Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 17:54, курсовая работа
Актуальность дипломной работы. Тема "Современное состояние и предупреждение легализации (отмывания) денежных средств", приобрела актуальность в связи со значительным объемом криминальных инвестиций, проникающих в легальную экономику нашей страны. Существенное место занимают преступления экономической направленности как наиболее выгодные, приносящие немалый доход. Преступные посягательства, заставляют органы власти предпринимать решительные, а порой и кардинальные меры для воздействия на расширяющиеся масштабы криминальных явлений. В настоящее время усилия правительства и законодателя, направлены на уменьшение объёма преступных проявлений.
- выявлять и пресекать факты контрабанды, изготовления фальшивой подакцизной продукции и фальшивомонетничества;
- разработать формы и процедуры, учитывающие специфику деятельности тех или иных организаций для создания эффективной системы международного и государственного контроля в банковской сфере и иных финансово-кредитных институтах;
Таким образом, исходя из вышеизложенного для сокращения масштабов утечки капитала и легализации (отмывания) денег рекомендуем:
1) совершенствовать
2) усилить ответственность за использование нелегальных и полулегальных схем бегства капитала;
3) создать надежную систему таможенного и финансового контроля, включая комплекс валютного контроля международных расчетов;
4) сформировать
благоприятную
ГЛАВА 2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (ОТМЫВАНИЕ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
2.1. Объект легализации (отмывания) преступных доходов.
Легализация (отмывания) преступных доходов - это придание правомерного вида владения, пользования или распоряжению преступных доходов путем совершения любых действий (операций или сделок) по преобразованию (конверсии) или переводу имущества, если известно, что имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или устаивания преступного источника происхождения имущества или оказания помощи лицу, участвующему в совершении преступления, с целью уклонения от ответственности за деяния; либо сокрытия или устаивание подлинного характера источника, местонахождения, способа распоряжения и перемещения ущерба, а также прав на имущество или его принадлежность, если известно, что имущество представляет собой доходы от преступлений; либо сокрытие или непрерывное удержание имущества лицом, не участвовавшим в совершении преступления, если лицу известно, что имущество получено в результате совершения преступления; либо приобретения, владение или использования имущества, если в момент его получения лицу известно, что имущество представляет собой доходы от преступлений25.
Объектом легализация (отмывания) преступных доходов является экономические интересы государства в сфере законного осуществления сделок с денежными средствами и иным имуществом26.
Состав легализации (отмывания) преступных доходов расположен в главе 22 УК КР «Преступления в сфере экономической деятельности» раздела VIII «Преступления в сфере экономики», однако среди ученых нет единства мнений по поводу его групповой принадлежности. Одни относит легализацию (отмывание) к преступлениям в сфере обмена27, другие - к преступлениям, посягающим на общественные отношения, регулирующие предпринимательскую и иную экономическую деятельность юридических лиц и иных хозяйствующих субъектов28, третьи - к преступлениям, посягающим на законную предпринимательскую и иную экономическую деятельность или к преступлениям в сфере финансовой, предпринимательской и банковской, есть и другие мнения на этот счет29. Также нет единства мнений и относительно объекта преступлений в сфере экономической деятельности. Кто-то полагает, что родовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность экономики страны как единого хозяйственного комплекса; видовым - общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг30. Другие родовой объект преступлений, входящих в раздел VIII УК, и объект уголовно-правовой охраны определяют как установленный порядок осуществления экономической деятельности, обеспечивающий соблюдение согласованных интересов личности, общества,
государства.
Предметом преступления является денежные средства и иное имущество, заведомо приобретенное незаконным путем, то есть имуществ, которым преступник завладел без необходимых (законных) к тому оснований, путем совершения преступления ( например, путем коррупции, незаконной торговли наркотиками, контрабандой и т.п.). Незаконность должна состоять в получении имущества путем нарушения именно уголовного закона, а не гражданского законодательства, так как в противном случае деяние не является общественно опасным. Такое положение соответствует, кроме того, и международным актам по борьбе с легализацией криминальных доходов ( например Старбургской конвенции от 8 ноября 1990 года). Детализируют положения рассматриваемого уголовно-правового запрета закон Кыргызской Республики « О противодействии финансированию терроризма и легализации ( отмыванию) доходов полученных преступных путем» от 31 июля 2006 года №135.
Очевидно, что сами по себе экономические отношения объектом преступлений в сфере экономической деятельности не являются, так как выступают объектом регулирования других отраслей права. Уголовное же право охраняет нормы, правила, принципы экономической деятельности. Разные авторы по-разному определяют эти принципы: генеральные, рыночные правила, нормы экономической деятельности и экономического поведения, принципы рыночной экономики; принципы хозяйственного права; принципы предпринимательского права и т. д. Эти принципы лежат в основе экономических (хозяйственных) отношений; последние, каким бы ни было их конкретное содержание, строятся с учетом указанных принципов. По сути, это принципы организации отношений в сфере экономической деятельности или принципы ее осуществления. Поэтому именно общественные отношения, строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности, являются родовым объектом анализируемых преступлений.
При этом общественные экономические отношения, основанные на принципах законности, свободы экономической деятельности, добросовестной конкуренции, добропорядочности субъектов экономической деятельности охраняются методами уголовной политики и уголовного закона от наиболее опасных видов посягательств на них. Таким образом, видовыми объектами преступлений в сфере экономической деятельности выступают общественные отношения, отвечающие принципу свободы экономической деятельности; принципу осуществления экономической деятельности на законных основаниях; принципу добросовестной конкуренции субъектов экономической деятельности; принципу добропорядочности субъектов экономической деятельности.
Непосредственный объект легализации можно определить как общественные отношения, основанные на принципе запрета криминальных форм поведения в экономической деятельности31. Общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, предпринимательства, кредитно-денежного обращения и т. п., чрезвычайно многообразны, поэтому при определении непосредственного объекта необходимо указывать, какие конкретно из них подвергаются преступному воздействию. Порядок совершения финансовых операций и сделок также не может быть признан непосредственным объектом легализации (отмывания), ведь таковой порядок - это своего рода процедура, последовательность их совершения. Чтобы осуществить какую-либо финансовую операцию, необходимо в установленном порядке открыть счет в банке, поместить туда деньги, дать банку поручение об их переводе и т. п. Поэтому при легализации (отмывании) порядок совершения финансовых операций или сделок виновным не нарушается. Более того, если субъект захочет его нарушить, то он не только не сумеет провести ни финансовую операцию, ни сделку, но и привлечет к себе внимание со стороны банка или контролирующего органа.
Запрет на использование заведомо криминальных форм экономического поведения, как принцип осуществления экономической деятельности, означает, что ни при каких условиях субъекты экономической деятельности не могут совершать деяния, носящие явно преступный характер, даже если они способны принести высочайшую прибыль или любую другую выгоду,
например, такие, как подделка каких-либо документов, денежных знаков, кредитных карт, применение насилия к партнерам, использование имущества, полученного в результате преступной деятельности, применение обмана, причиняющего ущерб партнеру или государству, и т. д.
Преступление имеет двойственный характер. Цель первичного преступления - получение крупных денежных сумм. Цель преступления вторичного - их легализация. Как отмечет С.Ю. Коростелев: "Общим объектом данного преступления, как и любых других преступных деяний, является совокупность общественных отношений, охраняемых уголовно-правовым законом"32.
2.2. Объективная сторона легализации (отмывания) преступных доходов.
Понимание объективной стороны легализации встречает наибольшие трудности в правоприменительной практике. В значительной степени этим может объясняться и низкая раскрываемость легализации.
Даже беглое ознакомление со способами легализации, описанными в специальной литературе, показывает, что «отмывание» может совершаться практически во всех сферах жизни общества. Высокая латентность не позволяет точно оценить реальные масштабы данного явления и достоверно установить, какие способы являются наиболее распространенными в тех или иных регионах. Поэтому ориентироваться можно лишь на различные экспертные оценки и криминологические исследования.
Сферой применения данной статьи являются легальная и нелегальная предпринимательская деятельность различных видов, в которых в силу их характера, наличия объективных и субъективных трудностей осуществления контроля возможно после получения правонарушителем имущественных результатов заведомо преступных действий путем придания денежным средствам или (и) иному имуществу действительного или мнимого статуса легитимности (легализация). Статья распространяется на действия, связанные с использованием незаконно полученных средств от банковской деятельности, оптовой и розничной торговли, игорного бизнеса, услуг, некоторых областей производства и т.д.
Согласно закону, объективная сторона легализации заключается в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, а также в использовании их в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Объективная сторона преступления выражается в придании правомерного вида владению, пользованию или распоряжению преступным доходом путем:
- совершения любых действий (операций или сделок) по преобразованию ( конверсии ) или переводу имущества, если известно, что имущество представляет собой доходы от преступлений;
- сокрытие или утаивание
подлинного характера
- сокрытия или непрерывного
удержания имущества лицом, не
участвовавшим в совершении
- приобретения, владения или использования имущества, если в момент его получения лицу известно, что имущество представляет собой доходы от преступлений.
«Совершение» («вершить» - выполнять, распоряжаться, управлять ) - это выполнение юридически значимых, в том числе конклюдентных действий, т. е. действий, свидетельствующих о волеизъявлении лица совершить какую-то операцию или сделку. Действия направлены либо на совершение финансовых операций (например, заполнение бланка «Объявления на взнос наличными» или платежного поручения о переводе денег; дача указания банку о проведении финансовой операции с помощью компьютерной программы «Клиент-банк» и т. п.), либо на совершение гражданско-правовых сделок (например, передача кассиру обменного пункта наличных сомов для покупки валюты; передача наличных денег продавцу ювелирного магазина для покупки ювелирных украшений; заполнение бланка почтового перевода - для перевода денег по почте; подписание, в присутствии нотариуса, договора купли-продажи недвижимости; передача текста договора по факсу или электронной почте, в том числе с использованием личной электронной подписи, и т. п.).
Совершить финансовые операции и другие сделки можно либо лично, либо через представителя. Представительство оформляется доверенностью. В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГККР, «сделка, совершенная одним лицом- (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности… непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого»33.
Следовательно, действия лица, совершающего финансовую операцию или другую сделку с предметами легализации (отмывания) через представителя, в любом случае надлежит квалифицировать как легализацию.
Необходимо устанавливать также, знал ли представитель о преступном пути приобретения предметов легализации или нет. Если знал, то его действия надлежит квалифицировать как пособничество в легализации; если не знал, то в его действиях не будет состава преступления.
При описании объективной стороны легализации можно обойтись без разделения на «финансовые операции» и «другие сделки», так как сам законодатель ставит между ними знак равенства. В противном случае можно продолжить терминологическое дробление: «финансовые операции» можно разделить на финансовые операции в сомах и валюте; с деньгами наличными и безналичными; документарные и бездокументарные; на бумажных носителях и электронных, и т. п. В свою очередь, «сделки» можно разделить на сделки по розничной купле-продаже, продаже недвижимости, продаже предприятия, мене, дарению, аренде, финансовой аренде (лизингу), подряду и т. п. (как это предусмотрено гражданским законодательством), однако есть ли необходимость в подобной детализации? Очевидно, нет.
Информация о работе Современное состояние и предупреждение легализации (отмывания) денежных средств