Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработать меры по совершенствованию системы расчетов организации с контрагентами.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами;
- рассмотреть организационно-правовую форму ОАО «Сластена»;
- проанализировать организацию взаиморасчетов с банком, инкассовых, дебиторских задолженностей;
- разработать меры по совершенствованию системы расчетов между контрагентами.
Объектом исследования является ОАО «Сластена».
Введение 3
1. Теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами
Виды и формы расчетов организации 5
Особенности законодательно-правового регулирования безналичных расчетов в РФ 8
Порядок осуществления безналичных форм оплаты 11
2. Анализ системы расчетов ОАО «Сластена» с контрагентами
2.1 Организационно-правовая форма ОАО «Сластена» 16
2.2 Анализ дебиторской задолженности 21
3.Пути совершенствования системы расчетов между контрагентами
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью 26
3.2 Совершенствование с целью максимальной прибыли 32
3.3 Расчет экономического эффекта предприятия 37
Заключение 40
Список литературы 41
Варьирование значениями вышеперечисленных элементов и является изменением кредитной политики предприятия, а, следовательно, механизмом управления дебиторской задолженностью.
При разработке и (или) изменении кредитной политики важно помнить, что она прежде всего должна способствовать максимизации ценности (стоимости) компании. Поэтому нужно оценивать кредитную политику путем сравнения потенциальных выгод от изменения ее параметров с затратами, вызванными ее смягчением/ужесточением.
В настоящее время для оценки влияния изменения кредитной политики на доходы и затраты компании существует множество моделей и методов.
Как правило, решение о принятии/отклонении изменений кредитной политики зависит от уровня маржинальной прибыли (т. е. разницы между выручкой и переменными затратами), полученной в результате моделирования, выполненного на основе заданных количественных параметров.
Предприятие производит кондитерские изделия и в настоящий момент для увеличения объемов продаж рассматривает решение об изменении действующей кредитной политики.
Новые кредитные условия предполагают предоставление скидки в размере 2% при оплате продукции покупателями в течение 10 дней. При этом общий срок отсрочки платежа составляет 60 дней. Продажи и расходы осуществляются компанией ежедневно в течение года.
Предполагается, что изменение кредитной политики отразится на росте объемов продаж на 25%.
Информация для анализа представлена в таблице 5. Нужно определить, выгодно ли предприятию изменять действующую кредитную политику.
Таблица 5- Исходные данные для анализа
Показатель |
Значение |
Фактический объем реализации кондитерских изделицй, тыс.руб. |
97 000 |
Увеличение объемов реализации, % |
10 |
Предоставляемая скидка, % |
2 |
Срок, в течение которого действует скидка, дни |
10 |
Срок коммерческого кредита, дни |
60 |
Фактический средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности, дни |
81 |
Погашение задолженности покупателями, не воспользовавшимися скидкой, дни |
120 |
Себестоимость, % от реализации |
81 |
Доля продаж, задолженность по которым погашается в течение срока действия скидки, % |
60 |
Альтернативные расходы в год (цена капитала), % |
19 |
Прирост объемов реализации при изменении кредитной политики:
97 000 тыс.руб. * 10% = 9 700 тыс.руб.
Средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности при изменении кредитной политики:
60% * 10 дн. + 40% * 120 дн. = 54 дня.
Изменение уровня средней величины дебиторской задолженности:
- фактический уровень дебиторской задолженности:
97 000 тыс.руб. * 81 дн./365дн. = 21 526 тыс.руб.
- прогнозируемый уровень дебиторской задолженности при принятии измененной кредитной политики:
(97 000 + 9 700) * 54 дн./365 дн. = 15 785,8 тыс.руб.
- итого высвобождение средств:
21 526 тыс.руб. – 15 785,8 тыс.руб. = 3 950,2 тыс.руб.
Прибыль от прироста продаж:
9 700 тыс.руб. * (1-0,81) = 1 843 тыс.руб.
Альтернативные доходы от принятия измененной кредитной политики:
3 950,2 тыс.руб. * 0,19 = 750,5 тыс.руб.
Альтернативные расходы:
((97 000 + 9 700) * 0,6) * 0,02 = 1 280,4 тыс.руб.
Итого эффект от принятия измененной кредитной политики:
1 843 тыс.руб. + 750,5 тыс.руб. - 1 280,4 тыс.руб. = 1 313,1 тыс.руб.
Общая величина прибыли от дополнительного объема реализации и сумма альтернативной экономии (от высвобождения средств из дебиторской задолженности) превышает величину альтернативных издержек, следовательно, предприятие может принять решение об изменении кредитной политики.
3.3 Расчет экономического эффекта предприятия
Одним из новых методов управления задолженностью является рефинансирование дебиторской задолженности, основными формами которого являются факторинг, форфейтинг, вексельный учет.
Особый интерес для компании представляет факторинг как инструмент, покрывающий значительное количество рисков поставщика. К тому же увеличивается срок оборачиваемости капитала, за сравнительно небольшой процент компания оптимизирует структуру финансов, не несет дополнительных расходов по работе с проблемными заказчиками.
Факторинг — это комплекс услуг, который банк оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.
Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, напоминание дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.
Оценим эффект от договора факторинга между ОАО «Сластена» и Сбербанком, который включает следующие существенные условия:
1. сумма уступаемого денежного требования — 36,8 тыс. руб.
2. валюта факторинга — рубль;
3. срок заключения договора факторинга равен 4 месяцам;
4. предмет договора факторинга — уступка денежного требования за отгруженную продукцию;
5. форма факторинга — открытый;
6. условия платежа — с правом регресса, размер дисконта — 16 %.
Проведем расчет дисконта в денежном выражении, выплачиваемого ОАО «Сластена» банку:
Сумма дисконта составит: 36,8 х 0,16 = 5,9 тыс. руб.
Отсюда следует, что фактическая сумма выплат предприятию банком составит:
36,8 – 5,9 = 30,9 тыс. руб.
Таким образом, в результате заключенного со Сбербанком договора факторинга предприятие получит 30,9 тыс. руб., однако предприятие понесло затраты в виде 16 % от суммы дебиторской задолженности. Поэтому необходимо сравнить данные затраты с теми затратами, которые понесло бы предприятие если бы не воспользовалось факторингом. Необходимо включить те убытки, которые несло бы предприятие в связи с отвлечением денежных средств в дебиторскую задолженность, связанные с их обесценением в результате инфляции, уровень которого по прогнозам составляет — 6,5 %, а дебиторская задолженность погашается предприятиями в среднем в течение 3 месяцев. В расчетах будет использоваться уровень инфляции 1,625 %.
Потери от инфляции = 36,8 х 0,01625 = 0,6 тыс. руб.
За счет высвобожденных средств предприятие предполагает погасить кредиторская задолженность сторонним организациям (прочим кредиторам в сумме 24,6 тыс. руб.). При этом были выбраны организации, по договору с которыми ОАО «Сластена» обязан ежемесячно выплачивать процент от предоставляемого коммерческого кредита. А также организации, срок погашения кредиторской задолженности которым наибольший.
Далее учтем затраты на обслуживание дебиторской задолженности, которые в связи наличием командировок составили 10 тыс.руб.
Отсюда следует, что общая сумма
издержек при сохранении на предприятии
данной суммы дебиторской
Затраты по ДЗ = 0,6+10+24,6 = 35,2 тыс. руб.
Далее сравним результат от внедрения мероприятия и уплачиваемую сумму дисконта по факторингу:
Эффект = Затраты по ДЗ — Сумма дисконта
35,2 тыс.руб. – 5,9 тыс.руб. = 29,3 тыс. руб.
Произошло уменьшение величины дебиторской задолженности, ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и снижение периода ее оборота и оборотных активов в целом. Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности до и после мероприятия, с учетом, что выручка за этот период составила 173 726 тыс.руб., среднее значение дебиторской задолженности - 38 862 тыс.руб. :
КОдз = 173 726 : 38 862 = 4,47
КОдз после внедрения мероприятия = 173 726 : (38 862 - 30,9) = 4,47= 4,45
Таким образом внедрение данного мероприятия позволит получить эффект в виде 29,3 тыс. руб., а также увеличить скорость оборота дебиторской задолженности приблизительно на 2 %. Естественно оборачиваемость увеличилась незначительно, так как была продана лишь маленькая часть общей дебиторской задолженности предприятия. А так же среди них долги только со средней степенью риска. Если данную услугу применять к этим же предприятиям в течение более длительного периода, то увеличиться оборачиваемость, а так же сумма эффект. Следовательно, возрастет объем реализованной продукции, появится возможность расширения клиентской базы, так как авторитет и организованность предприятия возрастет. Если факторинг применять хотя бы к 50 % покупателям, то оборачиваемость также может увеличиться. В результате будет больше свободных денежных средств, которые можно направить не только на расширение ассортимента, но и так же на увеличение зарплаты и организации труда.
Заключение
Оборотной стороной роста объема продаж практически всегда является увеличение дебиторской задолженности. В современной посткризисной ситуации увеличение производства, сбыта уже не является ключевым фактором развития компании. Основным показателем стабильности становятся грамотный контроль, планирование и управление дебиторской задолженностью.
Чтобы изменения управления оборотным капиталом приобрели устойчивый характер, необходимо выполнить ряд ключевых условий. Выполнение какого-то одного из них в отрыве от других не принесет результатов - чтобы добиться реальных изменений в хозяйственной деятельности, важно выполнить все условия.
Ключевые условия включают:
- четкое определение ролей, обязанностей и назначение ответственных за управление денежными потоками и оборотным капиталом на каждом этапе процесса;
- использование во всех подразделениях организации единообразных ключевых показателей эффективности и отчетности, дающих четкое представление о результатах деятельности и изменениях;
- установление соответствующих целей и задач в качестве неотъемлемого элемента системы оценки персонала на всех уровнях организационной структуры - от рядовых сотрудников до руководителей высшего звена;
- установление системы контроля и процедур, регламентирующих поведение и устанавливающих параметры для принятия решений;
- неизменное "присутствие" вопросов, касающихся оборота денежных средств, в повестке дня на заседаниях руководства организации.
Список литературы
Информация о работе Совершенствование системы расчетов организации с контрагентами