Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии ОАО «Огниково»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 05:13, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – комплексное исследование учета материально-производственных запасов, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию учета, оптимизации запасов материалов на ОАО «Огниково».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать теоретические и методические вопросы учета и контроля МПЗ.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о целях и задачах проведения аудиторских проверок.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1.Теоретические основы учёта и аудита материально-производственных запасов………………………………………………………………………………..7
1.1.Нормативное регулирование материально-производственных запасов……..7
1.2.Понятие, виды, формы, оценка материально-производственных запасов…10
1.3.Документальное оформление и инвентаризация материально-производственных запасов………………………………………………………20
1.4.Цели и задачи аудита материально-производственных запасов……………28
2.Бухгалтерский учет и аудит материально-производственных запасов предприятия………………………………………………………………………...33
2.1.Краткая характеристика ОАО «Огниково»…………………………………33
2.2.Организация бухгалтерского учёта ОАО «Огниково»………………………39
2.3.Анализ материально-производственных запасов предприятия…………….45
2.4.Проверка учета материально-производственных запасов на предприятии...57
3.Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии ОАО «Огниково»………………………………………………………………………….68
3.1.Анализ отклонений расхода МПЗ от нормативов…………………………..68
3.2.Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета материально производственных запасов на предприятии ОАО «Огниково»…………………70
Заключение………………………………………………………………………….79

Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

ВКР учет и аудит МПЗ Огниково..doc

— 805.50 Кб (Скачать файл)

         
 
 
 

             
             
               
               
               
               
               
               
               
               
 

Рис. 4 – Сравнение остатков с нормативами 
 

2.4. Проверка учета  материально-производственных  запасов на предприятии 

       Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерский баланс, Главная книга, ведомость остатков по синтетическим счетам) на 01.01.2009г., 31.12.2008г. убеждаемся в том, что сальдо по счетам 10, 11 корректно перенесены из предыдущего периода. Отклонений нет.

       Производим  проверку соответствия учетной политики действующему законодательству:

       1. Материальные ценности учитываются  по фактической себестоимости  их приобретения, с использованием  только счета 10.

       2. С основного склада материалы  по цене приобретения отписываются на участки работы небольшими партиями.

       3. При отпуске в производство  материалы списываются по средней  себестоимости.

       4. Инвентаризация материальных запасов  проводится: полная – один раз  в ноябре или при смене материально-ответственного лица; выборочная – ежемесячно, в конце месяца; инвентаризируются участки в конце каждого месяца.

       В рамках процедуры тестирования системы  внутреннего контроля охватываются все виды запасов (сырье и материалы, готовая продукция) и все виды операций с ними (приобретение, продажа, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузка готовой продукции покупателям).

       Для исследования системы внутреннего  контроля применен вопросный лист закрытой формы и заполнен на основании  полученной информации (таблица 11): 

Таблица 11 – Опросный лист аудитора

№ п\п Направления и  вопросы контроля Да(+)/ Нет(-)
1.1 Защищены ли помещения складов от доступа  посторонних лиц?   
Контролируется ли выдача и вывоз ценностей?               
-

+

1.2 Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей ? +
1.3 Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?  
+
1.4 Составляются  ли на дату инвентаризации отчеты материально-ответственных лиц?                              
+
1.5 Имеется ли постоянно  действующая инвентаризационная комиссия? +
1.6 Привлекаются  ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях?                                                  Х
1.7 Заключаются ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.?                  +
1.8 Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа  к материальным ценностям?                                     +
1.9 Разработаны ли:

- должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами;                                                
- инструкции по хранению, приемке, отпуску материалов?      
Контролируется ли соблюдение этих инструкций?             

 
+ 

+

+

2.1 Применяются ли унифицированные формы первичной  документации?                                              +
2.2 Составляются  ли приходные и расходные документы  на каждую операцию?                                                  +
2.3 Заполняются ли все обязательные реквизиты?                 +
2.4 Документы составляются в день совершения операции?         -
2.5 Все ли машинные документы распечатываются?                 +
2.6 Имеются ли образцы  заполнения документов, образцы подписей материально-ответственных лиц?                             -
2.7 Производится  ли нумерация первичных документов?            +
2.8 Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?                                      -
2.9 Производится  ли проверка полноты оприходования  материалов? +
2.10 Применяется ли система нормирования расхода материалов?    +
2.11 Произведено ли деление материалов на классификационные  группы?                                                    +
2.12 Применяется ли система кодирования номенклатуры материалов? -
2.13 Применяются ли при отпуске и приемке материалов             
измерительные приборы и инструменты?                      
+
3.1 Прикладываются  ли первичные документы к отчетам             
материально-ответственных лиц?                            
+
3.2 Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных        
документов?                                               
+
3.3 Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета материалов?                                                +
3.4 Оговорены ли в  учетной политике принципы учета  материалов   
(используемые счета, методы оценки и др.)?                
+
4.1 Организовано  ли в организации структурное подразделение для 
осуществления внутреннего контроля (отдел внутреннего       
контроля, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита   
и т.д.)?                                                  
-
4.2 Имеется ли утвержденная программа, график проведения        
проверок?                                                 
-
4.3 Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие   
результаты проведенных проверок?                          
+
4.4 Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их      
периодичность утвержденным нормативным положениям по        
организации?                                              
+
4.5 Оперативно  ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по    
результатам деятельности органов внутреннего контроля?    
-
 

       Отрицательные ответ на вопросы требуют дополнительного  внимания аудитора.

       На  основании договоров поставки, спецификаций, накладных поставщиков, актов приемки  МПЗ, первичных документов складского учета отвечаем на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур.

№ п\п Вопрос Да(+)/ Нет(-)
1 Нет ли расхождений  в расчетных, сопроводительных           
документах и фактически поступивших ТМЦ?                 
-
2 ТМЦ приходуются  по количеству в единицах, указанных  в      
товаросопроводительных документах?     
-
3 Оформляется ли акт о приемке, если имеются количественные  
и качественные расхождения с данными сопроводительных      
документов, а также при неотфактурованных поставках?     
+
4 Имеет ли место  поступление материальных ценностей, минуя   
склад?                                                   
+
5 Оформляются ли приходные и расходные документы  на складе? +
6 Есть ли в  организации приказ с перечнем материалов,      завозимых на объекты, минуя склад?                        -
7 Имеется ли список лиц, которым разрешено приобретать  ТМЦ   
за наличный расчет?                                      
+
8 Приобретаются ли ТМЦ у физических лиц?                    -
9 Применяются ли организацией неденежные формы расчета  за    
поступившие материалы?                                   
+
10 Имеются ли случаи безвозмездного поступления материалов    
(полученных по договору дарения или безвозмездно);         
поступление материалов, внесенных в качестве вклада в      
уставный (складочный) капитал?                           
-
11 Имеются ли на балансе  организации запасы, стоимость        
которых на момент приобретения была выражена в иностранной 
валюте?                                                  
-
 

       Пояснения к:

       - п.3 – количественные отклонения  материалов от сопроводительных  документов бывают при порче  материала в пути или по  вине поставщика (поставщик это  подтверждает);

       - п.4 – если материал большой по габаритам и его ждут на объекте, то его доставляют сразу на объект, минуя склад. Материальная ответственность за такие грузы возлагается на экспедитора до его полного отчета перед бухгалтерией;

       - п.7 – приобретать материалы за  наличный расчет разрешено только снабженцу по дополнительной заявке.

       При проверке бухгалтерского учета поступления  ТМЦ делаются следующие записи:

  • Д10 К60 – поступили материалы;
  • Д10 К76, 70, 69 – отнесены на стоимость поступивших материалов дополнительные расходы, связанные с приобретением ТМЦ;
  • Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным ТМЦ;
  • Д60 К51, 71 – оплачены материалы;
  • Д68 К19 – принят к зачету НДС по приобретенным ТМЦ.

       Проводим  проверку наличия документов по операциям  поступления материалов (таблица 12).

       На  основании регистров синтетического учета выявляем периоды осуществления хозяйственных операций с товарно-материальными ценностями, подлежащие обязательной проверке. Анализ выявленных особенностей движения МПЗ позволит сделать предварительные выводы о том, действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете.

Таблица 12 – Результаты проверки документов по операциям поступления материалов ОАО «Огниково»

Дата Сумма Акт о приемки  Счет-фактура Накладная Договор
12.01.09 300000 +        +        +        +
12.01.09 50000 +        +        +        +
15.01.09 40000 +        +        +        +
20.01.09 120000 +        +        +        +
27.01.09 375000 +        +        +        +
31.01.09 52000 +        +        +        +
05.02.09 300000 +        +        +        +
10.02.09 200000 +        +        +        +
15.02.09 100000 +        +        +        +
28.02.09 50000 +        +        +        +
01.03.09 200000 +        +        +        +
03.03.09 90000 +        +        +        +
12.03.09 450000 +        +        +        +
15.03.09 300000 +        +        +        +
20.03.09 150000 +        +        +        +
28.03.09 20000 +        +        +        +
30.03.09 100000 +        +        +        +
31.03.09 45000 +        +        +        +
 

       По  результатам процедуры может  корректироваться состав и объем  аудиторской выборки (таблица 13, 14).

Таблица 13 – Выявление периодов осуществления хозяйственных операций

Период Сальдо начальное Поступление Доля к итогу, % Выбытие Доля к итогу, % Сальдо конечное
1 квартал 152048 780000 46 215650 12 716398
2 квартал 716398 911560 54 1540000 88 87958
ИТОГО 868446 1691560 100 1755650 100 804356
 

Таблица 14 – Анализ движения МПЗ

Материальные  затраты 
за предыдущий период
Материальные  затраты 
за проверяемый период
Прирост   
материальных 
затрат, %
Общий прирост 
затрат, %
Сумма Доля, % Сумма Доля, %
125560 11 356211 17 6 7
988000 89 1690040 83 -6 12
1113560 100 2046251 100                  

Информация о работе Совершенствование организации бухгалтерского учета на предприятии ОАО «Огниково»