Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработать меры по совершенствованию системы расчетов организации с контрагентами.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами;
- рассмотреть организационно-правовую форму ОАО «Сластена»;
- проанализировать организацию взаиморасчетов с банком, инкассовых, дебиторских задолженностей;
- разработать меры по совершенствованию системы расчетов между контрагентами.
Объектом исследования является ОАО «Сластена».
Введение 3
1. Теоретические аспекты системы расчетов организации с контрагентами
Виды и формы расчетов организации 5
Особенности законодательно-правового регулирования безналичных расчетов в РФ 8
Порядок осуществления безналичных форм оплаты 11
2. Анализ системы расчетов ОАО «Сластена» с контрагентами
2.1 Организационно-правовая форма ОАО «Сластена» 16
2.2 Анализ дебиторской задолженности 21
3.Пути совершенствования системы расчетов между контрагентами
3.1 Совершенствование управления дебиторской задолженностью 26
3.2 Совершенствование с целью максимальной прибыли 32
3.3 Расчет экономического эффекта предприятия 37
Заключение 40
Список литературы 41
Поэтому необходимо не только четко распределять функции между подразделениями, но и ясно описать их действия на всех этапах работы с проблемным клиентом.
Таблица 4 - Распределение функций исполнителей при работе с клиентами
Этап управления дебиторской задолженностью |
Действия подразделений по управлению дебиторской задолженностью |
Ответственное подразделение |
Установление срока оплаты в пределах действия договора |
Подписание договора |
Финансовый директор |
Выписывание счета на оплату |
Отдел сбыта | |
Отгрузка товара и сопровождение отгрузки (выписывание расходных накладных, получение подтверждения от клиента о получении товара в надлежащих количестве и качестве) |
Отдел сбыта | |
Напоминание о дате платежа (за три рабочих дня до окончания срока действия договора) |
Отдел сбыта | |
Контроль за просроченными платежами до 7 рабочих дней |
Выяснение причин задержки платежа |
Отдел сбыта |
Согласование графика погашения просроченной задолженности |
Финансовый отдел | |
Прекращение дальнейших отгрузок |
Коммерческий директор | |
Письменное уведомление о начале применения штрафных санкций |
Финансовый директор | |
от 7 до 30 рабочих дней |
Начисление штрафа |
Финансовый директор |
Ежедневные звонки с напоминанием о необходимости уплаты |
Отдел сбыта | |
Личная встреча с
руководителем или |
Коммерческий директор, | |
Письменное уведомление о подготовке к судебному разбирательству |
Юридическая служба | |
от 30 до 60 рабочих дней |
Повторная личная встреча
с руководителем или |
Начальник службы |
Официальная претензия (письменно) |
Юридическая служба | |
более 60 |
Подача иска в суд |
Юридическая служба |
Дополнительным стимулом, который может снизить количество проблемных задолженностей, является такая непопулярная мера, как установление зависимости между премиальными выплатами сотрудникам отдела сбыта и состоянием общей дебиторской задолженности в компании.
Несмотря на то, что в процессе оценки платежеспособности потенциального клиента, его надежности принимают участие все без исключения подразделения компании, именно специалисты отдела сбыта являются первым звеном в цепочке начала договорных отношений, они всегда обладают более достоверной и оперативной информацией о состоянии рынка, платежеспособности тех или иных контрагентов. Именно на основании информации, переданной отделом сбыта в иные подразделения компании, принимаются решения подписывать или не подписывать договоры на отсрочку платежа.
Не меньшую ответственность несет финансовый отдел компании, в обязанности которого входит проведение безошибочного анализа состояния общей дебиторской задолженности в целом по компании. Системные ошибки, которые могут быть допущены при этом, не менее опасны для деятельности компании, чем возникновение безнадежной задолженности из-за сбора неверной информации о потенциальных клиентах.
Учет и своевременный анализ
состояния дебиторской
В процессе управления дебиторской задолженностью используются такие методы, как предварительная оплата или аккредитивная форма оплаты; зачет требований; отсрочка платежа и кредитный лимит; новация; предоставление скидок; снижение стоимости поставленных товаров; прощение долга.
Для дебиторов с наибольшей степенью
риска следует применять
Предварительная оплата - наиболее выгодный для поставщика способ расчетов, так как он не только гарантирует полную оплату, но и позволяет использовать в обороте денежные средства покупателя до того времени, пока товар станет его собственностью. Для покупателя-плательщика, наоборот, этот метод расчета невыгоден, поскольку приводит к существенному отвлечению денежных средств из собственного оборота. Компромисс интересов чаще всего достигается путем предоставления ценовых скидок за предварительную оплату. Выигрыш поставщика состоит в том, что, получив выручку раньше обусловленного срока и используя ее в денежном обороте, он возмещает предоставленную скидку.
Несомненные преимущества поставщику дает аккредитивная форма расчетов. Аккредитив как условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, не нуждается в авале (поручительстве), гарантирует своевременность платежа при предъявлении необходимых документов по отгрузке (отпуску) товаров. Вместе с тем, как и при предоплате, при этой форме расчетов происходит отвлечение денежных средств покупателя, величина которого зависит от суммы сделки и срока действия аккредитива. Чаще всего расчеты с помощью аккредитивов используются при поставках по импорту и экспорту.
Достаточно эффективными, обеспечивающими сбалансированность дебиторской и кредиторской задолженности, являются расчеты между покупателями (потребителями) и поставщиками (подрядчиками), основанные на зачете взаимных требований по обоюдным поставкам. Использование этой формы расчетов должно быть обусловлено соответствующими договорами. Расчеты, основанные на зачете взаимных требований, могут быть как разовыми, так и постоянно действующими.
При проведении зачета взаимных требований необходимо:
- оформить акт сверки
- подтвердить первичными
- сверить величину
- оформить акт о взаимозачете,
который должен стать
При проведении взаимозачетов очень важно оформление первичных документов, обеспечивающий двойной контроль со стороны ответственных лиц. Важно иметь в виду, что взаимозачет налоговые органы могут классифицировать как товарообменную сделку.
В сложившейся экономической
На примере других компаний и установленных систем внутреннего контроля над дебиторской задолженностью разработана форма для оптимизации принятия управленческих решений. Данная форма учитывает все требования и критерии в совокупности и является обоснованием для отсрочки платежа и кредитного лимита. Основными критериями являются: срок договорных отношений, наличие просроченной задолженности, наличие или отсутствие отношений с дилерами и сетевыми компаниями. Форма может также предусматривать различные ограничения для оптовых и розничных клиентов.
Принципиальное отличие
Право на снижение договорной стоимости товаров предоставлено налогоплательщику российским законодательством (ст. ст. 1 и 421 ГК РФ). Сделать это можно в любой момент, в том числе и после поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для целей налогообложения снижение договорной стоимости повлечет уменьшение налоговой базы по НДС и налогу на прибыль.
На практике прощение долга применяется крайне редко, в основном в тех случаях, когда необходимо продать бизнес и в короткие сроки улучшить структуру баланса в целях повышения привлекательности компании для потенциальных покупателей. Согласно ст. 415 ГК РФ кредитор может освободить своего должника от обязательств. Причем решение принимается кредитором единолично и должно быть зафиксировано в дополнительном соглашении к договору. Прощение долга за приобретенный товар налоговые органы рассматривают как безвозмездную передачу имущественных прав, что влечет за собой значительные налоговые риски.
Таким образом, организация эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью позволит контролировать состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, снижать риск невозврата дебиторской задолженности и образования просроченной задолженности, своевременно определять потребность в дополнительных ресурсах для покрытия задолженности, вырабатывать рациональную политику предоставления кредитов, что приведет к улучшению финансового состояния предприятия.
3.2 Совершенствование управления дебиторской задолженностью с целью получения максимальной прибыли
В современной финансовой и коммерческой практике широкое распространение получила реализация товаров (работ, услуг) с отсрочкой платежа (т. е. в кредит). В результате таких операций на счетах предприятия формируется дебиторская задолженность. Предприятию важно не допустить чрезмерного инвестирования (замораживания) своих денежных средств в дебиторскую задолженность. В противном случае это может привести к излишнему отвлечению финансовых средств, снижению уровня платежеспособности предприятия, увеличению расходов по взысканию долгов и, как следствие, снижению рентабельности оборотных средств и используемого капитала.
Особую актуальность приобретает вопрос об эффективном управлении дебиторской задолженностью, цель которого – оптимизация ее общей величины и обеспечение ее своевременного погашения.
Значимым инструментом управления дебиторской задолженностью является кредитная политика предприятия.
Предлагаемая структура кредитной политики выглядит следующим образом.
1) Цель кредитной политики.
Разрабатывается и устанавливается предприятием самостоятельно. Стратегическая цель нашего предприятия — завоевание рыночной ниши, то цель кредитной политики заключаться в построении надежных взаимоотношений с клиентами и сборе (изъятии) задолженности, при этом торговые отношения не должны подвергаться опасности.
2) Тип кредитной политики.
В зависимости от жесткости условий кредитования и взимания платежей выделяют 3 типа кредитной политики: агрессивную, консервативную и умеренную. При выборе оптимальной кредитной политики предприятие должно постоянно сравнивать потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления торговых кредитов, а также с риском возможной потери платежеспособности.
3) Стандарты оценки покупателей.
Покупатели продукции и (или) услуг предприятия имеют различные возможности относительно объемов закупок и своевременности оплаты. Необходимо разработать алгоритм оценки покупателей и определить индивидуальные условия коммерческого кредитования для каждого из них. Этот алгоритм, в свою очередь, включает следующие этапы:
4) Подразделения,
задействованные в управлении
дебиторской задолженностью. Следует
разграничить полномочия и
5) Действия персонала на предприятии.
В данном разделе прописываются действия сотрудников, занятых в управлении дебиторской задолженностью. (таблица )
6) Формы документов,
используемых в процессе
Количественные элементы. Основными количественными элементами кредитной политики, которые устанавливаются в разделе 3 «Стандарты оценки покупателей», являются:
Информация о работе Совершенствование системы расчетов организации с контрагентами