Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ТОО «ПСК Алау ЛТД»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:00, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
- раскрыть понятие, способы оценки и виды погашения дебиторской задолженности;
- изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями, и его особенности;
- рассмотреть действующую практику учета расчетов с покупателями и заказчиками на ТОО «ПСК Алау ЛТД»
Предметом исследования является действующая практика бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ТОО «ПСК Алау ЛТД».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………..5
1.2 Основные виды дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.…………………………………….....11
1.3. Порядок отражения расчетов с покупателями и заказчиками в бухгалтерском учете.…………………………………….....11
2. Анализ финансового состояния и анализ дебиторской задолженности предприятия ТОО «ПСК Алау ЛТД» ………………………………………………………………………………19
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия ТОО «ПСК Алау ЛТД» ………………………………………………………………………21
2.2 Постановка учета дебиторской задолженности на предприятии ТОО «ПСК Алау ЛТД» ………………………………………………………………………….…22
2.3. Анализ дебиторской задолженности покупателей и заказчиков на предприятии ТОО «ПСК Алау ЛТД»…………………………………………………………………..…21
3. Пути совершенствования учета расчетов с покупателями
и заказчиками.…………………………………..…….39
3.1 Совершенствование форм и видов расчетов ТОО «ПСК Алау ЛТД»…………………………….………45
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ТОО «ПСК Алау ЛТД»……………..55

Заключение……………………………………………………..………….59
Список использованной литературы …………….

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 216.41 Кб (Скачать файл)

       Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

               УСТЬ-КАМЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

                             УНИВЕРСИТЕТ им. Д. СЕРИКБАЕВА 

 

 

 

                                                   Гуслякова М.В.

 

 

Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками

                          (на примере ТОО «ПСК Алау ЛТД»)

                                              ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

                        специальность 050508 – Учет и аудит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Алматы 2013

 

                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………..5

1.1 Понятие и сущность  расчетов с покупателями и  заказчиками…………………………………………………..5

1.2 Основные виды дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.…………………………………….....11

1.3. Порядок отражения расчетов с покупателями и заказчиками в бухгалтерском учете.…………………………………….....11

2. Анализ финансового  состояния и анализ дебиторской  задолженности предприятия ТОО «ПСК Алау ЛТД» ………………………………………………………………………………19

2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия ТОО «ПСК Алау ЛТД» ………………………………………………………………………21

2.2 Постановка учета дебиторской задолженности на предприятии ТОО «ПСК Алау ЛТД» ………………………………………………………………………….…22

2.3. Анализ  дебиторской задолженности покупателей и заказчиков на предприятии ТОО «ПСК Алау ЛТД»…………………………………………………………………..…21

3. Пути совершенствования учета расчетов с покупателями  
и заказчиками.…………………………………..…….39

3.1 Совершенствование форм и видов расчетов ТОО «ПСК Алау ЛТД»…………………………….………45

3.2 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ТОО «ПСК Алау ЛТД»……………..55

 

Заключение……………………………………………………..………….59

Список использованной литературы ……………......……….……..……60

Приложения……………......……….……..……6

 

                                          

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

 

 

      Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями – за купленные ими товары, с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.

       Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

      Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

     Актуальность темы заключается в том, что в рыночной экономике экономические субъекты (предприятия, организации) в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности ежедневно сталкиваются с разными видами расчётов. Также значимость данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы предприятия. Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетные отношения. При этом любая организация может выступать как дебитором, так и кредитором. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов имеет большое значение в успешной работе предприятия. Так что каждому бухгалтеру и аудитору просто необходимо знать и уметь правильно отражать операции по расчётам с дебиторами и кредиторами в бухгалтерском учёте в соответствии с законодательством, учитывать все нюансы, которые могут возникнуть при этом.  Целью работы является исследование вопросов  учета расчетов с покупателями и заказчиками. В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:

     - раскрыть понятие, способы оценки и виды погашения дебиторской задолженности;

     -  изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями, и его особенности;

     -  рассмотреть действующую практику учета расчетов с покупателями и заказчиками на ТОО «ПСК Алау ЛТД»

     Предметом исследования является действующая практика бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ТОО «ПСК Алау ЛТД».

     Объектом исследования послужили практические материалы бухгалтерского учета на предприятии ТОО «ПСК Алау ЛТД». Основной вид деятельности анализируемого предприятия ТОО «ПСК Алау ЛТД» – строительство и газоснабжение. Зарегистрировано 15 октября 2001 года. Деятельность ТОО строится на основании Гражданского кодекса Республики Казахстан, а также на основании Устава. Кроме основного вида деятельности ТОО «ПСК Алау ЛТД» ведет торгово-посредническую деятельность.

Информационная  база исследования: при работе над исследованием совершенствования учета расчетов на предприятии использованы данные финансовой отчетности и другие нормативно-правовые документы ТОО «ПСК Алау ЛТД» по учёту. Теоретическая значимость дипломной работы состоит в оптимизации и эффективности работы предприятия, управленческого персонала, основанной на новых подходах к учету и контролю расчетов с покупателями и заказчиками. Приводится анализ и пути совершенствования системы учета расчетов с покупателями и заказчиками. Характеристика глав. Дипломная работа состоит из трех глав, первая из которых носит теоретическо-методологический характер. В ней излагаются теоретические основы построения бухгалтерского учёта и экономического анализа расчётов с покупателями и заказчиками.

Содержание второй главы носит практический характер. Это самостоятельный экономический, правовой, финансовый и статистический анализ собранного материала, финансового состояния предприятия «ПСК Алау ЛТД»,  где так же раскрывается экономическая сущность расчётов покупателями и заказчиками.

В третьей главе дипломной  работы сделаны выводы и приводятся предложения по совершенствованию бухгалтерского учёта и контроля расчётов с покупателями и заказчиками.

Работа выполнена на 58 страницах основного текста, содержит 1 рисунок, 16 таблиц и список использованной литературы из 30 наименований.

         Дебиторская задолженность является бухгалтерским показателем, отраженным в бухгалтерском учете, как долг контрагента, возникший по разным обстоятельствам. Как правило, этот долг возникает вследствие проведенной финансово-хозяйственной операции, связанной с движением материальных запасов, оказанием услуг или выполнением работ, а также неплатежей и задолженностей юридических и физических лиц.

        Все субъекты, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет.  
      В организации бухгалтерского учета важную роль играют общепринятые принципы, выражающие основные положения изучаемой теории. Они могут быть закреплены в законодательном порядке или сформулированы и рекомендованы профессиональными бухгалтерскими организациями на основании теории и практики учета, правовых прецедентов и хозяйственных традиций. Принципы служат основой общей концепции бухгалтерского учета, помогают разрабатывать его стандарты в интересах пользователей финансовой отчетности. 
      Финансовая устойчивость любого предприятия, производящего продукцию (выполняющего работы, оказывающего услуги), определяется платежеспособностью его покупателей, т.е. возможностью предприятия своевременно и в полном объеме получить плату за отгруженную покупателям продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).  
В соответствии со стандартом бухгалтерского учета 5 «Доход» в основу учета задолженности покупателей положен принцип начисления, который предусматривает отражение в бухгалтерском учете и финансовой отчетности доходов от реализации товарно-материальных запасов с момента перехода права собственности на них от продавца к покупателю, независимо от момента поступления платежей.

    Практика расчетов предполагает, что часть счетов оплачивается в установленные сроки, другая часть погашается с некоторыми отступлениями от установленных договорами (контрактами) сроков и остальная часть образует безнадежную к взысканию дебиторскую задолженность.

       Рост дебиторской задолженности, и особенно ее сомнительной к полному истребованию части, приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств и, как правило, чем больше срок со дня возникновения задолженности, тем проблематичнее ее получение. Своевременное получение дебиторской задолженности — необходимое условие обеспечения благоприятного финансового состояния предприятия. Согласно ст. 14 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», оценка активов — это метод определения денежных сумм, по которым активы признаются и фиксируются в финансовой отчетности.

Необходимо иметь в  виду, что дебиторская задолженность, как реальный актив играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками

1.1 Понятие и сущность  расчетов с покупателями и  заказчиками

 

Под дебиторской задолженностью понимают выраженные в денежной форме  обязательства отдельных граждан, организаций и прочих дебиторов  перед данным предприятием. Дебиторская  задолженность возникает в результате совершения хозяйственных операций, обычно при реализации товаров, продукции, работ, услуг.

     Наличие на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженностей является тревожным фактором. При увеличении валюты баланса они одновременно ухудшают финансовые показатели деятельности предприятия, такие как ликвидность, независимость и платежеспособность.

     Дебиторская задолженность является одной из статей, которая может быть получена в течение одного года от отчетной даты, т.е.:

    - авансовые платежи за покупку текущих активов;

    - счета к получению - о наиболее крупных покупателях и заказчиках, а также наиболее существенных суммах по расчетным документам, предъявленным покупателям и заказчикам и принятых к оплате банком за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги, о наиболее крупных покупателях и заказчиках и существенных суммах долгосрочной дебиторской задолженности, обеспеченной полученными векселями;

     - дебиторская задолженность в результате внутригрупповых операций между основным хозяйственным товариществом и его дочерними товариществами - о наиболее существенных суммах долгосрочной дебиторской задолженности между основным и дочерними хозяйственными товариществами;

     - дебиторская задолженность должностных лиц акционерного общества;

     -  прочая дебиторская задолженность.[1]

     В текущие активы дебиторская задолженность может быть включена полностью, если сумма, которая не будет получена в течение одного года, раскрыта. Наряду с этим дебиторская задолженность, числящаяся более года, в составе долгосрочных активов также может быть включена в статью «Долгосрочная дебиторская задолженность».

     Возникновение дебиторской задолженности по счетам к получению обусловлено принятой методикой признания дохода - методом начисления, когда доходом считается не получение платежей, а возникновение прав на них. Согласно ст. 178 части 1 Гражданского кодекса РК общий срок исковой давности устанавливается в три года. По истечении трех лет числящаяся в бухгалтерском учете долгосрочная дебиторская задолженность может быть отнесена на расходы, и в течение двух лет учитываться на забалансовых счетах.[2]

Информация о работе Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ТОО «ПСК Алау ЛТД»)