Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение оплаты труда и её совершенствование.
Задачами работы является:
рассмотрение сущности оплаты труда;
характеристика форм и систем оплаты труда;
разработка мероприятий по совершенствованию оплаты.
Введение …………………………………………………………………. 3
1.Содержание и функционирование заработной платы ……………… 5
2.Формы и системы заработной платы ……………………………….. 13
3.Проблемы оплаты труда в Республике Беларусь ………………… 19
Заключение ………………………………………………………….. 38
Список использованных источников …………………………….. 40
Приложения ………………………………………………………….. 53
семьи из 4-х человек – 363180 руб.;
мужчины трудоспособного возраста – 437190 руб.;
женщины трудоспособного возраста – 439950 руб.;
молодой семьи с двумя детьми – 343370 руб.;
молодой семьи с одним ребенком – 384970 руб.;
семьи пенсионеров – 316060 руб.;
мужчины пенсионера – 355300 руб.;
женщины пенсионерки – 355010 руб.;
студента – 321660 руб.;
студентки – 323390 руб.;
девочки в возрасте до 3-х лет – 287900 руб.;
мальчика в возрасте до 3-х лет – 285400 руб.;
девочки в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 348380 руб.;
мальчика в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 350880 руб.;
девочки в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 369210 руб.;
мальчика в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 359650 руб.;
девушки в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 415320 руб.;
юноши в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 423940 руб.
Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах декабря 2008 года по статьям расходов:
продукты питания – 51,3 %;
одежда, белье, обувь – 18,6 %;
пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 10,9 %;
бытовые услуги, транспорт, связь – 7,2 %;
предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 6,2 %;
культурно-просветительные мероприятия и отдых – 2,2 %;
взносы и платежи – 2,0 %;
предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,7 % [38].
Законом Республики Беларусь
«О прожиточном минимуме в Республике
Беларусь» установлена правовая
основа определения прожиточного минимума
и его использования. Бюджет прожиточного
минимума представляет собой стоимостную
величину минимального набора материальных
благ и услуг, необходимых для
обеспечения жизнедеятельности
человека и сохранения его здоровья,
а также обязательные платежи
и взносы. Он рассчитывается в среднем
на душу населения и по основным
социально-демографическим
Бюджет прожиточного минимума
как социальный норматив используется
для анализа и прогнозирования
уровня жизни населения; оказания государственной
социальной помощи малообеспеченным гражданам
(семьям); обоснования минимальных
государственных социально-
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 96 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах декабря 2008 г. в расчете на один месяц на период с 1 февраля 2009 г. по 30 апреля 2009 г.:
в среднем на душу населения – 234370 руб.;
для трудоспособного населения – 256550 руб.;
для пенсионеров – 204370 руб.;
для студентов – 244450 руб.;
для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 278110 руб.;
для детей в возрасте до 3 лет – 200130 руб.
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2008 года по статьям расходов:
продукты питания – 53,6 %;
плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 15,7%;
предметы гардероба – 15,7 %;
бытовые и транспортные услуги – 6,7 %;
товары бытового и хозяйственного назначения – 3,2 %;
взносы и платежи – 3,0 %;
предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,0 % [38].
В Республике Беларусь минимальная заработная плата является одним из элементов государственного регулирования в области оплаты труда. Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (статья 59) минимальная заработная плата – государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством Республики Беларусь. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работника к производительному труду и к простому воспроизводству рабочей силы.
Законом Республики Беларусь
«Об установлении и порядке повышения
размера минимальной заработной
платы» установлена правовая основа
определения минимальной
Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников.
Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.
С 1 января 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2008 г. № 2020 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 229700 руб [38].
Основными функциями, которые призвана выполнять минимальная заработная плата, являются – воспроизводство рабочей силы и социальная защита работников наемного труда.
Согласно Конвенции
Установление
минимальной заработной платы в
странах с рыночной экономикой имеет
важное социально-экономическое
В Республике Беларусь, где из-за постоянного падения реального размера минимальной заработной платы и ее соотношения с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума, функции минимальной заработной платы в обеспечении воспроизводства рабочей силы и социальной защиты наемных работников полностью утеряны. Это привело к занижению стоимости (цены) рабочей силы, снижению материальной защищенности наемных работников, распространению нелегальных форм занятости и оплаты труда, распространению бедности.
Минимальная заработная плата периодически пересматривается Правительством Республики Беларусь. Изменение уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с бюджетом прожиточного минимума (БПМ), минимальным потребительским бюджетом (МПБ) представлено в таблице А.3.4.
По расчетам Минтруда и соцзащиты в декабре 2008г. среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек составил 363,2 тыс. рублей, бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения – 234,4 тыс. рублей.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики в 2008 году составила 886 тыс. рублей (по прогнозу – 832 тыс. рублей), в том числе в декабре – 1000 тыс. рублей, или 455 долларов (по прогнозу 400 долларов США) и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008 г. на 4,7%.
Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 9,9% (при прогнозе на 8,5%), в декабре 2008 г. по сравнению с ноябрем 2008 г. – на 3,5%.
Отношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы к минимальному потребительскому бюджету в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилось на 16,4%, а к бюджету прожиточного минимума – на 25,9%.
Но при этом существует разрыв заработной платы высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работников.
Заработная плата работников
отраслей с высокой оплатой
Соотношение средней зарплаты 10% высокооплачиваемых работников и 10% низкооплачиваемых в 2001 году составляло в Молдавии - 8 раз, Кыргызстане - 9 раз, Азербайджане -13 раз и Таджикистане - 19 раз. В России этот показатель за последние три года увеличился почти на 25% и составил около 40 раз. В то же время, в странах с развитой экономикой этот разрыв не превышает 5-7 раз [32, c.61].
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в январе-декабре 2008 г. темпы роста среднемесячной заработной платы в республике, ее регионах и большинстве отраслей экономики были выше прогнозных показателей на 2008 год. Реальная заработная плата работников в республике возросла на 9,9% (прогноз – 8,5 процента).
Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь в январе 2009 г. составила 919,6 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с декабрем 2008 г. на 8,1%, или на 80,6 тыс. рублей.
Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. увеличилась на 5,5%, в январе 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. уменьшилась на 11,7% [39].
Вышеизложенное
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата рассчитывается путем деления фактически начисленного фонда заработной платы, включая подоходный налог и индивидуальный страховой взнос работника, на среднесписочную численность работников, принимаемую для исчисления средней заработной платы, и на количество месяцев в периоде. Пособия, получаемые из средств социального страхования, в среднюю заработную плату не включаются.
Индекс начисленной реальной
заработной платы (изменение реальной
начисленной заработной платы) определяется
как отношение индекса
Данные об изменении начисленной среднемесячной заработной платы работников по отраслям экономики приведены в таблице Б.3.5.
На основании данных таблицы Б.3.5. можно сделать вывод, что наиболее оплачиваемым является труд в промышленности, машиностроении, нефтехимии, транспорте, а также работников науки и научного обслуживания. Менее оплачиваемым труд в сельском хозяйстве, легкой промышленности, торговле, общественном питании, здравоохранении, а также в социальной сфере, культуре и образовании. Если проследить динамику изменения заработной платы в этих отраслях за последние 2 года, то можно заметить, что в 2008г. наблюдался подъем, а в 2009г. – спад, что обусловлено экономической ситуацией, сложившейся в мире.
Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отводится тарифной системе, состоящей из: тарифной ставки 1-го разряда, определенной на основе минимальной заработной платы; единой тарифной сетки (ЕТС); тарифно-квалификационных справочников. Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда состоят в следующем:
во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда;
во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не ниже минимума) как ставок и окладов, так и других составляющих заработка.
В целях обеспечения необходимого
единства меры труда и его оплаты
при помощи ЕТС производятся дифференциация
и регулирование основной (тарифной)
части заработной платы различных профессионально-
Информация о работе Современные формы и системы оплаты труда