Совершенствование системы финансового планирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена, прежде всего, тем, что финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами предприятия в современных условиях.
Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц), такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цели, и принципы финансового планирования и бюджетирования на предприятии 7
1.2 Виды финансового планирования 19
1.3 Информационная база финансового планирования 23
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1 Методы финансового планирования и бюджетирования на предприятии 37
2.2 Разработка и анализ финансовых планов предприятия……………………………………………………………………...51
3. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КАК СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КОМПАНИЯ АЛЬФА»…………………………………………………………………………56
3.1 Общая характеристика и оценка финансового положения ООО «Компания Альфа»…………………………………………………………….56
3.2 Анализ финансового планирования предприятия……………………….69
3.3 Совершенствование системы финансового планирования предприятия76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..91

Файлы: 1 файл

finansovoe_planirovanie_i_byudzhetirovanie_v_ooo_kompaniya_a.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

Система планирования и управления финансами предприятия должна обеспечивать выполнение некоторой стратегической цели. Стратегическая цель ООО «Компания Альфа» - получение прибыли и экономический рост предприятия. Однако система финансового планирования на предприятии не в состоянии эффективно реализовывать выбранную глобальную цель, так как принятие управленческих решений осуществляется как реакция на текущие проблемы. Для устранения этого недостатка предлагается подход к управлению финансами, основанный на анализе финансово - экономического состояния предприятия с учетом стратегической цели его деятельности, адекватной рыночным условиям. При планировании в такой системе, кроме результатов финансово-экономического анализа, должен использоваться бизнес-план производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Только с его помощью можно учитывать стратегическую цель системы.

Необходимо помнить, что финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

В результате проведенного анализа финансового состояния ООО «Компания Альфа» был выявлен недостаток денежных средств, причина - нерациональное использование средств. Индикатором является денежный поток. Следовательно, необходимо улучшить управление денежными и оборотными средствами.

Главной причиной недостающих финансовых средств, является проблема неплатежей.

В целях совершенствования планирования движения денежных средств ООО «Компания Альфа» предлагается:

1) Для того чтобы обеспечить регулярность поступлений, необходимо осуществлять строгий контроль за финансовой деятельностью предприятия.

В частности:

  • необходимо четко отслеживать сумму и срок, на который предприятие выдает кредиты или предоставляет отсрочку платежа своим клиентам и партнерам, чтобы предотвратить появление просроченной дебиторской задолженности;
  • при получении платежей чеками или по кредитным карточкам, необходимо обналичивать их или перечислять деньги на счет в день поступления;
  • если предприятие предоставляет отсрочку платежа своим клиентам, то счета за товары или услуги необходимо выставлять как можно быстрее для того, чтобы сократить возможную отсрочку в получении платежа.

2) Следует также учитывать то, как именно наши клиенты оплачивают полученные товары или услуги. Если предприятие предоставляет покупателям кредит на срок 30 дней, то продажи текущего месяца будут формировать основу для денежных поступлений следующего.

При этом следует принять во внимание, что некоторые покупатели могут не оплатить счета в срок, поэтому при разработке плана движения денежных средств нужно обратить на это внимание, отразив фактическую дату предполагаемого денежного поступления.

3) Анализ предыдущих финансовых планов поможет с большей точностью определить время будущих денежных поступлений.

4) Планируя движение денежных средств своего предприятия, необходимо четко разграничить ожидаемые поступления от продаж по факту или авансовых платежей и поступления от продажи в кредит.

В целях совершенствования системы бюджетирования на предприятии ООО «Компания Альфа» важно понять, что планировать следует так, чтобы было наиболее удобно и полезно. Компания составляет один годовой бюджет, который основан на долгосрочных планах и договоренностях компании. Структура бюджета приведена на рисунке 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 5 Структура бюджетирования ООО «Компания Альфа»

 

Для такого бюджета год разбивается на 12 месяцев, и для каждого месяца составляются все приведенные на рисунке бюджетные таблицы. Показатели этих бюджетов играют роль финансовых ориентиров деятельности компании.

Работать во исполнение такого бюджета в каждом текущем месяце невозможно, так как он лишен подробностей. Руководитель предприятия просто-напросто не сможет узнать, кто за что отвечает, и, следовательно, кого надо наказывать (или поощрять) по результатам невыполнения (или перевыполнения) плана. Поэтому необходимо разрабатывать более подробный месячный бюджет, с этой целью предлагается новая структура бюджетирования, она представлена на рисунке 6.

 

 

 

Рис 6 Новая структура бюджетирования ООО «Компания Альфа»

 

Здесь прослеживается большая подробность и детализация. В частности, бюджет продаж составляется дважды: по ассортименту и по клиентам (потребителям). Зачем это надо? С одной стороны, в бюджете планируется выручка, которая в общем случае не всегда совпадает с суммой пришедших на счет предприятия денег. Поэтому дополнительно планируется оплата деньгами каждого клиента за товар, отгруженный и погашение дебиторской задолженности на начало месяца. Если, к примеру, по итогам месяца окажется, что по какому-либо клиенту увеличилась дебиторская задолженность при таком же, как в прошлом месяце, объеме продаж, то это означает, что данный клиент «замораживает» деньги предприятия и следует наказать того торгового менеджера, который работает с данным клиентом. Не исключено, что у этого менеджера были какие-либо свои специальные соображения так планировать работу с клиентом.

Исследование показало, что система финансового планирования на предприятии ООО «Компания Альфа» организовано по методу сверху-вниз, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются в планы подразделений.

Можно предложить компании использовать также метод снизу-вверх. Например, расчет показателей реализации начинают менеджеры по сбыту, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. Методы сверху-вниз и снизу-вверх представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовое планирование и бюджетирование – как основа процесса формирования и использования финансовых ресурсов предприятия определяется в соответствии с его долго- и краткосрочными целями. Используя логику функционирования механизма финансового планирования, предприятие упреждает возникновение или развитие неблагоприятных тенденций.

Финансовое планирование выступает надежным средством предотвращения банкротства предприятия. Это осуществляется благодаря  предвидению возможных проблем, уточнению и детализации планов на заданный период, контролю их выполнения, а также использованию коммуникаций и координации действий различных подразделений предприятия.

Эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики становится возможной лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, инвестиционной политики, прогнозов социально-экономического развития предприятия.

Финансовое планирование и бюджетирование решает задачи обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; определяет пути эффективного вложения капитала, оценивает степень рациональности его использования; выявляет внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет эффективного использования денежных средств.

Главная задача финансового планирования и бюджетирования заключается в обосновании стратегии предприятия на товарных, финансовых, инвестиционных, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском или в определении необходимого объема финансовых ресурсов с учетом разумных резервов в рамках оптимальной структуры капитала. При этом важно определить горизонты финансового планирования и стратегию предприятия.

Исходные данные, характеризующие стратегию предприятия на предстоящий период, содержатся в бизнес-плане. Они обосновывают изменение объема выручки от продаж на предстоящий год и связанную с этим инвестиционную политику предприятия.

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.

Факторы, ограничивающие применение финансового планирования: высокая степень неопределенности на российском рынке; ограниченные финансовые возможности для серьезных разработок; отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

В работе были рассмотрены вопросы, касающиеся системы финансового планирования на предприятии, ее сущности, основные принципы, методы и виды финансового планирования. Здесь же определена роль финансового планирования на предприятии.

На наш взгляд, роль финансового планирования и бюджетирования на предприятии состоит в том, что оно:

  • воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
  • обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
  • предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;
  • служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Финансовое планирование и бюджетирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Кроме того, в работе были рассмотрены порядок разработки и составления основных финансовых планов организации: план доходов и расходов и план движения денежных средств. Особое внимание уделено процессу бюджетирования, которое является составной частью финансового планирования.

План доходов и расходов – сбалансированный документ. Конечно, не в том смысле, что расходы должны быть равны доходам, это не только не обязательно, но и не характерно для большинства предприятий. Сбалансированность проявляется в том, что все направления расходования средств должны быть обеспечены источниками финансирования, хотя эти источники могут быть разными: собственными, заемными, привлеченными.

Задачами составления плана доходов и расходов являются:

  • определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования;
  • установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;
  • выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования;
  • увеличение прибыли за счет экономного использования 
    финансовых ресурсов предприятия;
  • осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.

Особо следует отметить роль и значение плана движения денежных средств.

План движения денежных средств необходим любому предприятию, ориентированному на долгосрочную перспективу. Прогноз движения денежных средств содержит информацию, необходимую для планирования будущей коммерческой деятельности, изложенную в понятной и доступной форме. Если у вас есть план движения денежных средств, вы будете точно знать свои финансовые возможности в любой момент времени. Кроме того, Вы будете знать, сможете ли Вы преодолеть непредвиденные трудности.

Невозможно застраховаться на все случаи жизни и учесть в плане все возможные варианты, но все же следует иметь в виду, что тщательно составленный план поможет вам значительно снизить уровень вашего коммерческого риска. Тщательно разработанный план движения денежных средств отражает наиболее вероятное финансовое состояние вашего предприятия в будущем. Он показывает, что вы реально можете получить от своего бизнеса, и сколько за это придется заплатить.

В ходе исследования системы финансового планирования деятельности на предприятии ООО «Компания Альфа» были выявлены следующие ее недостатки:

  • на предприятии нет финансового отдела, который бы занимался непосредственно финансовым планированием;
  • существующая система финансового планирования не совершенствуется;
  • при планировании преобладает затратный метод ценообразования, без учета спроса на продукцию;
  • анализ финансового состояния показал недостаток денежных средств на предприятии;
  • при существующей системе планирования невозможно определить запас финансовой прочности, достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия в изменяющихся условиях деятельности;
  • система финансового планирования на предприятии не в состоянии эффективно реализовывать стратегическую цель предприятия.

Были предложены меры по устранению недостатков системы финансового планирования на предприятии ООО «Компания Альфа», включающие:

  • создание финансового отдела, разработка его функций;
  • нормативно-организационное обеспечение финансового отдела;
  • подход к управлению финансами, основанный на анализе финансово - экономического состояния предприятия с учетом стратегической цели его деятельности, адекватной рыночным условиям;
  • использование при планировании кроме результатов финансово-экономического анализа, бизнес-плана производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;
  • проработку маркетинговых решений;
  • улучшение управления денежными и оборотными средствами;
  • анализ предыдущих финансовых планов;
  • составление более детализированного бюджета;
  • использование в финансовом планировании как метода сверху- вниз, так и метода снизу- вверх.

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования предприятия