Современное состояние и предупреждение легализации (отмывания) денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломной работы. Тема "Современное состояние и предупреждение легализации (отмывания) денежных средств", приобрела актуальность в связи со значительным объемом криминальных инвестиций, проникающих в легальную экономику нашей страны. Существенное место занимают преступления экономической направленности как наиболее выгодные, приносящие немалый доход. Преступные посягательства, заставляют органы власти предпринимать решительные, а порой и кардинальные меры для воздействия на расширяющиеся масштабы криминальных явлений. В настоящее время усилия правительства и законодателя, направлены на уменьшение объёма преступных проявлений.

Файлы: 1 файл

диплом....docx

— 133.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Субъект легализации (отмывания) преступных доходов.

Факты, характеризующие субъектов преступления, их преступные связи, имеют большое значение для раскрытия и расследования преступлений. Данные о профессиональных и личностных качествах субъекта преступления позволяют высказать суждение о мотивах содеянного, средствах и способах преступного посягательства, использованных для этого хозяйственных и финансовых операциях, месте совершения преступления и т.д.

Субъектом легализации (отмывания) большинство авторов признают физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет39, гражданин Кыргызской Республики, иностранцы, лица без гражданства. Выше было отмечено, что действия, составляющие объективную сторону легализации (финансовые операции и сделки), могут осуществляться виновным как лично, так и через посредника (подставное лицо). Для того чтобы отдать посреднику распоряжение осуществить финансовую операцию или сделку с «грязными» деньгами или имуществом, дееспособность лицу не требуется. Поэтому связывать признаки субъекта легализации с его дееспособностью нет необходимости. Недееспособное лицо (в силу своей недееспособности) не в состоянии самосовершить действия, составляющие объективную сторону легализации. Однако отсутствие дееспособности не может помешать ему дать соответствующее поручение посреднику.

Владелец «грязных» денег или имущества может действовать через посредника не только из-за своей недееспособности, но и в силу иных причин, например, в связи с нежеланием привлекать к себе лишнее внимание со стороны правоохранительных или контролирующих органов. В любом случае, в его действиях содержится посредственное исполнение преступления, т. е. совершение преступления посредством другого лица, за что он и должен нести ответственность (если, конечно, достиг требуемого возраста и вменяем). Если же его недееспособность обусловлена каким-либо психическим заболеванием, исключающим вменяемость, он не может быть субъектом преступления именно в связи с отсутствием вменяемости, а не в силу недееспособности.

Таким образом, вопрос о дееспособности лица не имеет принципиального значения для признания его субъектом легализации (отмывания), поскольку финансовую операцию или сделку он может совершить не только лично, но и через посредника. Например, несовершеннолетний, не имея по закону права лично совершить финансовую операцию или другую сделку, поручает ее совершение взрослому, вменяемому субъекту. Представляется, что было бы несправедливым освобождать лицо от уголовной ответственности только из-за того, что оно не достигло возраста полной дееспособности (18 лет).

Отличительная черта данной категории субъектов заключается в том, что эти лица обладают высоким уровнем профессионализма в банковской (финансовой) сфере. Это позволяет им не просто давать советы или рекомендации, но и, опираясь на свои знания и опыт, фактически организовывать весь процесс легализации преступных доходов. Обычно они имеют опыт работы в банковских, бухгалтерских, предпринимательских сферах, имеют одно или несколько образований (как правило, экономическое или юридическое), хорошо ориентируются в действующем законодательстве. Именно они становятся сторонами по сделкам и финансовым операциям.

Следующую группу лиц, с помощью которых может совершаться легализация, составляют так называемые «преступники-интеллектуалы», использующие возможности компьютерной техники для введения денежных средств, полученных преступным путем, в гражданский оборот. Для этой категории лиц, участвующих в легализации, характерны высокий профессионализм и, как правило, отсутствие уголовного прошлого.

Пунктом «2» ч. 2 ст. 183 УК КР предусмотрена ответственность лица, совершающего легализацию (отмывание) с использованием своего служебного положения.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

- кредитные организации;

- профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

- страховые организации  и лизинговые компании;

- организации федеральной  почтовой связи

- ломбарды;

- организации, осуществляющие  скупку, куплю-продажу драгоценных  металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и  лома таких изделий;

- организации, содержащие  тотализаторы и букмекерские  конторы, а также организующие  и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные  на риске игры, в том числе  в электронной форме;

- организации, осуществляющие  управление инвестиционными фондами  или негосударственными пенсионными  фондами;

- организации, оказывающие  посреднические услуги при осуществлении  сделок купли-продажи недвижимого имущества40.

Указанные организации обязаны установить идентичность личности, совершающей операции, подлежащие обязательному контролю, с денежными средствами или иным имуществом, документально зафиксировать совершенную сделку, а затем направить в уполномоченный орган определенные Законом сведения по данным операциям. Вышеперечисленные организации обязаны направлять в уполномоченный орган сведения и об операциях, которые не входят в предусмотренный законопроектом перечень, если у них возникли подозрения, что целью этих операций является легализация (отмывание) доходов.

Исходя из обязанности идентифицировать физическое лицо или представителя юридического лица, законопроектом установлен запрет на открытие коммерческими банками анонимных счетов.

В противном случае наступает ответственность вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности или иной деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.

Ряд ученых и практиков полагает, что к ответственности по ст. 183 УК КР не может быть привлечено лицо, которое само и получило незаконным путем легализуемое имущество. Так, А. Э.Жалинский категорически ограничивает круг субъектов отмывания и пишет, что "наступление ответственности по данной статье предполагает совершение иным лицом предшествующего деяния, т. е. приобретения имущества заведомо незаконным путем" и это "иное лицо" должно отвечать за деяние, состоящее в таком приобретении41.

Практика показывает, что нередко, когда первичными (или предикатными) преступлениями являлись различные виды хищений чужого имущества, факты продажи либо иного отчуждения похищенного квалифицировали как легализацию, а доказывание виновности лица в совершении преступления ограничивалось фиксацией самого факта продажи (отчуждения) похищенного без конкретизации обстоятельств придания имуществу легального статуса.

Так, Генеральный директор торгового дома "Г и Ко" гражданин «Б.» уже при получении кредита знал, что не вернет его, и тем самым причинит банку "Д" ущерб, поскольку гарантия, которую он представил в обеспечение обязательства, была поддельной. Таким образом, гражданин «Б.» завладел средствами банка путем обмана, и его действия охватываются ст. 166 УК КР "Мошенничество". Похищенные средства гендиректор потратил на строительство своего загородного дома.

Адвокат, соглашаясь с квалификацией по ст. 166 УК КР, заявил в то же время ходатайство о прекращении в отношении своего подзащитного уголовного дела по ст. 183 УК КР, поскольку, как он полагал, тот, кто похищает имущество, не может быть субъектом легализации этого имущества. Следователь в удовлетворении ходатайства отказал.

Мнение адвоката базировалось на приведенной позиции, высказанной в Комментарии к уголовному кодексу Кыргызской Республики. Однако, как представляется, данная позиция не основана на законе, поэтому большинство ученых придерживается иной точки зрения, заключающейся в том, что отсутствие в статье Уголовного кодекса каких-либо ограничений, касающихся перечня лиц, могущих нести ответственность за легализацию незаконного приобретенного имущества, означает возможность привлечения к уголовной ответственности по ст. 183 УК КР и тех, кто сам же преступно приобрел имущество (например, при хищении, в получении взятки, незаконном предпринимательстве), а затем его легализовал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги изучения легализации (отмывания) денежных средств можно приди к следующим выводам и заключениям.

«Отмывание» денег это инвестирование или перевод денежных средств, полученных в результате преступной деятельности, с целью сокрытия источников их получения. Еще сравнительно недавно в мировой практике под «отмыванием» преступных денег понимали легализацию именно наркоденег. Да и в настоящее время доля наркоденег в глобальной индустрии по легализации преступных доходов очень высока42.

Проблема борьбы с легализацией незаконных доходов комплексная: она включает в себя не только правовые, но и экономические, политические, оперативно-розыскные, нравственные аспекты. "Грязные деньги" должны быть лишены возможности поступать в обращение, с тем чтобы преступления утратили для преступников всякий смысл. Поэтому усилия всех ветвей власти должны быть сосредоточены прежде всего на реализации мер по предупреждению легализации незаконных доходов. Поскольку отмывание денег есть заключительный этап превращения преступности в высокодоходное производство, в ходе которого происходит противоправная и вредная для общества концентрация экономической, а вслед за ней и политической власти в руках неконтролируемой группы лиц, допустить отмывание - значит сделать выгодными торговлю наркотиками, уклонение от уплаты налогов, проституцию, захват заложников, вымогательство, взяточничество и другие корыстные преступления. Таким образом, можно выделить следующие особенности легализации (отмывания) денежных средств:

1. Легализация (отмывание) денежных  средств, имеет высокую степень  общественной опасности, которая  заключается не столько в том, что отмытые капиталы впоследствии  используются преступными группами  для расширения своей преступной деятельности, сколько в том негативном воздействии на макроэкономическую ситуацию в целом, которое оказывают преступные капиталы при попадании в легальный оборот. Следовательно, предназначение норм о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов заключается в ограждении легальной экономики от попадания в нее криминального капитала.

2. На современном этапе  развития мирового сообщества  легализация (отмывание) преступных  доходов в крупном размере  производится чаще всего путем  проведения транснациональных финансовых  операций, связанных с перемещением  отмываемых капиталов через государственные  границы. Таким образом, эффективная  борьба с данным видом преступлений  возможна лишь при наличии  эффективных международных механизмов  противодействия указанным преступлениям, поскольку национальные нормы  о противодействии отмыванию  не являются достаточными.

Существуют модель описывающий структуру процесса легализации преступных доходов.

Трехфазная модель была разработана экспертами ФАТФ и нашла поддержку среди теоретиков борьбы с легализацией преступных капиталов. Она предполагает выделение в едином процессе легализации преступных доходов следующих стадий: размещение, расслоение, интеграция денежных средств.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных ст.183 УК КР, является сфера экономики, под которой понимается единый народно-хозяйственный комплекс.

Видовым объектом экономических преступлений и, соответственно, преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, является совокупность общественных отношений, возникающих в целях осуществления законной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг.

Непосредственный объект легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, - это общественные отношения в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности43.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст.183 УК КР характеризуется действиями в виде совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенных преступным путем.

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст.183 УККР, характеризуется прямым умыслом и целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.183 УККР, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое само денежные средства или иное имущество преступным путем не получало.

Таким образом следует признать необходимым разработку типовых алгоритмов легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученного другими лицами преступным путем или приобретенных лицом в результате совершения им преступления. Это позволит вводить в компьютер исходную информацию и получать сведения о вариантах, по которым возможно протекание процесса легализации (отмывания). Также компьютерная техника может использоваться при обнаружении следов преступлений, предусмотренных ст. 183 УК КР, на электронных носителях информации.

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом     (всенародным голосованием) от 27 июня 2010 года. Изд. «Академия».
  2. Уголовный кодекс Кыргызской Республики (по состоянию на 18 февраля 2014 года).Изд. «Академия».
  3. Гражданский кодекс Кыргызской Республики (часть первая) от 5 июня 1996г. Изд. «Академия».
  4. Гражданский кодекс Кыргызской Республики (часть вторая) от 5 января 1998 г.Изд. «Академия».
  5. Закон Кыргызской Республики « О противодействии финансированию  терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. (С изменениями и дополнениями по состоянию на 25.07.2012г.). Инф. Центр «Токтом» - Б.: Академия.
  6. Закон Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)" от 15 октября 1997 г.Изд. «Академия».
  7. Закон Кыргызской Республики от 29 мая 2013 года № 83 «О внесении  изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики».
  8. Постановление Правительства Кыргызской Республики г. Бишкек, от 30 апреля 2013 года N 218 «Об одобрении проекта Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы».
  9. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2010 года № 135 «Об идентификации и верификации клиента и бенефициарного собственника (выгодоприобретателя) в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Информация о работе Современное состояние и предупреждение легализации (отмывания) денежных средств