Совершенствование системы расчетов организации с контрагентами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработать меры по совершенствованию системы расчетов организации с контрагентами.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами;
- рассмотреть организационно-правовую форму ОАО «Сластена»;
- проанализировать организацию взаиморасчетов с банком, инкассовых, дебиторских задолженностей;
- разработать меры по совершенствованию системы расчетов между контрагентами.
Объектом исследования является ОАО «Сластена».

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами
Виды и формы расчетов организации 5
Особенности законодательно-правового регулирования безналичных расчетов в РФ 8
Порядок осуществления безналичных форм оплаты 11
2. Анализ системы расчетов ОАО «Сластена» с контрагентами
2.1 Организационно-правовая форма ОАО «Сластена» 16
2.2 Анализ дебиторской задолженности 21
3.Пути совершенствования системы расчетов между контрагентами
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью 26
3.2 Совершенствование с целью максимальной прибыли 32
3.3 Расчет экономического эффекта предприятия 37
Заключение 40
Список литературы 41

Файлы: 9 файлов

т80 соверш расч с контраген.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 80 «Совершенствование системы расчетов организации с контрагентами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение             3

1. Теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами

    1. Виды и формы расчетов организации      5
    2. Особенности законодательно-правового регулирования безналичных расчетов в РФ           8
    3. Порядок осуществления безналичных форм оплаты    11

2. Анализ системы расчетов ОАО «Сластена» с контрагентами

2.1 Организационно-правовая форма  ОАО «Сластена»    16

2.2 Анализ дебиторской задолженности       21

3.Пути совершенствования системы  расчетов между контрагентами 

3.1 Совершенствование управления  дебиторской задолженностью  26

3.2 Совершенствование с целью  максимальной прибыли    32

3.3 Расчет экономического эффекта  предприятия      37

Заключение           40

Список литературы          41

Приложения

 

Введение

 

Каждое коммерческое предприятие  взаимодействует с контрагентами. От эффективности данного взаимодействия во многом зависит финансовое состояние  предприятия. Контрагенты формируют портфель заказов, поставляют материалы, оказывают услуги производственного, информационного характера и др. В российских условиях взаимоотношения предприятия с контрагентами усложняются нестабильностью экономической ситуации в стране, отсутствием этики ведения бизнеса, низкой степенью надежности поставщиков и заказчиков, нестабильностью собственного финансового состояния и многими другими внешними и внутренними факторами.

В результате взаимодействия с контрагентами у предприятия формируется дебиторская и кредиторская задолженность, которая является составным элементом оборотного капитала. Оборотный капитал, в свою очередь, выступает фактором, определяющим финансовую устойчивость и уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

В настоящее время организация  расчетов с контрагентами остается проблемой российских предприятий. Покупатели и заказчики часто  задерживают оплату поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. У самого предприятия из-за неэффективной бюджетной политики также зачастую формируются обязательства перед поставщиками и подрядчиками. К сожалению, подобного рода ситуации неизбежны даже в условиях стабильной экономики и высокой культуры предпринимательской деятельности, для российских же предприятий подобные ситуации начинают носить будничный характер. В связи с этим, чтобы защитить свое предприятие от снижения деловой активности, нужно выработать политику ведения расчетов с контрагентами, составлять предварительные бюджетные планы на будущие периоды, создавать резервные фонды, предназначенные для стабилизации возникших неоплат, и, конечно же, систематически проводить ревизию дебиторской и кредиторской задолженности.

Актуальность темы обусловлена  тем, что правильно выстроенные взаимоотношения с контрагентами могут существенно повлиять на финансовое благополучие предприятия.

Целью курсовой работы является разработать  меры по совершенствованию системы расчетов организации с контрагентами.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

- изучить теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами;

- рассмотреть организационно-правовую  форму ОАО «Сластена»;

- проанализировать организацию взаиморасчетов с банком, инкассовых, дебиторских задолженностей;

- разработать меры по совершенствованию  системы расчетов между контрагентами.

Объектом исследования является ОАО «Сластена».

Предмет исследования - формы расчетов и анализ состояния расчетов с контрагентами.

 

 

1. Теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами

 

1.1 Виды и формы расчетов организации

 

Каждая организация  в процессе своей хозяйственной  деятельности взаимодействует с  другими организациями. Сложно представить себе организацию, которая существует обособленно, не имея никаких хозяйственных связей и контактов с внешним миром.

Хозяйственная деятельность предполагает движение товаров, работ, услуг от одной организации к  другой и, соответственно, встречное движение денежных средств. Таким образом, между организациями возникают отношения, связанные с расчетами за поставленные товары, работы, услуги. Наравне с организациями могут выступать и индивидуальные предприниматели.

Все расчеты организации можно разделить на две группы:

  • платежи по товарным операциям — операции, связанные с движением товара (расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами); 
  • расчеты по нетоварным операциям — операции, не обусловленные движением товара и связанные лишь с движением денежных средств (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями).

Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами платежей: 

- платежными поручениями; 

- плановыми платежами; 

- платежными требованиями-поручениями; 

- аккредитивами; 

- расчетными чеками; 

- зачетом взаимных требований;

- векселями; 

- встречным движением товара (товарообменные операции).

По нетоварным операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений.

Наиболее распространенная форма  – это денежная форма расчетов. С экономической точки зрения – это наиболее целесообразная и  правильная форма, которая позволяет  поддерживать нормальный денежный и товарный оборот. Также применяются не денежные формы расчетов – товарообменные операции, зачет встречных требований, вексельная форма расчетов.

Денежная форма расчетов включает в себя расчеты в виде безналичных  или наличных платежей. Порядок осуществления денежных расчетов регулирует Центральный банк РФ. На территории Российской Федерации расчеты осуществляются в рублях. Расчеты с иностранными партнерами осуществляются в иностранной валюте. В бухгалтерском и налоговом учете суммы расчетов в иностранной валюте переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ.

В настоящее время существует ограничение  на расчеты наличными деньгами с  организациями или индивидуальными  предпринимателями – 100000 руб. по одному договору. Для осуществления наличных расчетов должна применяться контрольно-кассовая техника.

Безналичные расчеты осуществляются через банки. Следует учитывать  требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которому платежи на сумму свыше 600000 руб. подлежат контролю в порядке, установленном данным законом.

Не денежные формы расчетов требуют  соблюдения норм налогового законодательства в части определения цены сделки (ст.40 НК РФ).

Нарушение нормального денежного  оборота в период кризиса в стране вызвало всплеск товарообменных операций. Бартерная сделка — это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). 

В то же время широкое распространение получила вексельная форма расчетов. Вексель — это долговое письменное обязательство выплатить указанную в векселе сумму в оговоренный срок. Вексель используется как форма коммерческого кредита и как средство платежа. Это ценная бумага, дающая бесспорное право его владельцу (векселедержателю) требовать с должника уплаты суммы обязательства. Различают два вида векселей: простой (соло) и переводный (тратта). 

Вексель должен иметь все реквизиты, установленные для этого вида ценных бумаг. Отсутствие в нем хотя бы одного из обязательных реквизитов лишает его силы векселя и он превращается в обычное долговое обязательство. От других ценных бумаг вексель отличается тем, что его можно передать из рук в руки. В этом случае вексель становится средством платежа. Значение векселей как инструмента финансового рынка трудно переоценить. Безусловность векселя как долгового обязательства, строгость взысканий по нему, возможность использования его как средства коммерческого кредита и источника дохода обусловили его широкое применение в России. Банковский вексель может быть использован векселедержателем как средство платежа при расчетах с другими предприятиями, а также продан на вторичном рынке ценных бумаг другому инвестору. 

Предприятие должно контролировать своевременность и полноту расчетов по своим обязательствам. При наличии достаточного количества платежных средств, предприятие рассчитывается в порядке поступления требований и сроков платежа. 

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание сумм в покрытие обязательств предприятия осуществляется в очередности, установленной законом (ст. 855 ГК РФ). 

 

1.2 Особенности законодательно-правового  регулирования безналичных расчетов  в РФ

 

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Главный регулирующий орган расчетов — Центральный банк Российской Федерации. Согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. На Банк России возложены следующие функции:

- установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;

- координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Основным законодательным документом, который регулирует правовые основы расчетов, является Гражданский кодекс РФ. Кодексом урегулированы следующие вопросы:

  • основания для возникновения, исполнения и прекращения обязательств по расчетам;
  • права и обязанности сторон в обязательствах по расчетам;
  • сроки для исполнения обязательств по расчетам и предъявления требований по расчетам;
  • особенности расчетов по конкретным видам хозяйственных договоров;
  • ответственность за неисполнение или несвоевременное исполнение  обязательств по расчетам.

Согласно Гражданскому Кодексу:

  1. основанием для расчетов является договор, заключенный в письменной форме (ст.161, 434 ГК РФ), в котором указывается порядок и форма расчетов по совершаемой сделке;
  2. сторонами в договоре могут быть юридические лица, а также их филиалы, наделенные соответствующими функциями, индивидуальные предприниматели, в некоторых случаях – физические лица;
  3. подписывать договор может руководитель организации, индивидуальный предприниматель или иное лицо, если у этого иного лица есть соответствующая доверенность;
  4. в договоре должен быть указан срок и порядок расчетов;
  5. срок исковой давности, т.е. срок предъявления требований об исполнении обязательств по расчетам, установлен статьями 196, 197 ГК РФ. Общий срок исковой давности – три года. По истечении данного срока непогашенная задолженность может списываться со счетов бухгалтерского учета (п. 77 и 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н) и оказывать влияние на расчет налога на прибыль (п.18 ст. 250, п.п.2 п. 20 ст.265, п.2 ст. 266 НК РФ);
  6. ответственность за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств по расчетам устанавливается договором, а если таковых условий нет в договоре, то ответственность устанавливается по правилам ст. 395 ГК РФ;
  7. некоторые виды договоров имеют особенности по установлению порядка расчетов, например, договор поставки электроэнергии, договор аренды, договор строительного подряда.

Несоблюдение требований правовых норм может привести к отрицательным  последствиям для организации, вплоть до признания сделки недействительной (ст. 166, 167 ГК РФ) и соответственно, к налоговым санкциям.

Порядок безналичных расчетов в  народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации.

С 9 июля 2012 г. вступило в  силу Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России 19.06.2012 № 383-П, которое заменило два документа — Положение о безналичных расчетах в РФ (от 03.10.2002 № 2-П) и Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ (от 01.04.2003 № 222-П).

Принятие нового Положения  обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Кроме того, с момента принятия действовавшего старого Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного 03.10.2002 № 2-П, в банковской сфере произошли существенные изменения. Имеется в виду развитие системы платежей.

Новое Положение о  правилах осуществления перевода денежных средств подробно регламентирует осуществление  расчетов по платежным поручениям, аккредитивам, инкассовым поручениям, чекам.

Перечень способов осуществления  безналичных расчетов расширен. В нем теперь предусмотрены:

  • расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
  • расчеты в форме перевода электронных денежных средств.

Способы расчетов избираются плательщиками, получателями средств  самостоятельно и могут быть установлены договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.

Плательщиками, получателями средств  являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством  РФ порядке частной практикой, физические лица, банки.

Определена очередность исполнения распоряжений. При достаточности  денежных средств на банковском счете  плательщика распоряжения подлежат исполнению в последовательности поступления  распоряжений в банк, если законодательством или договором не предусмотрено изменение указанной последовательности. В случае приостановления операций по банковскому счету плательщика в соответствии с федеральным законом указанные распоряжения помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций.

 

1.3 Порядок осуществления безналичных  форм оплаты

~WRL1735.tmp

— 315.00 Кб (Скачать файл)

прил 1 Бухгалтерский баланс на 31.12.11.xls

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Прил 2 Отчет о прибылях и убытках на 31.12.11.xls

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 3.XLS

— 51.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 5.XLS

— 51.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 4.XLS

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 6.XLS

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5 Дебиторская и кредиторская задолженность.xls

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Совершенствование системы расчетов организации с контрагентами