Современные формы и системы оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение оплаты труда и её совершенствование.
Задачами работы является:
рассмотрение сущности оплаты труда;
характеристика форм и систем оплаты труда;
разработка мероприятий по совершенствованию оплаты.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. 3
1.Содержание и функционирование заработной платы ……………… 5
2.Формы и системы заработной платы ……………………………….. 13
3.Проблемы оплаты труда в Республике Беларусь ………………… 19
Заключение ………………………………………………………….. 38
Список использованных источников …………………………….. 40
Приложения ………………………………………………………….. 53

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 148.16 Кб (Скачать файл)

семьи из 4-х человек – 363180 руб.;

мужчины трудоспособного  возраста – 437190 руб.;

женщины трудоспособного  возраста – 439950 руб.;

молодой семьи с двумя  детьми – 343370 руб.;

молодой семьи с одним  ребенком – 384970 руб.;

семьи пенсионеров – 316060 руб.;

мужчины пенсионера – 355300 руб.;

женщины пенсионерки – 355010 руб.;

студента – 321660 руб.;

студентки – 323390 руб.;

девочки в возрасте до 3-х  лет – 287900 руб.;

мальчика в возрасте до 3-х лет – 285400 руб.;

девочки в возрасте от 3-х  до 6-ти лет – 348380 руб.;

мальчика в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 350880 руб.;

девочки в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 369210 руб.;

мальчика в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 359650 руб.;

девушки в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 415320 руб.;

юноши в возрасте от 14-ти до 18-ти лет – 423940 руб. 

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи  из 4-х человек в ценах декабря 2008 года по статьям расходов: 

продукты питания – 51,3 %;

одежда, белье, обувь – 18,6 %;

пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 10,9 %;

бытовые услуги, транспорт, связь – 7,2 %;

предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 6,2 %;

культурно-просветительные  мероприятия и отдых – 2,2 %;

взносы и платежи – 2,0 %;

предметы  санитарии, гигиены, лекарства – 1,7 % [38].

Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную  величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для  обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи  и взносы. Он рассчитывается в среднем  на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования  уровня жизни населения; оказания государственной  социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных  государственных социально-трудовых гарантий.  

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 96 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах декабря 2008 г. в расчете на один месяц на период с 1 февраля 2009 г. по 30 апреля 2009 г.: 

в среднем на душу населения  – 234370 руб.;

для трудоспособного населения  – 256550 руб.;

для пенсионеров – 204370 руб.;

для студентов – 244450 руб.;

для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 278110 руб.;

для детей в возрасте до 3 лет – 200130 руб. 

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения  в ценах декабря 2008 года по статьям  расходов: 

продукты питания – 53,6 %;

плата за пользование жилым  помещением и коммунальные услуги – 15,7%;

предметы гардероба – 15,7 %;

бытовые и транспортные услуги – 6,7 %;

товары бытового и хозяйственного назначения – 3,2 %;

взносы и платежи – 3,0 %;

предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,0 % [38].

В Республике Беларусь минимальная  заработная плата является одним  из элементов государственного регулирования  в области оплаты труда. Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (статья 59) минимальная заработная плата – государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.  Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством Республики Беларусь. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работника к производительному труду и к простому воспроизводству рабочей силы.

Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения  размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и ее применения. Минимальная  заработная плата применяется исключительно  в сфере трудовых отношений как  государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда  за работу в нормальных условиях при  выполнении установленной нормы  труда.

Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников.

Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с          1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

С 1 января 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2008 г. № 2020 месячная минимальная  заработная плата установлена в  размере 229700 руб [38].

Основными функциями, которые  призвана выполнять минимальная  заработная плата, являются – воспроизводство  рабочей силы и социальная защита работников наемного труда.

Согласно Конвенции Международной  организации труда (МОТ) №131 «Об установлении минимальной заработной платы с  особым учетом развивающихся стран», основными факторами, которые учитываются  при определении уровня минимальной  заработной платы, насколько это  возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями, являются:

  • потребности работников и их семей;
  • сложившийся уровень средней заработной платы в экономике и социальных трансфертов;
  • уровень занятости населения и производительности труда;
  • уровень экономического развития страны;
  • возможности государственного бюджета и нанимателей.

Установление  минимальной заработной платы в  странах с рыночной экономикой имеет  важное социально-экономическое значение, поскольку оказывает влияние  на:

  • уровень бедности;
  • стимулирование повышения жизненного уровня населения;
  • увеличение его покупательной способности;
  • выравнивание условий конкуренции хозяйствующих субъектов;
  • создание оптимальной структуры и дифференциации заработной платы.

В Республике Беларусь, где  из-за постоянного падения реального  размера минимальной заработной платы и ее соотношения с минимальным  потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума, функции минимальной заработной платы в обеспечении воспроизводства рабочей силы и социальной защиты наемных работников полностью утеряны. Это привело к занижению стоимости (цены) рабочей силы, снижению материальной защищенности наемных работников, распространению нелегальных форм занятости и оплаты труда, распространению бедности.

Минимальная заработная плата  периодически пересматривается Правительством Республики Беларусь. Изменение уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с бюджетом прожиточного минимума (БПМ), минимальным потребительским бюджетом (МПБ) представлено в таблице А.3.4.

  По  расчетам  Минтруда  и  соцзащиты  в  декабре  2008г.  среднедушевой  минимальный  потребительский бюджет семьи  из четырех человек составил 363,2 тыс. рублей, бюджет прожиточного  минимума в среднем на душу  населения – 234,4 тыс. рублей.

Номинальная  начисленная  среднемесячная заработная  плата  работников  республики  в 2008  году  составила 886  тыс. рублей (по  прогнозу – 832  тыс.  рублей),  в  том  числе  в  декабре – 1000  тыс. рублей, или 455 долларов (по прогнозу 400 долларов США) и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008 г. на 4,7%.

Реальная начисленная  заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом  роста  потребительских  цен  на  товары  и  услуги)  в 2008  году  по сравнению с 2007 годом увеличилась на 9,9% (при прогнозе на 8,5%), в декабре 2008 г. по сравнению с ноябрем 2008 г. – на 3,5%.

Отношение номинальной  начисленной  среднемесячной заработной платы к  минимальному потребительскому бюджету  в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилось на 16,4%, а к бюджету прожиточного минимума – на 25,9%.

Но при этом существует разрыв заработной платы высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работников.

Заработная плата работников отраслей с высокой оплатой                          труда превышает заработную плату  работников отраслей с  низкой оплатой  труда в Белоруссии и Казахстане - в 2 раза, Украине - в 3 раза, Азербайджане и Таджикистане -  в 4 раза, Армении  и России - в 5 раз, Кыргызстане - в 8  раз.

Соотношение средней зарплаты 10% высокооплачиваемых работников и 10% низкооплачиваемых в 2001 году составляло в Молдавии - 8 раз, Кыргызстане - 9 раз, Азербайджане -13 раз и Таджикистане - 19 раз. В России этот показатель за последние три года увеличился почти на 25% и составил  около 40 раз.  В то же время, в странах с развитой экономикой этот  разрыв не превышает 5-7 раз  [32, c.61].

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в январе-декабре 2008 г. темпы роста среднемесячной заработной платы в республике, ее регионах и большинстве отраслей экономики были выше прогнозных показателей на 2008 год. Реальная заработная плата работников в республике возросла на 9,9% (прогноз – 8,5 процента).

Номинальная начисленная  средняя заработная плата работников Республики Беларусь в январе 2009 г. составила 919,6 тыс. рублей и уменьшилась  по сравнению с декабрем 2008 г. на 8,1%, или на 80,6 тыс. рублей.

Реальная начисленная  заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги) в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. увеличилась на 5,5%, в январе 2009 г. по сравнению с  декабрем 2008 г. уменьшилась  на 11,7% [39].

Вышеизложенное свидетельствует  о том, что заработная плата в  результате ее низкого реального  содержания не выполняет роли социально-трудовой гарантии для работников наемного труда.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата рассчитывается путем деления фактически начисленного фонда заработной платы, включая  подоходный налог и индивидуальный страховой взнос работника, на среднесписочную  численность работников, принимаемую  для исчисления средней заработной платы, и на количество месяцев в  периоде. Пособия, получаемые из средств социального страхования, в среднюю заработную плату не включаются.

Индекс начисленной реальной заработной платы (изменение реальной начисленной заработной платы) определяется как отношение индекса номинальной  начисленной среднемесячной заработной платы к индексу потребительских  цен.

Данные об изменении начисленной  среднемесячной заработной платы работников по отраслям экономики приведены  в таблице Б.3.5.

На основании данных таблицы  Б.3.5. можно сделать вывод, что наиболее оплачиваемым является труд в промышленности, машиностроении, нефтехимии, транспорте, а также работников науки и научного обслуживания. Менее оплачиваемым труд в сельском хозяйстве, легкой промышленности, торговле, общественном питании, здравоохранении, а также в социальной сфере, культуре и образовании. Если проследить динамику изменения заработной платы в этих отраслях за последние 2 года, то можно заметить, что в 2008г. наблюдался подъем, а в 2009г. – спад, что обусловлено экономической ситуацией, сложившейся в мире.

Центральное место в механизме  дифференциации заработной платы отводится  тарифной системе, состоящей из: тарифной ставки 1-го разряда, определенной на основе минимальной заработной платы; единой тарифной сетки (ЕТС); тарифно-квалификационных справочников. Основные исходные положения  формирования тарифной системы оплаты труда состоят в следующем:

во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями минимальных уровней  оплаты труда;

во-вторых, предприятия могут  самостоятельно устанавливать любые  размеры (не ниже минимума) как ставок и окладов, так и других составляющих заработка.

В целях обеспечения необходимого единства меры труда и его оплаты при помощи ЕТС производятся дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от значения отдельных отраслей экономики и следующих факторов:

Информация о работе Современные формы и системы оплаты труда