Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработать меры по совершенствованию системы расчетов организации с контрагентами.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами;
- рассмотреть организационно-правовую форму ОАО «Сластена»;
- проанализировать организацию взаиморасчетов с банком, инкассовых, дебиторских задолженностей;
- разработать меры по совершенствованию системы расчетов между контрагентами.
Объектом исследования является ОАО «Сластена».
Введение 3
1. Теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами
Виды и формы расчетов организации 5
Особенности законодательно-правового регулирования безналичных расчетов в РФ 8
Порядок осуществления безналичных форм оплаты 11
2. Анализ системы расчетов ОАО «Сластена» с контрагентами
2.1 Организационно-правовая форма ОАО «Сластена» 16
2.2 Анализ дебиторской задолженности 21
3.Пути совершенствования системы расчетов между контрагентами
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью 26
3.2 Совершенствование с целью максимальной прибыли 32
3.3 Расчет экономического эффекта предприятия 37
Заключение 40
Список литературы 41
Товарная продукция в 2010 г. составила 482,6 млн. руб. и возросла по сравнению с 2009 годом на 97,1 млн.руб. (или 25,2%). Выпуск продукции в 2010 г. составил 9555 тонн и возрос по сравнению с 2009 годом на 1522 тонн (или 18,9%).
Товарная продукция в 2011 г. составила 559,3 млн. руб. и возросла по сравнению с 2010 годом на 76,7 млн.руб. (или 15,9%). Выпуск продукции в 2011 г. составил 9442 тонн и снижение по сравнению с 2010 годом на 113 тонн (или 1,2%).
Выручка от реализации в 2010 г. составила 452,4 млн.руб. и возросла по сравнению с 2009 годом на 75,2 млн. руб. (или 19,9 млн.руб.).
Выручка от реализации в 2011 г. возросла по сравнению с 2010 годом на 68,7 млн. руб. (или 15,2%).
За рассматриваемый период 2009-2011
г.г. в связи с ростом выручки
от продаж произошел рост себестоимости
проданной продукции и
Рост коммерческих расходов в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 52,8%, в 2011 г. по отношению к 2010 г. – 22,8%.
Валовая прибыль в 2010 г. составила 81,0 млн. руб.
Прибыль от продаж за 2010 год составила 24,9 млн. руб., прочие доходы - 3,0 млн. рублей, прочие расходы - 5,9 млн. рублей. Прибыль до налогообложения за 2010 год составила 22,67 млн. руб., которая была направлена на налог на прибыль - 0,23 млн. руб., отложенные налоговые обязательства 0,11 млн. руб., чистая прибыль предприятия в 2010 г. – 22,55 млн. руб.
Рост прибыли от продаж за 2011 год по отношению к 2010 г. составила 125,8%.
Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость финансового положения предприятия.
Существенную часть
Момент возникновения
После того, как право собственности
на товары переходит к контрагенту
и возникает дебиторская
Таким образом, дебиторская задолженность возникает:
- при переходе права собственности на товары;
- при передаче результатов
При отсутствии в договоре момента перехода права собственности этот момент считается наступившим в момент отгрузки товара продавцом, поскольку в соответствии со статьей 459 ГК РФ "если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю".
Таким образом, дебиторская задолженность в общем случае отражается:
1) после оформления документов на отгрузку товаров;
2) после подписания акта
Дебиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту неоправданной дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.
2.2 Анализ дебиторской задолженности
Предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операции со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы и за проданную продукцию.
В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.
Предприятия заинтересованы продавать свою продукцию покупателям и заказчикам, способным своевременно оплачивать счета.
Все счета к получению
Выделяют также оправданную задолженность (срок погашения которой не наступил либо составляет менее 1 месяца) и неоправданную. Чем больше срок просрочки, тем вернее неуплата по счету.
Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными долгами (безнадежными). Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, определенная часть не будет получена (возвращена).
Дебиторская задолженность считается активом организации, и, как и любой другой актив, она обладает стоимостью, которая играет существенную роль в производственной и предпринимательской деятельности организации. Дебиторская задолженность как объект аналитического учета находит свое отражение в балансе в агрегированном виде, и, как следствие, та оценка, которая применялась в учете, переходит в оценку статьи актива баланса. Баланс является основным источником информации о финансовом положении организации, и правила оценки статей баланса должны быть установлены таким образом, чтобы удовлетворить запросы многочисленных внутренних и внешних пользователей. Величина дебиторской задолженности в балансе организации напрямую влияет на платежеспособность: чем выше ликвидность, тем больше платежеспособность.
Проведем анализ дебиторской задолженности за 2009-2011 г.г. Просроченная дебиторская задолженность покупателей и авансов, выданных, на предприятии отсутствует.
Таблица 2 – Анализ дебиторской задолженности за 2009-2011 г.г.
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темпы роста, % 2010 г. к 2009 г. |
Темпы роста, % 2011 г. к 2010 г. | |||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | |||
Баланс |
173492 |
100 |
219658 |
100 |
233953 |
100 |
126,6 |
106,5 |
Оборотные активы в статье баланса |
138986 |
80,1 |
180494 |
82,2 |
168138 |
71,9 |
129,9 |
93,2 |
Дебиторская задолженность, в т.ч. |
108674 |
62,6 |
132721 |
60,4 |
100454 |
42,9 |
122,1 |
75,7 |
- покупатели и заказчики |
68334 |
39,4 |
38698 |
17,6 |
39936 |
17,1 |
56,6 |
103,2 |
- авансы выданные |
30577 |
17,6 |
38227 |
17,4 |
30379 |
13,0 |
125,0 |
79,5 |
- прочие дебиторы |
9763 |
5,6 |
55796 |
25,4 |
30139 |
12,9 |
571,5 |
54,0 |
Проведенный анализ свидетельствует, что за рассматриваемый период произошло снижение дебиторской задолженности в структуре баланса. Так в 2009 г. доля оборотных средств в структуре баланса составляла 80,1% из них на долю дебиторской задолженности приходилось 62,6%, в том числе на покупателей – 39,4%, на поставщиков по авансам выданным – 17,6%. В 2010 г. доля оборотных средств в структуре баланса выросла до 82,2%, в то же время произошло снижение доли дебиторской задолженности до 60,4% за счет снижения доли задолженностей покупателей до 17,4%, в то время как доля авансов выданных поставщикам не претерпела существенных изменений и составила - 17,4%. В 2011 году произошло снижение доли оборотных активов в статье баланса до 71,9%, а доля дебиторской задолженности снизилась до 42,9%, что связано со снижением доли выданных поставщикам авансов в структуре баланса, которая составила – 13,0%, при незначительном сокращении доли задолженности покупателей до 17,1%.
Таким образом, при анализе дебиторской задолженности в структуре балансе, наблюдается благоприятная тенденция: при росте выручки предприятия наблюдается существенное снижению дебиторской задолженности. Это говорит об эффективной работе, как отдела сбыта предприятия, так и коммерческого отдела.
Анализ демонстрирует тенденцию роста баланса предприятия. В 2010 г. по отношению к 2009 г. темпы роста оборотных активов опережали темпы роста баланса, в то же время наблюдается снижение темпов роста дебиторской задолженности, рост составил 122,1% при росте оборотных активов на 129,91%. В 2010 г. наблюдается сокращение дебиторской задолженности покупателей до 56% при росте выданных авансов до 125,0%. В 2011 г. по отношению к 2010 г. темпы роста баланса составили 106,0% при снижении в оборотных активах до 93,2%. Темпы роста дебиторской задолженности в 2011 г. по отношению к 2010 г. составили -75,7%, при незначительном темпе росте задолженности покупателей, которое составило – 103,2% и сокращение темпов роста выданных авансов поставщикам до 79,2% в 2011 г. к 2009 г.
Проведенный анализ подтвердил предыдущий вывод о наличии в структуре управления предприятия эффективного органа по управлению дебиторской задолженностью.
Для того чтобы проанализировать причины изменения каждой статьи дебиторской задолженности, необходима подробная информация о ее составе и возрастной структуре. Информацию о состоянии расчетов необходимо систематизировать по каждому контрагенту. В первую очередь следует обратить внимание на первичную документацию, условия договоров поставки сырья (материалов) и отгрузки произведенной продукции, сверить с условиями, оговоренными ранее при утверждении условий предоставления коммерческого кредита, а также смет и бюджетов продаж.
Далее проведем анализ оборачиваемости дебиторской задолженности. Данные анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение (+,-) | |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | ||||
1. Выручка, тыс.руб. |
377239 |
452431 |
521179 |
75192 |
68748 |
2. Средняя величина оборотных активов в статье баланса, тыс.руб. |
113862 |
159740 |
174316 |
45878 |
14576 |
3. Средняя величина дебиторской задолженности, тыс.руб., в т.ч. |
86943 |
120698 |
116588 |
33725 |
-4110 |
- покупателей и заказчиков |
47308 |
53516 |
39317 |
6208 |
-14199 |
- авансов выданных |
32237 |
34402 |
34303 |
2165 |
-99 |
4. Период оборота дебиторской задолженности, дн. (3*360/1), в т.ч. |
83,0 |
96,0 |
80,5 |
13,0 |
-15,5 |
- покупатели и заказчики |
45,1 |
42,6 |
27,2 |
-2,5 |
-15,4 |
- авансы выданные |
30,8 |
27,4 |
23,7 |
-3,4 |
-3,7 |
5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, раз (1/3) |
4,3 |
3,7 |
4,5 |
-0,6 |
0,8 |
- покупатели и заказчики |
8,0 |
8,5 |
13,3 |
0,5 |
4,8 |
- авансы выданные |
11,7 |
13,2 |
15,1 |
1,5 |
1,9 |
6. Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность |
0,76 |
0,75 |
0,67 |
-0,01 |
-0,08 |
В связи с сокращением дебиторской задолженности в структуре оборотных средств сократился срок оборота и выросла оборачиваемость дебиторской задолженности. Если в 2010 г. по отношению к 2009 г. наблюдался рост оборота дебиторской задолженности на 13 дн., то в 2011 г. по отношению к 2010 г. данный показатель сократился на 15,5 дн. Сокращение периода оборота наблюдается и в дебиторской задолженности с покупателями и заказчиками и по авансам выданным.
Чем выше коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, тем выше оборачиваемость дебиторской задолженности. Данный показатель за рассматриваемый период колеблется в пределах 4,3-4,5 пунктов, в то же время его значение по дебиторской задолженности покупателей и заказчиков и по авансам выданным выше и составил 13,3 и 15,1 в 2011 г. соответственно.
Наиболее часто употребляемыми
способами воздействия на дебиторов
с целью погашения
3.Пути совершенствования системы расчетов между контрагентами
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью
Оборотной стороной роста объема продаж практически всегда является увеличение дебиторской задолженности. В современной посткризисной ситуации увеличение производства, сбыта уже не является ключевым фактором развития компании. Основным показателем стабильности становятся грамотный контроль, планирование и управление дебиторской задолженностью.
На этапе планирования управления дебиторской задолженностью первоочередное значение имеют:
- срок действия договора на отсрочку платежа;
- уровень платежеспособности и надежности клиента;
- создание системы резервов
на случай возникновения
- создание надежного механизма работы с проблемными плательщиками;
- предоставление скидки, размер
которой обратно
Основываясь на опыте работы отечественных компаний, можно составить некий алгоритм, показывающий степень ответственности каждого сотрудника в процессе управления дебиторской задолженностью. Как правило, коммерческое подразделение компании (отдел сбыта) курирует вопросы продаж и поступления денежных средств, финансовая служба отвечает за информационную и аналитическую работу. Юридическая служба несет ответственность за безупречное состояние документооборота по проблемным отгрузкам (необходимое условие в случае судебного разбирательства). Если задолженность становится проблемной, то к работе подключается служба безопасности компании. Кроме того, важно, чтобы функции исполнителей при работе с клиентом не дублировались. В противном случае возникает несогласованность действий между отделами, приводящая к снижению эффективности деятельности.
Информация о работе Совершенствование системы расчетов организации с контрагентами