Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 05:13, дипломная работа
Цель дипломной работы – комплексное исследование учета материально-производственных запасов, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию учета, оптимизации запасов материалов на ОАО «Огниково».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать теоретические и методические вопросы учета и контроля МПЗ.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о целях и задачах проведения аудиторских проверок.
Введение……………………………………………………………………………...4
1.Теоретические основы учёта и аудита материально-производственных запасов………………………………………………………………………………..7
1.1.Нормативное регулирование материально-производственных запасов……..7
1.2.Понятие, виды, формы, оценка материально-производственных запасов…10
1.3.Документальное оформление и инвентаризация материально-производственных запасов………………………………………………………20
1.4.Цели и задачи аудита материально-производственных запасов……………28
2.Бухгалтерский учет и аудит материально-производственных запасов предприятия………………………………………………………………………...33
2.1.Краткая характеристика ОАО «Огниково»…………………………………33
2.2.Организация бухгалтерского учёта ОАО «Огниково»………………………39
2.3.Анализ материально-производственных запасов предприятия…………….45
2.4.Проверка учета материально-производственных запасов на предприятии...57
3.Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии ОАО «Огниково»………………………………………………………………………….68
3.1.Анализ отклонений расхода МПЗ от нормативов…………………………..68
3.2.Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета материально производственных запасов на предприятии ОАО «Огниково»…………………70
Заключение………………………………………………………………………….79
Список использованной литературы…………………………
- средняя цена группы. В этом случае разница между фактической себестоимостью материально-производственных запасов и средней ценой группы учитывается в составе транспортно-заготовительных расходов. Средняя цена группы представляет собой разновидность планово-расчетной цены. Она устанавливается в тех случаях, когда производится укрупнение номенклатурных номеров материально-производственных запасов путем объединения в один номенклатурный номер нескольких размеров, сортов, видов однородных материально-производственных запасов, имеющих незначительные колебания в ценах.
При существенных отклонениях планово-расчетных цен и средних цен от рыночных цен они подлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать, как правило, десять процентов.
При
выборе способа оценки материально-производственных
запасов принимается во внимание
периодичность поступления
При
отпуске материально-
-
по себестоимости каждой
- по средней себестоимости;
-
по себестоимости первых по
времени приобретения
Организация может использовать различные методы оценки материально-производственных запасов при их отпуске в производство для различных групп (видов) материально-производственных запасов, но по отдельному виду (группе) материально-производственных запасов в течение отчетного года может применяться только один из вышеуказанных методов оценки. Применение какого-либо из перечисленных способов по группе (виду) материально-производственных запасов должно отражаться в учетной политике организации, исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
При
отпуске материально-
-
включая все расходы,
-
включая только стоимость
Материально-
Данный метод оценки является наиболее распространенным в практике работы организаций.
Оценка
материально-производственных запасов
методом ФИФО основана на допущении, что
материально-производственные запасы
используются в течение месяца и иного
периода в последовательности их приобретения
(поступления), то есть материально-производственные
запасы, первыми поступающие в производство,
должны быть оценены по себестоимости
первых по времени приобретений с учетом
себестоимости материально-производственных
запасов, числящихся на начало месяца.
При применении этого метода оценка материально-производственных
запасов, находящихся в запасе (на складе)
на конец месяца, производится по фактической
себестоимости последних по времени приобретений,
а в себестоимости продажи продукции (работ,
услуг) учитывается себестоимость ранних
по времени приобретений.
Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами.
Формы первичных учетных документов утверждаются: [13, C.15]
а) Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации - унифицированные формы первичной учетной документации;
б) соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти - отраслевые формы;
в) организациями - формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные и отраслевые формы. При разработке и утверждении указанных форм учитывается специфика деятельности этих организаций.
Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете.
Может составляться отдельный список наименований и устанавливаться особые правила оформления первичных учетных документов на выдачу особо дефицитных и (или) дорогостоящих запасов (запасов особого учета). Перечень таких запасов и особые правила оформления первичных учетных документов на их выдачу и порядок контроля за их расходованием (использованием) устанавливаются руководителем организации по представлению главного бухгалтера.
Первичные учетные документы должны быть заранее пронумерованы либо номер ставится при оформлении и регистрации документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года.
Первичные
учетные документы могут
Программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных документов на машинных носителях должны обладать системой защиты и храниться в организации в течение срока, установленного для хранения соответствующих первичных учетных документов.
В соответствии с Методическими указаниями и ПБУ 5/01, материалы могут поступать следующим образом:
Нетрудно убедиться, что формы перечисленных документов не являются унифицированными формами по учету МПЗ и не утверждены в установленном порядке постановлением Госкомстата РФ. Следовательно, основанием для оприходования материалов такие документы служить не могут. Это обстоятельство обуславливает необходимость установления в конкретной организации порядка приема, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц.
Трудовым кодексом РФ, вступившим в действие 1 февраля 2002 года, предусмотрена возможность привлечения к полной материальной ответственности и иных должностных лиц организации. Однако для того, чтобы это стало правомерным и осуществимым необходимо, как минимум, пересмотреть условия коллективного договора между администрацией и работниками организации (статья 243 ТК РФ); определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора. Для того, чтобы определить размеры и предполагаемую степень ответственности отдельных лиц или организаций, целесообразно участие, как минимум, трех специалистов – снабженца (отвечающего за организацию договорных отношений с поставщиками и располагающего самой подробной информацией об условиях договора), юриста (который обязан юридически грамотно составить документы, служащие основанием для предъявления претензий или обращения взыскания на работников организации, получающей материалы) и бухгалтера (обеспечивающего точность расчетов) размера ущерба); передать документы в подразделения организации (бухгалтерскую службу, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.
Доверенность
от имени юридического лица, основанного
на государственной или
Унифицированная форма доверенности утверждена постановлением Госкомстата РФ от 31 октября 1997г. № 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве", с учетом изменений. Причем утверждено две формы доверенности: № М-2 и № М-2а. Обе формы применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Утвержденные этим документом унифицированные формы по учету труда и его оплаты, основных средств, утратили силу и в настоящее время не действуют.
Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов.
Поступившие материалы должны быть своевременно оприходованы. При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.
Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляется соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997г. № 71а), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Форма № М-4 применяется для учета материалов, поступающих от поставщика или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей. Графа «Номер паспорта» заполняется при оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни.
В приходном ордере указываются следующие реквизиты: организация; структурное подразделение; дата составления; склад; поставщик; страховая компания; корреспондирующий счет; номер документа; наименование материала; номенклатурный номер; единица измерения; количество; цена; сумма без НДС; сумма НДС; сумма с учетом НДС; номер паспорта; порядковый номер в складской картотеке.
Форма акта о приемке материалов (форма № М-7) также утверждена постановлением Госкомстата РФ № 71а. В указаниях по заполнению формы № М-7 уточнено, что она составляется также при приемке материалов, поступивших без документов. Акт о приемке материалов является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику или отправителю. Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе "Другие данные". Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр – в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой – отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта» заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни.
Приемные акты и приходные ордера на оприходование материалов должны, как правило, составляться в день их поступления. Только при этом условии возможно предъявление претензий поставщику (в том случае, если те или иные условия договора нарушены) без опасения того, что органы арбитража будут иметь формальную возможность отказать в рассмотрении иска.
Все первичные документы по приходу и расходу материальных ценностей поступают в бухгалтерию, где они, прежде всего, подвергаются контролю по существу операций и правильности оформления. Здесь, в частности, проверяют наличие реквизитов, подписей, арифметические подсчёты, особое внимание обращается на законность операций. Неверно оформленные документы возвращаются на доработку. После проверки работником бухгалтерии документов, они подтверждаются таксировке. Затем все приходные и расходные документы группируются по складам, синтетическим счетам, субсчетам, а в разрезе отдельных групп материалов – по учётным ценам. Итоги подсчётов этих документов заносятся в накопительные ведомости синтетического учёта, которые ведутся по складам и отдельно по приходу и расходу в соответствии с указанной классификацией. [10, C.124]
Сложенный
порядок учёта материально-
Информация о работе Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии ОАО «Огниково»