Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 21:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование литературных, законодательных и нормативных источников в области оплаты труда, а также практики работы ОАО «Березовский моторемонтный завод» и разработка рекомендаций по совершенствованию учетной работы начисления и выплаты заработной платы.
Если заглянуть в историю компьютеризации, то первым участком, который автоматизировали на предприятиях еще в давние советские времена (сначала на больших ЭВМ, а затем на ПК), являлся требующий большего напряжения сил учет труда и заработной платы. Однако на подавляющем большинстве отечественных предприятий функции автоматической системы бухгалтерского учета (АСБУ) используются не в полном объеме. Это вызвано не только психологическим фактором нежелательного глобальных изменений в повседневной работе учетных работников, но и сложностью, ответственностью выполнения операций по настройке систем автоматизации. Совершенствование «зарплатной» подсистемы АСБУ является неотъемлемым фактором повышения эффективности не только учета оплаты труда, но и бухгалтерского учета в целом.
Сегодня уже совершенно нерационально приобретать отдельные пакеты, которые не имеют средств интеграции в единую информационную структуру общей системы автоматизации [31, с. 41].
Требования к современной автоматизированной системе заработной платы представлены на рисунке 3.1.
Современная рациональная автоматизированная система учета заработной платы должна соответствовать следующим требованиям:
1. Тесная связь с развитой кадровой подсистемой: уж слишком много у них общих данных, а дважды вводить одну и ту же информацию в разные базы просто невыгодно. На основе введенных данных службой кадров, у бухгалтера-расчетчика нет необходимости дублировать ввод данных по кадровому составу предприятия, что сокращает затраты времени на обработку данных.
Еще одной функцией, которая относится к обеим подсистемам (кадровой и зарплатной), является ведение табеля. Наиболее рациональным методом использования программ расчета зарплаты, на наш взгляд, является сетевая эксплуатация, когда табельщики подразделений с помощью компьютеров ежедневно вводят информацию об отработанных часах, а также данные об отпусках, больничных, простое и прочую соответствующую информацию. Однако графики работы нужны не только для этого. На их основании вычисляются для каждой категории нормативные фонды рабочего времени в текущем расчетном месяце, а по этим фондам в случае, скажем, невыходов сотрудника на работу в соответствующей пропорции начисляется его месячный оклад. Такой подход необходим, к примеру, для непрерывного производства со скользящим графиком работы (скажем, сутки через трое).
Рисунок 3.1 Требования к современной рациональной автоматизированной системе учета заработной платы
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
2. Стыковка с подсистемой
подготовки первичных
3. Возможность быстрой
разноски данных из свода
4. Многообразие выходных форм (расчетно-платежных ведомостей, личных счетов, сводов в разрезе аналитического и синтетического учета).
5. Простота и гибкость расчета налогов и отчислений из заработной платы. Пожалуй, самым трудным в работе бухгалтера-расчетчика является правильное исчисление платежей в бюджетные и внебюджетные фонды. Причем состав фонда заработной платы для исчисления каждого вида налогов и отчислений различен. Современная АСБУ оплаты труда должна максимально соответствовать налоговому законодательству и давать возможность пользователю легко корректировать ФЗП и прочие выплаты подлежащие налогообложению. Желательно, что бы выходные формы предусматривали и налоговые декларации и расчеты по данным налогам и отчислениям.
6. Формирование отчетных показателей по использованию рабочего времени и фонда заработной платы, соответствующие данным в статистической отчетности (средняя численность списочного и несписочного состава, среднемесячная заработная плата, количество отработанных часов разными категориями персонала и т.п.).
7. Интеграция в единую информационную структуру с целью усиления контроля со стороны администрации. АСБУ дают в руки администрации широкий набор аналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельность предприятия. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так, результаты обычного сопоставления фактических значений использования фонда рабочего времени и заработной платы с плановыми поступают к администрации более регулярно в условиях автоматизированной системы учета.
Полностью реконфигурируемые системы относят к классу «Бухгалтерский конструктор». Такие системы, предполагают широкие возможности адаптации к конкретным условиям учета и дополнительным требованиям бухгалтера. Так, пользователь может не только задавать алгоритмы расчетов, проектировать новые отчеты, но и формировать систему меню, линейки инструментов, определять новые типы документов, изменять экранные формы ввода информации, структуры данных и правила их обработки, определять порядок составления проводок для новых типов документов. Типичными представителями данного класса являются программные продукты московской фирмы «1С: Зарплата и Кадры».
Так же на рынке информационных технологий Республики Беларусь представлены такие программы, как «Бэст», «Анжелика», «Эконет», «Ветразь», «Галактика» и т.д [26, c. 29].
В настоящее время, в условиях часто меняющегося и совершенствуемого законодательства, важным моментом в работе любого бухгалтера, в том числе бухгалтера-расчетчика, является доступность и своевременное получение информации. Эту функцию эффективно выполняют справочные правовые системы.
Справочные автоматизированные правовые системы (САПС) являются ныне составной частью информационного компьютерного обеспечения деятельности бухгалтерских, юридических и других подразделений организаций. Благодаря использованию САПС специалисты могут в любой момент найти нужный правовой акт, получить консультации и разъяснения по вопросам применения законодательства, ознакомиться с примерами отражения различных хозяйственных ситуаций в бухгалтерском учёте, заполнить на компьютере формы отчётности или найти бланк нужного документа. САПС позволяет до минимума сократить время на поиск необходимой информации [20, с.15].
В то же время, САПС предназначены не только для решения ежедневных практических задач по поиску отдельных документов или консультаций. С помощью этих систем можно правильно и достоверно вести учёт, принимать ответственные решения на основе полученной информации, а также успешно защищать свои интересы в различных инстанциях, будь то налоговая инспекция или арбитражный суд. Поэтому справочные правовые системы являются профессиональным инструментом для специалистов, и от качества и надёжности этого инструмента в конечном счёте зависит эффективность вашей работы.
САПС обладают широкими возможностями по поиску документов и различными функциями по дальнейшей работе с ними. Документы можно искать по реквизитам. тематике, принявшему органу, по названию, по различным словам и словосочетаниям из текста, по ситуации и т. д. По результатам поиска система формирует список найденных документов. Для удобства пользователей предусмотрены различные функции по работе с документами. Например, в текстах документов можно проставлять закладки. чтобы затем быстро вернуться к нужному фрагменту нажатием одной клавиши тексты можно копировать в Word. С помощью функции создания папок пользователь может сохранять выбранные документы в папки и формировать собственные подборки по нужной тематике.
Как уже не раз отмечалось в ходе написания данной курсовой работы, расчет налогов и отчислений из заработной платы наиболее сложный и трудоемкий участок в учете оплаты труда. При начислениях и выплатах доходов работникам организации бухгалтер производит расчет различных налоговых платежей и отчислений. Согласно законодательным актам от сумм заработка работников исчисляют отчисления в ФСЗН, отчисления на страхование от несчастных случаев, подоходный налог и др. Следует отметить, что базой для этих исчислений определяют разные нормативные документы многих ведомств (Министерство налогов и сборов, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белгосстрах и др.). Кроме того, Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Минстата РБ от 17.09.2001 № 80 и согласованной с Минтрудом и Минэкономики РБ, определен перечень выплат, включаемых в состав фонда заработной платы в целях статотчетности. В основном перечни всех перечисленных выплат совпадают, но в каждом из них есть свои незначительные особенности, которые только усложняют учет и расчеты этих налогов. Каждый налог имеет свою экономическую природу, свою базу, свой процент изъятия.
На основании изложенного, одним из направлений совершенствования учета оплаты труда, можно предложить унифицировать перечень выплат из доходов работников для исчисления налогов и отчислений из заработной платы.
В то же время, этот вопрос находится в компетенции законодательных органов, поэтому, в настоящее время, на уровне повышения эффективности организации бухгалтерского учета оплаты труда на предприятиях, можно предложить ранее перечисленные:
- совершенствование автоматизированной системы бухгалтерского учета расчетов по оплате труда,
- внедрение справочных
правовых автоматизированных
- постоянную работу по повышению квалификации кадров бухгалтерских служб и т.п.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие основные выводы и заключения.
Заработная плата – это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или в натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время
Заработная плата подразделяется на два вида: основную и дополнительную.
В настоящее время традиционными формами оплаты труда являются повременная и сдельная, довольно широко используемые в практике предприятий.
Задачами бухгалтерского учета труда и заработной платы на предприятиях являются:
Бухгалтерский учет оплаты труда в ОАО «Березовский моторемонтный завод» организован в соответствии с данными требованиями. Используя автоматизированную систему бухгалтерского учета, в том числе и учет труда и заработной платы, бухгалтерия организации производит начисление заработной платы, удержания и отчисления от фонда оплаты труда в соответствии с действующим трудовым и налоговым законодательством.
В ОАО «Березовский моторемонтный завод» осуществляется строгий контроль за использованием фонда заработной платы и выплатами, не включаемыми в него. Необходимость такого контроля обусловлена тем, что большая часть фонда заработной платы включается в себестоимость продукции, работ, услуг и влияет на размер получаемой организацией прибыли. Кроме того, фонд заработной платы является базой для исчисления взносов в Фонд социальной защиты населения и некоторых налогов в бюджет.
Для более эффективного выполнения поставленных задач, постоянно возникает необходимость в совершенствовании организации учета оплаты труда. Этому способствует:
- совершенствование автоматизированной системы бухгалтерского учета расчетов по оплате труда,
- внедрение справочных правовых автоматизированных систем,
- постоянная работа по повышению квалификации кадров бухгалтерских служб
- проводить анализ заработной платы в организации под непосредственным контролем руководителя предприятия.
В ходе проведенного исследования установлено, что бухгалтерский учет расчетов по оплате труда в ОАО «Березовский моторемонтный завод» ведется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими действующими нормативно-правовыми актами.
Информация о работе Совершенствования учетной работы начисления и выплаты заработной платы