Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 21:05, курсовая работа
Актуальность темы дипломной работы обусловлена, прежде всего, тем, что финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами предприятия в современных условиях.
Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц), такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цели, и принципы финансового планирования и бюджетирования на предприятии 7
1.2 Виды финансового планирования 19
1.3 Информационная база финансового планирования 23
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1 Методы финансового планирования и бюджетирования на предприятии 37
2.2 Разработка и анализ финансовых планов предприятия……………………………………………………………………...51
3. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КАК СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КОМПАНИЯ АЛЬФА»…………………………………………………………………………56
3.1 Общая характеристика и оценка финансового положения ООО «Компания Альфа»…………………………………………………………….56
3.2 Анализ финансового планирования предприятия……………………….69
3.3 Совершенствование системы финансового планирования предприятия76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..91
В балансе имеются также статьи, завышающие его валюту в силу существующей методологии формирования уставного капитала. Согласно нормативным документам сумма задолженности учредителей по вкладам в уставным капитал отражается по дебету субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал». С момента возникновения этой задолженности и до момента ее погашения (а этот период может достаточно затянуться) валюта баланса оказывается завышенной на величину непогашенной задолженности учредителей.
Итак, можно сказать, что основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, т.е. движение от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на хозяйственную деятельность предприятия.
При недостаточно развитых рыночных отношениях, экономической грамотности, опыта ведения бизнеса или социальных программ всех участников делового оборота принятие любых управленческих решений в том числе и инвестиционных должно обязательно сопровождаться анализом отчетности субъекта.
На высоком профессиональном уровне это должны делать узкие специалисты: бухгалтера, аудиторы. Однако им нужно иметь необходимый инструментарий для того, чтобы принятое самостоятельно руководителями любого ранга решение было грамотным и обоснованным. Решение этого вопроса лежит в плоскости применения информационных технологий.
Методы финансового планирования – это конкретные приемы и способы осуществления плановых расчетов.
Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью
нескольких методов. К ним относят18:
- расчетно-аналитический метод;
- нормативный метод;
- балансовый метод;
- метод оптимизации плановых решений;
- факторный метод;
- экономико-математическое моделирование;
- сетевой метод;
- программно-целевой метод.
Содержание расчетно-аналитического метода планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их количественную оценку на будущий период. Данный метод планирования применяют в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно - на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет). При использовании этого метода могут быть установлены плановая потребность в оборотных активах, величина амортизационных отчислений и другие показатели. Используя данный метод, часто прибегают к экспертным оценкам.
Содержание нормативного метода планирования финансовых показателей состоит в том, что на базе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования.
В финансовом планировании применяют целую систему норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия.
Федеральные нормы и нормативы являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. К ним относятся, например19: ставки федеральных налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений по отдельным группам основных средств; ставки рефинансирования для коммерческих банков, утвержденные Банком России, и нормы обязательных резервов; тарифы отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды; минимальная месячная норма оплаты труда; минимальный размер уставного капитала для предприятий, акционерных обществ, коммерческих банков и т.д.
Региональные и местные нормы и нормативы действуют в отдельных субъектах Российской Федерации и при местном самоуправлении и утверждаются их представительными и исполнительными органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональных и местных налогов и сборов.
Отраслевые нормы и нормативы применяют в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др.).
Нормы и нормативы предприятия (корпорации) разрабатываются ими самостоятельно и используются для регулирования производственно-торгового процесса, а также для контроля за эффективным использованием ресурсов. К таким нормам и нормативам относятся, например: нормативы плановой потребности в оборотных активах (средствах); нормативы кредиторской задолженности (начислений), постоянно находящейся в обороте предприятия; нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции и товаров на складе в днях; нормы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды и др.
Нормативный метод планирования является самым простым и доступным. Зная норматив и объемный параметр, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятий является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением предприятия.
Содержание балансового метода планирования финансовых показателей состоит в том, что благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления, накопления и резервных), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др. Например, балансовая увязка по денежным фондам имеет вид:
ОНП + П = Р + ОКП
где ОНП и ОКП - остаток средств фонда на начало и конец расчетного периода;
П - поступление средств в денежный фонд;
Р - расходование средств из денежного фонда.
Содержание метода оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом можно применять различные критерии выбора:
- минимум приведенных затрат;
- минимум текущих затрат;
- минимум вложений капитала при наибольшей
эффективности
его использования;
- минимум времени на оборот капитала, то есть ускорение оборачиваемости:
- авансированных средств;
- максимум приведенной прибыли;
- максимум дохода на рубль вложенного капитала;
- максимум доходности капитала (сумма прибыли на рубль вложенного капитала);
- максимум сохранности финансовых ресурсов,
то есть минимум
денежных потерь (финансового, кредитного,
процентного, валютного и иных рисков).
Факторный метод используют для расчета планируемого объема прибыли. Принципиальные условия данного метода следующий:
- прогнозный характер планирования;
- использование достаточно гибких параметров с определенной степенью отклонения от избранной величины;
- полный учет инфляционного фактора;
- применение базовых показателей за предыдущий период;
- четкая система факторов, оказывающих влияние на планируемый показатель;
- выбор оптимальной величины показателя
из ряда вариантов, в
результате чего объект прогноза получает
значение исходных целевых параметров,
на основе которых происходит процесс
планирования.
Приведенная методика применима для планирования и других параметров, характеризующих деятельность предприятия, таких, как, например: объем продаж, стоимость активов, средневзвешенная стоимость капитала и т.п.
Содержание экономико-математического моделирования в финансовом планировании заключается в том, что оно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данную взаимосвязь выражают через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель включают только ключевые (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.
Функциональную связь выражают уравнением вида:
y = f (x)
где у - соответствующий показатель;
f (х) - функциональная связь исходя из показателя х.
Корреляционная связь - это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. Например, однофакторные модели линейного типа, параболы, гиперболы, линейного и логарифмического уравнений.
При использовании моделей планирования приоритетное значение имеет определение периода исследования. Он должен выбираться с учетом однородности исходных данных. Следует помнить, что наибольший период исследования (кварта) не позволяет выявить общие закономерности. При этом нельзя выбирать и слишком значительный период, так как любые экономические закономерности нестабильны и могут существенно изменяться в течение длительного периода времени. На практике целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования - квартальные данные за 1-2 года.
При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в определенные на базе экономико-математических моделей показатели вносят необходимые коррективы.
Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль). Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из ряда этапов:
- изучение динамики финансового показателя
за определенное
время (год) и выявление факторов, влияющих
на эту динамику;
- расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определенных факторов (например, прибыли от объема продаж);
- разработка различных вариантов прогноза финансового показателя;
- анализ и экспертная оценка возможной
динамики финансового
показателя в будущем;
- выбор оптимального варианта, то есть принятие планового решения.
В экономико-математическую модель вводят не все, а только основные факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют практикой ее применения. Важное значение для обоснованности модели имеет ее представительность, то есть объективность наблюдений за изучаемым объектом. Обоснованность выбранных моделей с помощью расчета среднеквадратического отклонения полученных данных зависит от фактических данных и коэффициента вариации.
Среднеквадратическое отклонение устанавливают по формуле:
а)
где у и ух – фактическая и расчетная сумма прибыли;
n – количество наблюдений.
Коэффициент вариации представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетного показателя (прибыли).
б)
где Кв – коэффициент вариации;
- среднеквадратическое
- среднеарифметическая величина прибыли.
Коэффициент вариации показывает, что если степень отклонения расчетных показателей от фактических составляет незначительную величину, то можно сделать вывод о возможности использования данной модели для планирования (прогноза) прибыли.
Сетевой метод. Этот метод также применяется в крупных организациях (на предприятиях) и позволяет на основе сетевых графиков или моделей: рассмотреть организационную и технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязи между ними; акцентировать внимание на отдельных важных операциях; обеспечивать координацию операций; увязывать финансовые ресурсы и их источники и пр. Сетевой график представляет собой информационную модель, отражающую процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижение цели или конкретных задач.
Программно-целевой метод. Содержание этого метода включает в себя: формирование и оптимизацию программы; обоснование количества ресурсов; организацию управления и контроля. Этот метод является по своей сути комплексным управлением деятельностью организации (предприятия) по определенному направлению развития. Содержание его заключается в комплексном применении всех имеющихся методов управления и планирования.
Финансовое прогнозирование – расчет и обоснование финансовых показателей, которые используются в процессе принятия управленческих решений. Финансовый прогноз – это расчет финансового показателя при заранее известных и обусловленных параметрах и границах.
Применение указанных методов в финансовом планировании зависит от целей и горизонта прогноза, квалификации специалистов финансовой службы, наличия у предприятия соответствующей информационной базы данных и иных факторов внутреннего и внешнего характера.
Рассмотрев виды, принципы и методы финансового планирования, сравним практику финансового планирования в России и за рубежом.
Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования предприятия