Современное состояние и предупреждение легализации (отмывания) денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломной работы. Тема "Современное состояние и предупреждение легализации (отмывания) денежных средств", приобрела актуальность в связи со значительным объемом криминальных инвестиций, проникающих в легальную экономику нашей страны. Существенное место занимают преступления экономической направленности как наиболее выгодные, приносящие немалый доход. Преступные посягательства, заставляют органы власти предпринимать решительные, а порой и кардинальные меры для воздействия на расширяющиеся масштабы криминальных явлений. В настоящее время усилия правительства и законодателя, направлены на уменьшение объёма преступных проявлений.

Файлы: 1 файл

диплом....docx

— 133.91 Кб (Скачать файл)

Полученные данные позволяют проследить изменения в образовательном уровне лиц, совершающих преступления рассматриваемого вида. Если в 1997г. большую часть преступлений совершили лица, имеющие общее среднее образование, - 65,3% (высшее образование всего 7,7%), то в 1998 г. образовательный уровень повысился и доля лиц, имеющих высшее образование, составила 30,2% от общего числа лиц, показатель доли лиц, имеющих общее среднее образование, понизился до 40,6%. В последующие годы данная тенденция сохранялась, вырос интеллектуальный уровень деятельности лиц, избравших экономику объектом своей противоправной деятельности15.      

Изучение лиц, совершающих рассматриваемые преступные деяния, позволяет сделать вывод, что невозможно дать их целостную психологическую характеристику, так как процесс легализации (отмывания) совершается в абсолютно различных сегментах экономической деятельности, каждый из которых имеет свою специфику (например, существенно отличаются внешнеэкономическая деятельность и сфера потребительского рынка). Кроме того, существенно различаются характеристики лиц, располагающих полномочиями относительно проведения финансовых операций и иных сделок, и лиц, не располагающих такими полномочиями. Кроме того, денежные средства или иное имущество могут быть получены в результате совершения преступления общеуголовного характера (убийства, насильственные посягательства, кража, грабежи разбои и т.п.).

Выборочные исследования показывают большие расхождения между статистическими и фактическими данными об изучаемом виде преступности. Большая часть данных об этих преступлениях и лицах, их совершающих, в уголовную статистику не попадает. Исследования личности преступников, совершающих легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, позволяют сделать вывод о том, что невозможно говорить о них, как об особой разновидности преступников, так как их характеристики, по ключевым параметрам являются типичными для лиц, совершающих экономические преступления16.

Личность преступника, легализующего (отмывающего) денежные средства можно выделит  на следующие группы:

- К первой группе относятся  руководители предприятий, учреждений, организаций, ответственные работники  банков и иных кредитных организаций. Отличительной чертой данной  категории субъектов заключается  в том, что эти лица обладают  высоким уровнем профессионализма  в банковской ( финансовой) сфере. Это  позволяет им не просто давать  советы или рекомендации, но и, опираясь на свои знания и  опыт, фактически организовать весь  процесс легализации ( отмывании) денежных  средств. Обычно они имеют опыт  работы в банковских, бухгалтерских, предпринимательских сферах, одно  или несколько высших образований ( как правило, юридическое или  экономическое), хорошо ориентируются  в действующем законодательстве. Именно они  становятся сторонами  в по сделкам и финансовым  операциям. Вместе с тем, наделенные  правами управления людьми и  распоряжения денежными средствами, руководители разного уровня  обладают возможностью, путем дачи  подчиненным соответствующих указаний, реализовать операции по легализации ( отмывании) денежных средств, формально  лично не участвуя в процессе  совершения преступления17.

- Вторая группа представлена  рядовыми работниками, а также  лицами, не являющимися сторонами  по сделкам, но, в силу требований  закона, обязанных совершать определенные  действия для придания сделки  установленной законом формы (нотариусы, работники регистрационных органов). Их можно назвать «вспомогательным  звеном». Несмотря на значительность  занимаемого ими положения, такие  работники тоже играют заметную  роль в осуществлении преступной  деятельности легализации   (отмывании) денежных средств. Поскольку при  отмывании подобного имущества  самой рискованной деятельность  является ввод активов в легальный  оборот ( большую роль в легализации  криминальных доходов играют банки), то обычно рядовые банков просто незаменимы  в  процессе реализации преступного умысла).

- Третью группу лиц, с  помощью которых может совершаться  легализации (отмывании) денежных средств, так называемые « преступники- интеллектуалы», использующие возможности  компьютерной техники для введения  денежных средств, в гражданский  оборот. Для этой категории лиц, участвующих в совершении рассматриваемого  вида преступления, характерны высокий  профессионализм и, как правило, отсутствие уголовного прошлого.

- Особенную группу субъектов  преступления составляют лица, профессионально  занимающиеся легализации (отмывании) денежных средств. Наличие данной  категории лиц характерно для  оффшоров.  Речь идет об использовании  для целей преступной легализации  услуг специальных брокеров и  агентов, занимающихся поиском лиц, намеревающихся легализовать средства  в данной оффшорной зоне18. Эти же лица часто выступают в качестве посредников при открытии счетов, трастов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Предупреждение  легализации (отмывании) денежных средств.

Законодательство Кыргызской Республики  о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, формировалось под влиянием международных стандартов в области деятельности по выявлению, изъятию и конфискации денежных средств, иного имущества преступного происхождения, предусмотренных такими международными соглашениями, как Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1998 г. № 141 (Страсбургская конвенция), Сорок рекомендаций FATF (Международная комиссия по финансовым мерам борьбы с отмыванием денег), Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и др. На их основе был разработан и принят от 15 марта 2012 года  № 177, в настоящее время разрабатывается проект Закона Кыргызской Республики «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической и экстремисткой деятельности»19.

В целях предупреждения легализации преступных доходов необходимо развитие соответствующих полномочий органов государственного контроля, направленных на противодействие проникновению криминальных элементов в финансовые организации20.

Уголовно-правовые меры заключаются в криминализации деятельности по «отмыванию» денег и лежат в основе всей системы борьбы с данным общественно опасным явлением.

Говоря о конфискации имущества как о мере наказания необходимо отметить, что данная мера в сочетании с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности представляется наиболее перспективной. В конечном итоге наказание должно лишать преступника добытых преступлением имущества,

льгот и преимуществ21.

Под лицами, использующими свое служебное положение, следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Так же реконструирован основной состав легализации преступных доходов путем устранения признака крупного размера совершенных финансовых операций и других сделок. Крупный размер с увеличением минимального количественного показателя до шести миллионов стал квалифицирующим обстоятельством. Для эффективной борьбы с легализацией (отмыванием) преступно полученных доходов недостаточно одних лишь уголовных мер, и их наличие не решает всех проблем предупреждения и пресечения такой деятельности.

Международный опыт показывает, что для этого необходима система нормативно-правовых и превентивных мер, носящих разно-отраслевой и комплексный характер. В Кыргызской Республике существует система законодательных и иных нормативных положений по недопущению доходов от преступной деятельности в легальный оборот. Стержнем системы и фундаментальной основой совершенствования норм об уголовной ответственности выступил Закон КР «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

 Однако, нормативно-правовая  основа борьбы с легализацией  преступных доходов им не исчерпывается. В числе нормативных правовых  актов, регулирующих различные аспекты  противодействия отмыванию преступных  доходов, можно назвать, в частности,  Закон КР «О банках и банковской  деятельности КР», Закон КР «О  рынке ценных бумаг» и другие  законодательные акты, затрудняющие легальный оборот преступно полученных доходов.

Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики сегодня имеет правовые механизмы для ведения полноценного информационного обмена с зарубежными ПФР и международными организациями по вопросам возврата выведенных из страны активов. Кыргызская Республика является полноправным членом ЕАГ и принимает участие в работе Пленарных заседаний Группы по разработке мер противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) - ФАТФ. ФАТФ-межправительственная организация (группа) по разработке и внедрению международных стандартов по борьбе с отмывание денег и финансированию терроризма22. Государственная служба финансовой разведки является членом группы «Эгмонт», мы также вошли в международную программу «STAR». Все это дает нам возможность осуществлять активный поиск выведенных активов через посредство информационного обмена.

В результате таких поисков ГСФР Правительство Кыргызской Республики при поддержке партнеров по Группе Эгмонт удалось отследить движение активов выведенных за рубеж при помощи тщательно разработанной преступной схемы. Шаг за шагом, распутывая нить этой паутины, аналитики ГСФР вышли на банк одной из европейских стран. По запросу ГСФР Кыргызской Республики подразделением финансовой разведки данной страны была собрана необходимая информация относительно запрашиваемого счета. Далее, ПФР одной из оффшорных зон в ответ на запрос подтвердил, что бенефициаром данного счета является некий г-н «Х», который вывел эти денежные средства из Кыргызстана, являясь руководителем одной из коммерческих структур.

На основании полномочий ПФР, средства на счете в банке европейского государства были временно заморожены, и вся информация была передана в ГСФР Кыргызской Республики. Компетентные органы Кыргызстана, по информации предоставленной им ГСФР, на основании Конвенции ООН по противодействию коррупции, направили запрос о взаимной правовой помощи по аресту денежных активов г-на «Х» в банке до вынесения решения суда Кыргызской Республики по их конфискации и возврату. Просьба была удовлетворена, решением суда европейского государства на денежные средства г-на «Х» в банке наложен арест.

Необходимо отметить принятие Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 29 мая 2013 года № 83.

В данном законе статья 183 (Легализация (отмывание) преступных доходов) Уголовного кодекса Кыргызской Республики изложен в новой редакции.

Разработка и принятие этого закона продиктованы необходимостью приведения его норм в соответствие с Венской и Палермской конвенциями, а также с Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма.

Результаты деятельности ГСФР ПРИ Правительстве КР:

Только за 9 месяцев 2013-го года в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, сотрудниками ГСФР было проведено 45 финансовых расследований. Подготовлено и направлено в правоохранительные органы республики 19 обобщенных материалов по незаконному теневому обороту денежных средств (незаконное предпринимательство, уклонение от налогообложения и т.д.) с использованием банковских инструментариев на сумму более чем 184 млн. сомов23.

В ходе работы было изучено следующее практический материал по признакам преступления предусмотренного ст. 183 ч.2 (Легализация (отмывание) преступных доходов) и ст.304 ч.2 (Злоупотребление должностным положением) Уголовного Кодекса Кыргызской Республики,  следственным отделом ОВД г. Токмок возбуждено уголовное дело.

В ходе проводимых оперативно-розыскных мероприятий установлено, что летом 2013 года главный специалист  управления социального развития г. Токмок в сговоре с руководителем ОсОО «ДМ», используя свое служебное положения и в целях извлечения для себя выгоды, переводила через Токмокский филиал одного из банков денежные средства на счет вышеуказанной частной фирмы с назначением платежа – якобы для последующих выплат льгот населению.

Причем, денежные средства со специального счета на расчетный счет частной организации переводились постоянно: дважды в июне 2013 года  - 178 000 сомов и 100 000 сомов. В июле 2013 года были переведены денежные средства в сумме более 31 000 сомов.

 В последующем обналиченные  денежные средства были потрачены  на свои нужды.

Своими противозаконными действиями сотрудница управления социального развития причинила значительный ущерб государству - на общую сумму 310 000 сомов24.

Мы предлагаем следующие  разработка национальной стратегии борьбы с отмыванием денег:

Обеспечение полноценного включения страны в систему международной кооперации в сфере борьбы с отмыванием денег

Проведение Межведомственных оперативно профилактических мероприятий

Детальная проработка форм и процедур международного сотрудничества государств и организаций

- принять новый и более жёсткий закон, противодействующий легализации доходов от преступной деятельности. Закон должен включать общепринятые в мире принципы создания и функционирования эффективной системы борьбы с отмыванием денег;

-    законодательно  обеспечить меры по упрощению  и ускорению ареста и конфискации  подозрительных средств в делах  по отмыванию денег;

-    присоединиться  ко всем международным Конвенциям  и соглашениям по вопросам  борьбы с отмыванием денег;

-    повысить эффективность  защиты всех форм собственности;

- усилить уголовную ответственность за экономические и коррупционные преступления;

-  материально стимулировать  эффективную работу правоохранительных  органов, борющихся с теневой  экономикой;

- повысить влияние таможни  и органов внутренних дел на  совершенствование экономического  законодательства;

- выявлять нецелевое использование  иностранных инвестиций и бюджетных  средств;

-    пресекать факты  «отмывания» денег криминального  характера;

-   проверять законность  экспорта нефти, зерна, редкоземельных  металлов и другого стратегически  важного сырья;

Информация о работе Современное состояние и предупреждение легализации (отмывания) денежных средств