Совершенствование учета готовой продукции растениеводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Задачами бухгалтерского учета продукции в растениеводстве является:
1. правильное, своевременное и полное документальное оформление операций, отражающих движение продукции;
2. строгое ведение складского учета и складского хозяйства с целью контроля за сохранностью продукции в местах их хранения и на стадиях производства;

Файлы: 1 файл

почти готовый.docx

— 119.97 Кб (Скачать файл)

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.03.2011 № 46 признано утратившим силу постановление  Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 "Об утверждении  Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов", что главным образом уменьшит количество обязательных документов при  применении механизма ценообразования  в стране, упростит бухгалтерский  учет и, разумеется, повысит персональную ответственность производителей и  продавцов за практику применения цен. Однако есть и определенные трудности. Д. Карцевич [13] рассматривает порядок ценообразования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым им следует руководствоваться с 14 апреля 2011 г. - даты, с которой утратила силу Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183. В. Статкевичем [28] рассмотрены особенности ценообразования обеими сторонами договора при переработке сырья на давальческих условиях после отмены Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов.

Предприятие, выпускающее  готовую продукцию, обязано вести  бухгалтерский учет отгруженной  и реализованной продукции и  оценивать ее по фактической себестоимости. В. Прохожая [27] рассматривает основные методы бухгалтерского учета отгруженной и реализованной продукции.

Качество продукции  является одним из важнейших критериев  эффективности производства. Поэтому  дальнейшему его повышению, особенно в условиях перехода к рыночным отношениям, уделяется большое внимание.

Общие правила приемки товаров  закреплены постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 "Об утверждении Положения о приемке  товаров по количеству и качеству" [24]. В. Добронравовым и О. Загорской [10] рассмотрены некоторые вопросы, вызывающие определенные трудности при приемке товара, в частности при выявлении недостачи товара или его ненадлежащем качестве.

Общие правила приемки товаров  закреплены в Положении о приемке  товаров по количеству и качеству, утвержденном постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 [24]. В соответствии с пунктом 2 статьи 483 Гражданского кодекса Республики Беларусь покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров. Однако, заключая договор, стороны вправе предусмотреть свои правила приемки. О том, как правильно осуществить приемку товаров, пишет М. Новицкая [21].

Перечень химических и биологических  веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и  пищевых продуктов (за исключением  продукции собственного производства организаций общественного питания), материалов и изделий, применяемых  для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья  и пищевых продуктов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической  экспертизе, утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.01.2009 № 9. Акт государственной санитарно-гигиенической экспертизы является одним из документов, подтверждающих качество товара. Обязанность по проведению такой экспертизы введена с целью подтверждения качества и безопасности товаров, а ответственность за ее нарушение установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. О том, что изменилось в вопросах ответственности с принятием Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 98-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности", пишет М. Денисюк [9].

Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского  хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения  Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 15.06.2009 № 35/38/68/27 в новой  редакции изложено постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения  Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 № 28/35/38/27 «О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках». Г. Богомолов [5] анализирует нововведения в сфере защиты здоровья граждан.

Для автоматизации информации о качестве сельскохозяйственной продукции  предлагают организовать поэтапно-партионную систему контроля, при которой на каждую партию продукции растениеводства открывают специальную карточку, в ней наряду с названием продукции, ее массой, номером поля (участка, культивационного сооружения, фермы и т.д.) обязательно отмечают показатели качества продукции в разрезе этапов движения. Карточки заполняют в одном экземпляре. Материально-ответственные лица передают их вместе с продукцией и несут материальную ответственность за количество и качество принятой продукции. При этом практически исключается возможность преднамеренного искажения уровня качества продукции в соответствии с Положением [24]. По мнению ряда авторов при поэтапно-позиционной системе контроля одинаково невыгодно завышать потребительские свойства принятой продукции, ибо в дальнейшем при ее передаче другому работнику придется отвечать рублем за ухудшение качества, так и занижать их, поскольку это ставит в невыгодное положение предыдущего смежника, и, вряд ли он с этим согласится.

Необходимым условием рациональной организации первичного учета на предприятии является наличие первичных документов [29]. По мнению О. Левкович, И. Бурцевой и В. Лемеш [18] основным направлением должно стать внедрение первичной документации, предусматривающей накапливание и группировку затрат по калькуляционным статьям. Это позволит непосредственно в самих документах получать необходимую информацию за соответствующий период без дополнительных, трудоемких выборок. Кроме того, такие документы в большей степени соответствуют требованиям автоматизации учета.

Множество данных первичного учета, многообразие форм документов создают  значительные трудности при ведении  работы на первой стадии учетного процесса. Совершенствование первичных документов должно способствовать сокращению трудовых затрат на их составление и обработку, экономии бумаги. Основными критериями оценки состояния учета следует  считать простоту, экономичность, целесообразность и эффективность использования  его информации, что не в полной мере обеспечивается действующей системой его организации на сельхозпредприятиях  в соответствии с Положением [24].

В соответствии с действующим  в настоящее время законодательством  при отгрузке продукции растениеводства  со складов применяются товарно-транспортные и товарные накладные, которые изготовляются комплектностью до шести экземпляров в соответствии с утвержденным порядком их применения. В то же время на практике возникают вопросы, вызванные изменением законодательства, и специфические ситуации по заполнению данных первичных документов, не оговоренные и не урегулированные нормативными актами, что часто приводит к неправильному оприходованию материальных ценностей не соответствующих требованиям инструкции по их инвентаризации, отмечает Н. Кондакова [16]. Указ Президента РБ О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" предусматривает большой размер штрафных санкций за нарушение порядка составления (оформления) накладных - до 10% сумм денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах поэтому бухгалтерам необходимо более внимательно подходить к оформлению и оприходованию материальных ценностей по ТТН-1 и ТН-2 в соответствии с утвержденным порядком их применения.

Своевременное оформление хозяйственных операций документами  способствует усилению контроля за сохранностью материальных ресурсов и денежных средств. Они являются основой для проведения, инвентаризаций и ревизий, для последующего контроля за законным и целевым использованием хозяйственных средств. Документы служат и средством оперативного управления производством. С их помощью осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за хозяйственной деятельностью предприятия. Ответственность за достоверность содержащихся в документах данных несут должностные лица, подписавшие документ в соответствии с утвержденным порядком применения ТТН-1 и ТН-2.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 утверждены новые типовые формы первичных  учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная", ТН-2 "Товарная накладная" и Инструкция по заполнению типовых  форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная". Т. Алейниковой [3-4] рассмотрен порядок заполнения накладных и отражение операций получения и реализации товаров с учетом и без учета торговых и оптовых скидок.

Основным документом, устанавливающим  правила оформления товарно-транспортных накладных (ТТН-1) и товарных накладных (ТН-2), является Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных  документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" И ТН-2 "Товарная накладная", утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192, вступившая в силу с 1 мая 2009 г. Р. Юденко [34] рассмотрены особенности правильного отражения цен при предоставлении покупателю скидок с отпускных цен; при предоставлении оптовым организациям торговли оптовых скидок; при реализации товара по фиксированным розничным ценам.

В условиях мирового экономического кризиса усиливается и конкуренция. Одним из самых распространенных способов привлечения покупателя является, формирование системы скидок на реализуемые  товары. О порядке установления скидок, а также их отражения в бухучете, пишет Т. Ветрова [7].

Поступающие в бухгалтерию  документы подвергаются формально-правовой проверке и проверке реальности отраженных в них хозяйственных операций. Формально-правовая проверка документов предполагает: проверку соблюдения установленных  правил оформления документов; подлинности  документов и содержащихся в них  реквизитов и записей; арифметическую проверку; нормативную, отмечает Н. Тебекина [30]. Соблюдение установленных правил составления и оформления документов обеспечивает формирование реальной учетной информации о хозяйственных процессах, наличии и использовании хозяйственных средств и источников их образования, а также препятствует совершению хищений. Нарушения правил составления и оформления документов носят различный характер и совершаются по разным причинам, в том числе нередко в преступных целях. Поэтому следует выявлять все случаи нарушения установленных правил составления и оформления документов.

В. Александрова [2] указывает, что приходные документы составляются в день поступления продукции и материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, 
наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы. Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные и хозяйственные нужды, реализацию на сторону излишних материалов. К ним относятся: лимитно – заборные карты, требования-накладные. .

Р.А. Алборов [1] считает наиболее прогрессивным и рациональным методом учета продукции растениеводства оперативно бухгалтерский (сальдовый). Возможны также количественно-суммовой метод и с помощью отчетов материально ответственных лиц.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:

1)оперативность и бухгалтерская  достоверность количественного  учета на складе при помощи  карточек складского учета, которые  ведутся материально ответственными  лицами;

2)систематический контроль  работников бухгалтерии непосредственно  на складе за правильным и  своевременным документированием  операций по движению материалов  и ведением складского учета  материалов; предоставление бухгалтерам  права проверки соответствия  фактических остатков материалов  в натуре данным текущего складского  учета;

3)осуществление бухгалтерией  учета движения материалов только  в денежном выражении по учетным  ценам и по фактической себестоимости  в разрезе групп материалов  и мест их хранения.

4)систематическое подтверждение  (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.'

В. Добронравовов и О. Загорской [10] высказывают свою точку зрения о необходимости применения специализированных форм документов. Они считают, что в специализированных формах товарно-транспортных накладных при реализации продукции растениеводства не указываются стоимостные показатели по реализуемой продукции. Следует обращать внимание на качественные показатели сдаваемой продукции, так как они влияют на сумму оплаты за нее. Я не согласна с мнением В. Добронравовова и 0. Загорской [10] в том, что только качественные показатели должны содержаться в специализированных формах товарно-транспортных накладных при реализации продукции растениеводства. Для получения полной и достоверной информации о реализации продукции растениеводства в товарно-транспортных накладных должны присутствовать как качественные, так и количественные показатели.

В целях совершенствования  А. Н. Сушкевич и В. Н. Сушкевич [29] предлагают некоторые формы документов объединить, исключить ненужную повторяемость реквизитов, а отдельные из них просто убрать из документооборота как ненужные. Для форм первичных документов, получивших статус типовых, а также документов строгой отчетности, должен составляться специализированный альбом. Эти формы должны отдельно утверждаться.

Реализация продукции  растениеводства также является одним из важных моментов в бухгалтерском  учете. Рекомендуется отпуск продукции  растениеводства покупателю при  ее доставке автотранспортом оформлять  товарно-транспортной накладной формы  № ТТН-1.

Новацией на данном участке  учета является предложение М. Новицкой [21] о договоре поставки. Теперь, договор поставки помимо Гражданского кодекса РБ регулируется специальными актами, к которым относится и Положение о приемке товаров по количеству и качеству [24]. Договор поставки имеет видовые особенности, которые отражают специфику отношений по поставке продукции растениеводства. К таким особенностям относят: во-первых, состав сторон договора (правовой статус поставщика); во-вторых, цель использования поставляемой продукции растениеводства; в-третьих, срок исполнения. Отдельным пунктом выделены существенные условия договора поставки. Это условия о предмете договора, количестве продукции растениеводства, ее качестве.

Информация о работе Совершенствование учета готовой продукции растениеводства