Совершенствование системы финансового планирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена, прежде всего, тем, что финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами предприятия в современных условиях.
Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц), такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цели, и принципы финансового планирования и бюджетирования на предприятии 7
1.2 Виды финансового планирования 19
1.3 Информационная база финансового планирования 23
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1 Методы финансового планирования и бюджетирования на предприятии 37
2.2 Разработка и анализ финансовых планов предприятия……………………………………………………………………...51
3. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КАК СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КОМПАНИЯ АЛЬФА»…………………………………………………………………………56
3.1 Общая характеристика и оценка финансового положения ООО «Компания Альфа»…………………………………………………………….56
3.2 Анализ финансового планирования предприятия……………………….69
3.3 Совершенствование системы финансового планирования предприятия76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..91

Файлы: 1 файл

finansovoe_planirovanie_i_byudzhetirovanie_v_ooo_kompaniya_a.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

В связи со сменой правового статуса многих российских предприятий в последние десятилетия вследствие нестабильности ситуации в экономике, приватизации, либерализации цен, принципиальных изменений в валютной и денежно-кредитной политике государства, изменений в бухгалтерском учете и отчетности разработка финансовых планов приобрела особое значение и много нерешенных проблем. Многие предприятия (особенно вновь созданные) практически перестали составлять долгосрочные и текущие финансовые планы. Что касается бизнес-планов, то они только начинают разрабатываться предприятиями, в основном - для получения иностранных инвестиций, государственной поддержки инвестиционных проектов (программ), и, как правило, составляются формально.

С точки зрения теории управления, бизнес-план выполняет следующие функции20:

  • применение для формирования концепции развития, то есть стратегии бизнеса;
  • осуществление процесса планирования деятельности предприятия;
  • мобилизация кредитов и займов для оперативной и инвестиционной деятельности;
  • привлечение к новому бизнесу потенциальных партнеров, которые способны вложить в предполагаемый проект собственные 
    средства или помочь привлечению других источников финансирования.

Бизнес-план обязательно содержит специальный финансовый раздел, в котором обосновывают размер необходимых для реализации проекта инвестиций, определяют объем доходов, расходов и прибыли, рентабельность вложений и сроки окупаемости капитальных затрат, а также денежные потоки.

В процессе разработки бизнес-плана устанавливают21:

  • финансовые цели и ориентиры развития предприятия;
  • степень соответствия этих целей текущему финансовому положению предприятия;
  • последовательность действий по достижению поставленных 
    целей.
  • Можно выделить следующие примерные этапы финансового планирования на предприятии (корпорации):
  • анализ финансового состояния предприятия за предшествующий 
    прогнозному период;
  • разработка прогнозных бюджетов и смет;
  • определение общей потребности в финансовых ресурсах, включая собственные, заемные и привлеченные;
  • формирование действенной системы внутрифирменного финансового контроля;
  • разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

В отличие от отечественной практики в зарубежных странах термин «планирование» имеет более широкую интерпретацию. Под ним понимают направление деятельности предприятия, связанное с прогнозированием и бюджетированием капитала, доходов и расходов (составление бюджетов - смет), причем прогнозирование осуществляют на более длительный, чем в России, период (3-5 лет).

Система финансовых планов (бюджетов) зарубежных предприятий включает:

  • прогноз баланса активов и пассивов;
  • прогноз отчета о прибылях и убытках;
  • прогноз отчета о движении денежных средств;
  • прогноз основных финансовых показателей (объема продаж, издержек производства и обращения, прибыли, рентабельности 
    активов и собственного капитала и т.д.);
  • долгосрочный прогноз капитальных вложений и оценку инвестиционных и инновационных проектов (бюджет капитальных вложений);
  • дивидендную политику;
  • долговременную стратегию финансирования развития предприятия.

Разработка бюджета капитальных вложений предполагает:

  • классификацию инвестиционных проектов;
  • сравнение и оценку альтернативных проектов при помощи показателей чистого приведенного эффекта, индекса доходности, 
    срока окупаемости, внутренней нормы доходности и других параметров;
  • выбор наиболее перспективных проектов.

Сущность долгосрочной стратегии финансирования заключается в:

  • установлении источников долгосрочного финансирования (банковский кредит, облигационные займы, финансовый лизинг, 
    эмиссия акций и др.) и способов использования ресурсов;
  • выборе способов увеличения долгосрочного капитала при минимальных затратах по его привлечению;
  • определении объема и структуры капитала;
  • проведении рациональной эмиссионной политики.

К основным краткосрочным финансовым бюджетам зарубежных стран относятся:

  • бюджет наличности (движение денежных средств - их приток и 
    отток), обеспечивающий ликвидность предприятия;
  • бюджет дополнительных вложений капитала, который уточняет 
    запланированные денежные расходы и доходы с учетом изменений в структуре активов.

Процесс финансового планирования на российских предприятиях включает ряд этапов:

  • анализ финансовых показателей предприятия за предыдущий 
    период на базе бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и 
    убытках, движении капитала и денежных средств;
  • краткосрочное финансовое планирование;
  • долгосрочное финансовое планирование с горизонтом в один год 
    и более длительный период;
  • практическое внедрение планов и контроль за их выполнением.

Вместе с тем принципы, положенные в основу финансового планирования в России и за рубежом, идентичны. Однако у отечественных предприятий и корпораций возникают трудности в использовании учетных и статистических данных из-за несопоставимости либо недостаточности. Сложность прогнозирования показателей определяется также экономической нестабильностью в экономике и российской политике. Но, несмотря на это, для определения финансового потенциала на краткосрочный и долгосрочный периоды предприятия и корпорации вправе составлять несколько видов финансовых планов (бюджетов). Возможная их классификация приведена на рисунке 3.

 

Рис 3 Классификация финансовых планов предприятий

 

Система финансового планирования призвана обеспечить стабильность производственно-коммерческой деятельности предприятия (корпорации).

Она включает22:

  • комплекс бюджетного планирования структурных подразделений (филиалов) предприятия (корпорации);
  • сводный (консолидированный) бюджет доходов и расходов по 
    предприятию (корпорации) в целом на рисунке 4.

Рис 4 Примерная форма бюджета доходов и расходов

В систему бюджетного планирования входят23:

  • процессы формирования бюджетов;
  • ответственность за формирование и использование средств бюджетов;
  • процессы согласования, утверждения и контроля исполнения 
    бюджетов.

Механизм бюджетного планирования и контроля целесообразно внедрять в практику работы российских предприятий (корпораций) для обеспечения экономии денежных ресурсов, большей оперативности в управлении последними, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования, оценки стоимости предприятия и т.д.). Основные преимущества бюджетного планирования по сравнению с традиционным подходом заключаются в следующем:

  • помесячное составление бюджетов структурных подразделений 
    обеспечивает более достоверные показатели объемов и структуры доходов и расходов, чем в ныне действующей отчетности;
  • в рамках утвержденных месячных бюджетов структурным подразделениям предприятия предоставляется большая самостоятельность в расходовании средств на оплату труда;
  • минимизация числа показателей бюджетов позволяет снизить 
    затраты рабочего времени экономических служб предприятия;
  • бюджетное планирование позволяет экономить денежные ресурсы, что особенно важно при выходе предприятия из финансового кризиса.

Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия и его структурных подразделений рекомендуется составлять следующую сквозную систему бюджетов:

  • бюджет материальных затрат;
  • бюджет потребления энергии;
  • бюджет фонда оплаты труда;
  • бюджет амортизационных отчислений;
  • бюджет прочих расходов;
  • налоговый бюджет;
  • бюджет погашения ссуд банков и др.

Данная система охватывает практически весь денежный оборот предприятия (корпорации).

Сводный бюджет корпорации представляет собой совокупность бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. В связи с этим финансовому менеджменту предприятия целесообразно добиваться более активного участия структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При этом необходимо использовать принцип декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией вышестоящего, то есть бюджеты подразделений и центров ответственности входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия (корпорации).

Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходная часть равна расходной части.

 

2.2 Разработка и анализ  финансовых планов предприятия

 

План доходов и расходов организации представляет собой таблицу, в которой в активе отражаются доходы и поступления средств при любой форме расчетов, а в пассиве – все расходы и отчисления.

Цель планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.

Задачами планирования являются24:

  • определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования;
  • установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;
  • выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования;
  • увеличение прибыли за счет экономного использования 
    финансовых ресурсов предприятия;
  • осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.

Состав показателей по каждому разделу плана может быть разным – укрупненным или детальным, в зависимости от назначения этого документа. Финансовый план для нужд самого предприятия рекомендуется составлять с полной расшифровкой доходов и расходов. Финансовый план, предназначенный для передачи тому или иному органу управления, может (если нет специальных требований к заполнению) составляться по упрощенной схеме, где отражаются лишь важнейшие виды доходов, направление средств и платежей в бюджет, источником уплаты которых является прибыль.

Доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж.

План доходов и расходов утверждается руководителем предприятия и служит ориентиром при принятии обоснованных решений в области финансовой деятельности.

Планирование происходит по методу  сверху-вниз - работа по составлению плана начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются в планы подразделений.

Управление денежными средствами – основа эффективного финансового менеджмента. Современные методы планирования, учета и контроля денежных средств позволяют руководителю определить, какие из подразделений и бизнес-линий предприятия генерируют наибольшие денежные потоки, в какие сроки и по какой цене наиболее целесообразно привлекать финансовые ресурсы, во что эффективно инвестировать свободные денежные средства.

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования предприятия