выполнения запланированных работ [2; 14].

 

1.4 Система регулирования бухгалтерского учета в РФ

 

Особенности регулирования бухгалтерского учета в России отражены на Рисунке 1.

Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет в  России, является Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, утвержденный Президентом РФ 21 ноября 1996 г. [28]

Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними Потребителями информации, включая органы государственного управления.

В соответствии с Законом общее  методологическое руководство бухгалтерским Учетом в России осуществляется Правительством Российской Федерации.

 

Рисунок 1 – Регулирование бухгалтерского учета в РФ [25]

 

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, другие различные ведомства), руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

  • планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • другие нормативные акты и методологические указания по вопросам бухгалтерского учета [2; 14; 25].

Нормативные акты и методологические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методологическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Коммерческие организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Информация о работе Система организации бухгалтерского учета в бюджетной организации