Совершенствование системы расчетов организации с контрагентами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработать меры по совершенствованию системы расчетов организации с контрагентами.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами;
- рассмотреть организационно-правовую форму ОАО «Сластена»;
- проанализировать организацию взаиморасчетов с банком, инкассовых, дебиторских задолженностей;
- разработать меры по совершенствованию системы расчетов между контрагентами.
Объектом исследования является ОАО «Сластена».

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами
Виды и формы расчетов организации 5
Особенности законодательно-правового регулирования безналичных расчетов в РФ 8
Порядок осуществления безналичных форм оплаты 11
2. Анализ системы расчетов ОАО «Сластена» с контрагентами
2.1 Организационно-правовая форма ОАО «Сластена» 16
2.2 Анализ дебиторской задолженности 21
3.Пути совершенствования системы расчетов между контрагентами
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью 26
3.2 Совершенствование с целью максимальной прибыли 32
3.3 Расчет экономического эффекта предприятия 37
Заключение 40
Список литературы 41

Файлы: 9 файлов

т80 соверш расч с контраген.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

 

Товарная продукция в 2010 г. составила 482,6 млн. руб. и возросла по сравнению с 2009 годом на 97,1 млн.руб. (или 25,2%). Выпуск продукции в 2010 г. составил 9555 тонн и возрос по сравнению с 2009 годом на 1522 тонн (или 18,9%).

Товарная продукция в 2011 г. составила 559,3 млн. руб. и возросла по сравнению с 2010 годом на 76,7 млн.руб. (или 15,9%). Выпуск продукции в 2011 г. составил 9442 тонн и снижение по сравнению с 2010 годом на 113 тонн (или 1,2%).

Выручка от реализации в 2010 г. составила 452,4 млн.руб. и возросла по сравнению с 2009 годом на 75,2 млн. руб. (или 19,9 млн.руб.).

Выручка от реализации в 2011 г. возросла по сравнению с 2010 годом на 68,7 млн. руб. (или 15,2%).

За рассматриваемый период 2009-2011 г.г. в связи с ростом выручки  от продаж произошел рост себестоимости  проданной продукции и коммерческих расходов. Рост себестоимости в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 18,3%, в 2011 г. по отношению к 2010 г. – 13,4%.

Рост коммерческих расходов в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 52,8%, в 2011 г. по отношению к 2010 г. – 22,8%.

Валовая прибыль в 2010 г. составила 81,0 млн. руб.

Прибыль от продаж за 2010 год составила 24,9 млн. руб., прочие доходы - 3,0 млн. рублей, прочие расходы - 5,9 млн. рублей.  Прибыль до налогообложения за 2010 год составила 22,67 млн. руб., которая была направлена на  налог на прибыль - 0,23 млн. руб., отложенные налоговые обязательства 0,11 млн. руб., чистая прибыль предприятия в 2010 г. – 22,55 млн. руб.

Рост прибыли от продаж за 2011 год по отношению к 2010 г. составила 125,8%.

Состояние расчетной дисциплины характеризуется  наличием дебиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость финансового положения предприятия.

Существенную часть дебиторской  задолженности составляют расчеты  с покупателями, заказчиками и  прочими дебиторами.

Момент возникновения дебиторской  задолженности на предприятии определяется, прежде всего, условиями заключенных договоров и связан с моментом реализации товаров (работ, услуг).

После того, как право собственности  на товары переходит к контрагенту  и возникает дебиторская задолженность.

Таким образом, дебиторская задолженность  возникает:

- при переходе права собственности на товары;

- при передаче результатов работ,  оказании услуг.

При отсутствии в договоре момента  перехода права собственности этот момент считается наступившим в  момент отгрузки товара продавцом, поскольку  в соответствии со статьей 459 ГК РФ "если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю".

Таким образом, дебиторская задолженность в общем случае отражается:

1) после оформления документов  на отгрузку товаров;

2) после подписания акта выполнения  работ (услуг).

Дебиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее  время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Несоблюдение договорной и расчетной  дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту неоправданной дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

 

2.2 Анализ дебиторской задолженности

 

Предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операции со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы и за проданную продукцию.

В первом случае на предприятии имеет  место отток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.

Предприятия заинтересованы продавать  свою продукцию покупателям и  заказчикам, способным своевременно оплачивать счета.

Все счета к получению классифицируются по группам: срок оплаты не наступил, просрочка от 1 до 30 дней, до 90, до 180, до 360 дней, более 1 года.

Выделяют также оправданную  задолженность (срок погашения которой не наступил либо составляет менее 1 месяца) и неоправданную. Чем больше срок просрочки, тем вернее неуплата по счету.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными долгами (безнадежными). Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, определенная часть не будет получена (возвращена).

Дебиторская задолженность считается  активом организации, и, как и  любой другой актив, она обладает стоимостью, которая играет существенную роль в производственной и предпринимательской деятельности организации. Дебиторская задолженность как объект аналитического учета находит свое отражение в балансе в агрегированном виде, и, как следствие, та оценка, которая применялась в учете, переходит в оценку статьи актива баланса. Баланс является основным источником информации о финансовом положении организации, и правила оценки статей баланса должны быть установлены таким образом, чтобы удовлетворить запросы многочисленных внутренних и внешних пользователей. Величина дебиторской задолженности в балансе организации напрямую влияет на платежеспособность: чем выше ликвидность, тем больше платежеспособность.

Проведем анализ дебиторской задолженности за 2009-2011 г.г. Просроченная дебиторская задолженность покупателей и авансов, выданных, на предприятии отсутствует.

Таблица 2 – Анализ дебиторской  задолженности за 2009-2011 г.г.

Наименование показателей

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темпы роста, %

2010 г. к 2009 г.

Темпы роста, %

2011 г. к 2010 г.

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Баланс

173492

100

219658

100

233953

100

126,6

106,5

Оборотные активы в статье баланса

138986

80,1

180494

82,2

168138

71,9

129,9

93,2

Дебиторская задолженность, в т.ч.

108674

62,6

132721

60,4

100454

42,9

122,1

75,7

- покупатели и заказчики

68334

39,4

38698

17,6

39936

17,1

56,6

103,2

- авансы выданные

30577

17,6

38227

17,4

30379

13,0

125,0

79,5

- прочие дебиторы

9763

5,6

55796

25,4

30139

12,9

571,5

54,0


 

Проведенный анализ свидетельствует, что за рассматриваемый период произошло снижение дебиторской задолженности в структуре баланса. Так в 2009 г. доля оборотных средств в структуре баланса составляла 80,1% из них на долю дебиторской задолженности приходилось 62,6%, в том числе на покупателей – 39,4%, на поставщиков по авансам выданным – 17,6%. В 2010 г. доля оборотных средств в структуре баланса выросла до 82,2%, в то же время произошло снижение доли дебиторской задолженности до 60,4% за счет снижения доли задолженностей покупателей до 17,4%, в то время как доля авансов выданных поставщикам не претерпела существенных изменений и составила - 17,4%. В 2011 году произошло снижение доли оборотных активов в статье баланса до 71,9%, а доля дебиторской задолженности снизилась до 42,9%, что связано со снижением доли выданных поставщикам авансов в структуре баланса, которая составила – 13,0%, при незначительном сокращении доли задолженности покупателей до 17,1%.

Таким образом, при анализе дебиторской  задолженности в структуре балансе, наблюдается благоприятная тенденция: при росте выручки предприятия наблюдается существенное снижению дебиторской задолженности. Это говорит об эффективной работе, как отдела сбыта предприятия, так и коммерческого отдела.

Анализ демонстрирует тенденцию роста баланса предприятия. В 2010 г. по отношению к 2009 г. темпы роста оборотных активов опережали темпы роста баланса, в то же время наблюдается снижение темпов роста дебиторской задолженности, рост составил 122,1% при росте оборотных активов на 129,91%. В 2010 г. наблюдается сокращение дебиторской задолженности покупателей до 56% при росте выданных авансов до 125,0%. В 2011 г. по отношению к 2010 г. темпы роста баланса составили 106,0% при снижении в оборотных активах до 93,2%. Темпы роста дебиторской задолженности в 2011 г. по отношению к 2010 г. составили -75,7%, при незначительном темпе росте задолженности покупателей, которое составило – 103,2% и сокращение темпов роста выданных авансов поставщикам до 79,2% в 2011 г. к 2009 г.

Проведенный анализ подтвердил предыдущий вывод о наличии в структуре управления предприятия эффективного органа по управлению дебиторской задолженностью. 

Для того чтобы проанализировать причины  изменения каждой статьи дебиторской  задолженности, необходима подробная информация о ее составе и возрастной структуре. Информацию о состоянии расчетов необходимо систематизировать по каждому контрагенту. В первую очередь следует обратить внимание на первичную документацию, условия договоров поставки сырья (материалов) и отгрузки произведенной продукции, сверить с условиями, оговоренными ранее при утверждении условий предоставления коммерческого кредита, а также смет и бюджетов продаж.

Далее проведем анализ оборачиваемости дебиторской задолженности. Данные анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Анализ оборачиваемости  дебиторской задолженности

Наименование показателей

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+,-)

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

1. Выручка, тыс.руб.

377239

452431

521179

75192

68748

2. Средняя величина оборотных активов в статье баланса, тыс.руб.

113862

159740

174316

45878

14576

3. Средняя величина дебиторской задолженности, тыс.руб., в т.ч.

86943

120698

116588

33725

-4110

- покупателей и заказчиков

47308

53516

39317

6208

-14199

- авансов выданных

32237

34402

34303

2165

-99

4. Период оборота дебиторской  задолженности, дн. (3*360/1), в т.ч.

83,0

96,0

80,5

13,0

-15,5

- покупатели и заказчики

45,1

42,6

27,2

-2,5

-15,4

- авансы выданные

30,8

27,4

23,7

-3,4

-3,7

5. Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности, раз (1/3)

4,3

3,7

4,5

-0,6

0,8

- покупатели и заказчики

8,0

8,5

13,3

0,5

4,8

- авансы выданные

11,7

13,2

15,1

1,5

1,9

6. Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность

0,76

0,75

0,67

-0,01

-0,08


 

В связи с сокращением дебиторской задолженности в структуре оборотных средств сократился срок оборота и выросла оборачиваемость дебиторской задолженности. Если в 2010 г. по отношению к 2009 г. наблюдался рост оборота дебиторской задолженности на 13 дн., то в 2011 г. по отношению к 2010 г. данный показатель сократился на 15,5 дн. Сокращение периода оборота наблюдается и в дебиторской задолженности с покупателями и заказчиками и по авансам выданным.

Чем выше коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности, тем  выше оборачиваемость дебиторской задолженности. Данный показатель за рассматриваемый период колеблется в пределах 4,3-4,5 пунктов, в то же время его значение по дебиторской задолженности покупателей и заказчиков и по авансам выданным выше и составил 13,3 и 15,1 в 2011 г. соответственно.

Наиболее часто употребляемыми способами воздействия на дебиторов  с целью погашения задолженности  являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа  задолженности специальным организациям.

 

3.Пути совершенствования системы расчетов между контрагентами

 

3.1 Совершенствование управления  дебиторской задолженностью

 

Оборотной стороной роста объема продаж практически всегда является увеличение дебиторской задолженности. В современной  посткризисной ситуации увеличение производства, сбыта уже не является ключевым фактором развития компании. Основным показателем стабильности становятся грамотный контроль, планирование и управление дебиторской задолженностью.

На этапе планирования управления дебиторской задолженностью первоочередное значение имеют:

- срок действия договора на  отсрочку платежа;

- уровень платежеспособности и  надежности клиента; 

- создание системы резервов  на случай возникновения безнадежной  задолженности; 

- создание надежного механизма  работы с проблемными плательщиками;

- предоставление скидки, размер  которой обратно пропорционален  сроку кредитования. Тем самым  у клиента возникает заинтересованность  как можно быстрее погасить  задолженность.

Основываясь на опыте работы отечественных  компаний, можно составить некий алгоритм, показывающий степень ответственности каждого сотрудника в процессе управления дебиторской задолженностью. Как правило, коммерческое подразделение компании (отдел сбыта) курирует вопросы продаж и поступления денежных средств, финансовая служба отвечает за информационную и аналитическую работу. Юридическая служба несет ответственность за безупречное состояние документооборота по проблемным отгрузкам (необходимое условие в случае судебного разбирательства). Если задолженность становится проблемной, то к работе подключается служба безопасности компании. Кроме того, важно, чтобы функции исполнителей при работе с клиентом не дублировались. В противном случае возникает несогласованность действий между отделами, приводящая к снижению эффективности деятельности.

~WRL1735.tmp

— 315.00 Кб (Скачать файл)

прил 1 Бухгалтерский баланс на 31.12.11.xls

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Прил 2 Отчет о прибылях и убытках на 31.12.11.xls

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 3.XLS

— 51.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 5.XLS

— 51.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 4.XLS

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 6.XLS

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5 Дебиторская и кредиторская задолженность.xls

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Совершенствование системы расчетов организации с контрагентами