Совершенствование системы финансового планирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена, прежде всего, тем, что финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами предприятия в современных условиях.
Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц), такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цели, и принципы финансового планирования и бюджетирования на предприятии 7
1.2 Виды финансового планирования 19
1.3 Информационная база финансового планирования 23
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1 Методы финансового планирования и бюджетирования на предприятии 37
2.2 Разработка и анализ финансовых планов предприятия……………………………………………………………………...51
3. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КАК СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КОМПАНИЯ АЛЬФА»…………………………………………………………………………56
3.1 Общая характеристика и оценка финансового положения ООО «Компания Альфа»…………………………………………………………….56
3.2 Анализ финансового планирования предприятия……………………….69
3.3 Совершенствование системы финансового планирования предприятия76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..91

Файлы: 1 файл

finansovoe_planirovanie_i_byudzhetirovanie_v_ooo_kompaniya_a.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, план доходов и расходов позволяет оптимизировать деятельность фирмы по достижению поставленных целей. Основной критерий оптимизации – эффективность использования финансовых и людских ресурсов, а также легальная минимизация налогообложения.

В плане движения денежных средств ООО «Компания Альфа» определяет когда, сколько и из каких источников получит деньги в кассу или на расчетный счет. Эта таблица также определяет, когда и сколько будет уплачено денег поставщикам сырья, заработной платы персоналу, процентов кредиторам, налогов и т.д.

Основные этапы разработки плана движения денежных средств на ООО «Компания Альфа» включают:

Этап 1. Определение интервалов планирования с дефицитом денежных средств. Проверяется план движения денежных средств на финансовую реализуемость, т.е. выявляются периоды времени с отрицательными и близкими к нулю значениями остатков денежных средств на конец периода. Для этого используется Технология 1.

Технология 1. Выявления периодов с дефицитом денежных средств включает следующие шаги:

1. Подготовка исходной информации. Сбор данных.

2. На основе данных, представленных подразделениями и бухгалтерией, рассчитываются следующие величины:

а) остаток денежных средств на начало планового периода по предприятию в целом;

б) суммарные поступления по рассматриваемым интервалам планирования по подразделениям и предприятию в целом;

в) суммарные платежи по рассматриваемым интервалам планирования по подразделениям и предприятию в целом;

г) «сальдо», т.е. разница между поступлениями и платежами подразделений и предприятия в целом;

д) строки «денежных средств на начало периода» в планах подразделений и предприятия в целом.

3. Проводится анализ результатов в табличной и графической форме: остатков денежных средств и динамики их изменения на заданное количество периодов планирования вперед.

Если план движения денежных средств финансово реализуем, то переходим на Этап 6 – Утверждения плана.

Этап 2. Если выявлены периоды с отрицательными остатками денежных средств (дефициты), то план финансово нереализуем и необходимо его корректировать.

Возможны следующие способы корректировки плана:

а) за счет увеличения поступлений в предшествующие и текущий интервалы времени;

б) за счет снижения платежей в предшествующие и текущий интервалы времени;

в) за счет перенесения части поступлений на более ранние сроки;

г) за счет перенесения части платежей на более поздние сроки;

д) за счет увеличения остатка денежных средств на начало периода;

е) за счет взятия кредитов.

Рассматриваются способы корректировки:

2.1. Увеличения поступлений за счет:

а) за счет роста объемов продаж;

б) за счет увеличения цены (потребительских свойств продукции).

в) возможны комбинированные варианты: увеличение объема продаж при уменьшении цены.

2.2. Уменьшение платежей за счет:

а) снижение себестоимости (цены прихода);

б) снижение постоянных издержек;

в) более рациональное управление издержками;

г) прочие.

2.3. Перенесение поступлений на  более ранние сроки за счет:

а) перехода на другую форму оплаты продукции;

б) сокращение оборачиваемости товарно-материальных ресурсов;

в) сокращения времени оборота денежных средств;

г) ускорения сроков реализации проектов развития, приносящих прирост поступлений и др.

2.4. Перенесение платежей на более поздние сроки за счет:

а) перехода на другую форму оплаты поставщиков: от предоплаты – к оплате по факту; от оплаты по факту – к оплате в рассрочку;

б) замедления или сдвига во времени сроков реализации проектов развития и др.

2.5. Увеличение собственных денежных  средств на начало периода за счет:

а) увеличения уставного капитала;

б) реализации высоко ликвидных активов и т.д.

2.6. Взятие заемных средств.

На каждом этапе технологии происходит выработка новых вариантов плана движения денежных средств. При этом идет два процесса:

  • последовательное улучшение плана;
  • параллельное создание нескольких вариантов плана при помощи разных технологий.

Далее все планы снова попадают на Этап 1 проверки финансовой реализуемости.

Этап 3. Корректировка денежных потоков путем сдвига поступлений и платежей.

1. Последовательно рассматриваются все статьи поступлений и платежей. Проверяются возможности:

1.1. Сдвига поступлений последующего  интервала в текущий интервал (дефицитный).

1.2. Сдвига платежей текущего  интервала на последующий интервал.

2. Оцениваются возникающие при этом:

2.1. Возможные конфликты с потребителями (из-за требования произвести авансовые платежи).

2.2. Потери за счет выплаты  штрафов, пеней; ухудшение отношений  с поставщиками; социальная напряженность  в коллективе фирмы.

3. Вырабатываются новые варианты планов движения денежных средств.

Происходит переход на Этап 1.

Этап 4. Взятие заемных средств (кредитов).

Этап 5. Увеличение собственных средств на начало планового периода. (Как правило, возникает при необходимости финансирования проектов развития фирмы).

1. Рассматриваются следующие возможности:

а) Реализация активов фирмы.

б) Снижение дебиторской задолженности (работа с дебиторами).

в) Выпуск векселей, облигаций.

2. По каждому варианту просчитывают выручку и затраты на осуществление (издержки).

Составляются новые варианты планов движения денежных средств.

3. Происходит переход на этап 1 проверки финансовой реализуемости планов.

Этап 6. В результате проведения этапов 1-5 возникает несколько вариантов плана движения денежных средств.

Этап 7. Утверждение плана движения денежных средств руководителем.

План движения денежных средств ООО «Компания Альфа» на 2009г. представлен в приложении C.

Поступления денежных средств в ООО «Компания Альфа» включают в себя перечисления на текущий счет и наличные платежи. Кроме того, поступлениями считаются полученные чеки, а также платежи с использованием кредитных карточек.

Поступления обычно связаны с торговой деятельностью предприятия и возникают как результат продажи товаров или услуг. Другими источниками поступлений могут быть:

  • банковские кредиты;
  • кредиты других учреждений или физических лиц;
  • платежи за использование каких-нибудь ненужных предприятию в данный момент основных фондов.

Платежи в ООО «Компания Альфа» включают:

  • закупку товаров для поддержания складских запасов;
  • закупку оборудования;
  • текущие затраты и накладные расходы;
  • выплату заработной платы;
  • уплату процентов по кредиту;
  • страховые взносы;
  • оплату отопления;
  • плату за электроэнергию;
  • плату за телефон;
  • командировочные расходы;
  • покупку канцелярских принадлежностей;
  • рекламу и стимулирование сбыта;
  • оплату услуг сторонних организаций;
  • налоговые платежи;
  • возврат кредитов и т.д.

Таким образом, план движения денежных средств показывает, когда именно и в каком объеме ожидаются денежные поступления, а также когда и в каком объеме предприятие должно оплачивать свои расходы.

На предприятии ООО «Компания Альфа» система бюджетирования включает подготовку следующих бюджетов:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет производственных запасов;
  • бюджет прямых затрат на материалы;
  • бюджет производственных накладных расходов;
  • бюджет прямых затрат на оплату труда;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет управленческих расходов;
  • прогнозный отчет о прибыли.

Дополнительным является инвестиционный бюджет, который является отражением долгосрочной финансовой и инвестиционной стратегии предприятия.

 

 

3.3 Совершенствование системы  финансового планирования предприятия

 

В ходе исследования системы финансового планирования деятельности на предприятии ООО «Компания Альфа» были выявлены следующие ее недостатки:

  • прежде всего, на предприятии нет финансового отдела, который бы занимался непосредственно финансовым планированием. Функции финансового планирования возложены на главного бухгалтера, у которого и без того очень много обязанностей;
  • ввиду нехватки времени у главного бухгалтера на совершенствование системы финансового планирования, формы большинства планово-экономических документов неудобны для финансового анализа;
  • при планировании преобладает затратный метод ценообразования, без учета спроса на продукцию;
  • анализ финансового состояния показал недостаток денежных средств на предприятии;
  • при существующей системе планирования невозможно определить запас финансовой прочности, достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия в изменяющихся условиях деятельности;
  • система финансового планирования на предприятии не в состоянии эффективно реализовывать стратегическую цель предприятия – получение прибыли и экономический рост, так как принятие управленческих решений осуществляется как реакция на текущие проблемы, т. е. используется так называемая реактивная форма управления.

Основной проблемой на предприятии, на наш взгляд, является отсутствие финансового отдела. Поэтому, прежде всего, необходимо создать финансовый отдел, пусть даже пока он будет состоять из одного человека: финансового аналитика. Введение должности финансового аналитика не только позволит снять нагрузку с главного бухгалтера, но и улучшить систему управления финансами на предприятии, позволит получать более точную и оперативную информацию. А в дальнейшем можно расширить штат предприятия, ввести должность финансового директора. Введение в организационную структуру финансового отдела позволит значительно расширить функции финансового менеджмента предприятия, повысить эффективность финансового планирования.

На финансовый отдел необходимо возложить следующие функции:

  • управление движением финансовых ресурсов и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов;
  • составление текущих финансовых планов и бюджетов денежных средств по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей работ и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним;
  • определение источника финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия, бюджетное финансирование;
  • сбор и обработка данных для формирования заявок на финансирование;
  • формирование сводного заявочного плана платежей по Обществу;
  • работа по согласованию с бухгалтерией плана платежей;
  • анализ заявочного бюджета Общества в соответствии с бюджетом, 
    утвержденным компанией;
  • контроль за использованием средств;
  • проведение анализа достаточности бюджета;
  • обеспечение своевременного поступления доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций;
  • оплата счетов поставщиков и подрядчиков, перечисление налогов и сборов по бюджетам, внебюджетные социальные фонды;
  • составление и передача ежемесячных отчетов по дебиторской, 
    кредиторской задолженности;
  • подекадное составление и предоставление отчета о движении денежных средств;
  • анализ движения денежных средств;
  • составление отчета о выданных и полученных авансах в разрезе 
    контрагентов;
  • контроль за использованием сумм в разрезе договоров;
  • контроль за правильным составлением и оформлением отчетной документации, своевременным ее предоставлением внешним и внутренним пользователям.

Кроме того, для эффективного функционирования системы оперативного управления финансами на предприятии необходимо его  нормативно-организационное  обеспечение - наличие положений о финансовой службе, о финансовой структуре, регламенты, стандарты и схемы  документооборота. В частности, важны требования к системе отчетности (оперативной, аналитической, бухгалтерской, налоговой)  с точки зрения  уровня детализации показателей, периодичности составления, адресности информации. Не менее важным  является функциональный аспект управления, подкрепленный должностными инструкциями для  всех звеньев оперативного управления. Пример должностной инструкции начальника финансового отдела представлен в приложении G.

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования предприятия