Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:58, курсовая работа
В последнее десятилетие в экономике Республики Беларусь проходят количественные и качественные изменения: осуществляется реструктуризация субъектов хозяйствования, совершенствуется система управления ими, внедряются современные технологии производства продукции и на основе этого наращиваются объемы производства, улучшается ее качество, расширяются экономические связи организаций и предприятий с зарубежными партнерами. В новых условиях хозяйствования повышается роль бухгалтерского учета и возрастают требования к нему.
Управление предприятием требует систематической информации об осуществляемых хозяйственных процессах, их характере и объеме, о наличии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, их использовании, собственном капитале, обязательствах и финансовых результатах деятельности.
Введение 3
1. Сущность амортизации в хозяйственном обороте средств организации. Значение, цель и задачи начисления амортизационных отчислений 6
2. Нормативные документы, определяющие порядок начисления, использования и отражения в учете амортизационных отчислений основных средств 12
3. Методы и порядок начисления амортизации основных средств в Республике Беларусь 15
4. Синтетический и аналитический учет амортизации основных средств 26
5. Понятие амортизации и методы ее начисления, используемые в международной практике 30
6. Отражение амортизации основных средств в бухгалтерской и статистической отчетности 36
Заключение 39
Список используемых источников 41
Приложения 43
• капитальные вложения в улучшение земель (мелиоративные, ирригационные и другие работы), не связанные с созданием сооружений; капитальные вложения в арендованное (полученное в лизинг) имущество, если в соответствии с заключенным договором аренды (лизинга) эти капитальные вложения являются собственностью арендатора (лизингополучателя);
• оборудование, модели, образцы, находящиеся в кабинетах, лабораториях и на других площадях научных и учебных организаций (селекционных центров, опытно-экспериментальных баз, центров коллективного пользования, специальных мастерских, фитотронов, вивариев, теплиц и т.п.), используемые для научных и учебных целей (кроме принятых к учету до начала применения Инструкции № 87/55/33/5), выставочные и рекламные стенды. Включение указанных объектов бюджетными учреждениями в состав амортизируемых определяется Министерством финансов Республики Беларусь;
• объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, наружного освещения, используемые организацией для выполнения уставных целей (получения дохода). К объектам внешнего благоустройства следует относить объекты согласно утвержденному в установленном порядке перечню;
• спортивные сооружения, автомобильные дороги и комплекс инженерных сооружений, входящих в состав дорог;
• объекты, расходы на создание которых профинансированы с привлечением собственных источников организации, средств республиканского и/или местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Их содержание финансируется с привлечением средств из республиканского и/или местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а потеря стоимости отражается в бухгалтерском учете в конце отчетного года справочно на забалансовом счете 014 «Потеря стоимости основных средств». К данным объектам относятся:
- судоходные гидротехнические сооружения;
- объекты жилищного фонда;
- объекты внешнего благоустройства и наружного освещения;
- автомобильные дороги общего пользования, комплекс инженерных сооружений, входящих в состав этих дорог;
- специализированные спортивные сооружения (трамплин, стрельбище для занятий биатлоном, роллерная трасса, трасса для фристайла, легкоатлетическое сооружение для толкания ядра с беговой дорожкой);
- прочие объекты основных средств, порядок функционирования которых является законодательно установленной отраслевой особенностью;
- мобилизационные объекты:
- запасные пункты управления;
- отдельно стоящие убежища и укрытия гражданской обороны;
- законсервированные в установленном порядке мобилизационные мощности;
- складские здания и сооружения или части складских помещений, хранилищ, емкостей;
- полигоны, площадки и другие сооружения, предназначенные для хранения материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, системы резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- находящиеся в запасе объекты мобилизационного и государственного резервов, системы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, объекты вооружения, военной и специальной техники и объекты, предназначенные для их хранения и утилизации, объекты неснижаемого запаса.
Объектами начисления амортизации не являются отдельные группы и виды основных средств:
• библиотечные фонды;
• фильмофонды, музейные и художественные ценности, сценическо-постановочные средства и оборудование, здания, сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (за исключением зданий, находящихся на балансе организаций и используемых ими для осуществления предпринимательской деятельности);
• земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);
• основные средства государственных организаций, находящихся за границей;
• вооружение, военная, специальная техника и имущество, находящиеся в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях.
Нормативный срок службы по объектам основных средств, не включенным в действующую классификацию, устанавливается решением комиссии на основании технической документации организаций-изготовителей, а в ее отсутствие — путем оценки комиссией технического состояния объекта.
При расхождении значений нормативных сроков службы, установленных применительно к позициям действующей классификации, и значений сроков эксплуатации отдельных объектов основных средств, устанавливаемых организациями-изготовителями в технической документации на продукцию на срок, равный году, или более чем на 1 год, комиссия вправе использовать значения нормативных сроков службы этих объектов исходя из сроков эксплуатации, подтверждаемых технической документацией организаций-изготовителей.
Нормативный срок службы объектов основных средств, в том числе ранее находившихся в эксплуатации, определяется при приобретении каждым балансодержателем или собственником с даты принятия их на учет при вводе в эксплуатацию. По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия вправе понижать нормативные сроки службы вдвое, но не меньше чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет — по другим объектам основных средств.
Срок полезного использования объекта основных средств, используемого в предпринимательской деятельности, определяется при его приобретении каждым балансодержателем или собственником.
Задача амортизации (износа) – распределить стоимость материальных активов длительного пользования на издержки в течение предполагаемого срока эксплуатации на основе применения систематических и рациональных записей, т.е. это процесс распределения, а не оценки. В данном определении есть несколько существенных моментов.
Во-первых, все материальные активы длительного пользования, кроме земли, имеют ограниченный срок эксплуатации. Из-за ограниченности срока службы стоимость этих активов должна распределяться на издержки в течение всех лет их эксплуатации. Двумя основными причинами ограниченности срока службы активов является физический и моральный износ. Периодический ремонт и тщательный уход могут сохранить здания и оборудование в хорошем состоянии и значительно продлить срок его службы, но, в конечном итоге, и каждое здание, и каждая машина должны прийти в негодность. Необходимость амортизации не может быть исключена регулярным ремонтом. Моральный износ представляет процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям вследствие прогресса в развитии техники и по другим причинам. Даже здания часто становятся морально устаревшими, не успев износиться физически.
Во-вторых, термин "амортизация", используемый в учете, понимается не как физический износ или снижение рыночной стоимости объекта в течение данного времени, а как списание стоимости производственных активов в течение времени их полезного функционирования. Термин употребляется для отражения постепенного списания стоимости основных средств на издержки.
В-третьих, амортизация не является процессом оценки стоимости. Бухгалтерские записи ведут в соответствии с принципами определения себестоимости и, таким образом, они не могут служить индикатором изменения уровня цен. Даже если в результате выгодной сделки и специфических особенностей конъюнктуры рыночная цена здания или другого актива может подняться, несмотря на это амортизация должна продолжать начисляться, ибо является следствием распределения ранее понесенных затрат, а не оценки.
Планирование амортизационных отчислений на предприятии имеет важное значение, так как это позволяет определить их величину на планируемый период; оно необходимо для планирования себестоимости продукции и финансовых результатов работы предприятия.
В каждом отчётном периоде сумма амортизации списывается со счетов износа на счета по учёту затрат на производство и издержки обращения. Вместе с выручкой за реализованную продукцию и услуги амортизация поступает на расчётный счет предприятия, на котором накапливается. Амортизационные отчисления расходуются непосредственно с расчётного счёта на финансирование новых капитальных вложений в основные средства или направляются в долгосрочные вложения, на приобретение строительных материалов, оборудования.
В момент выбытия объекта с предприятия его первоначальная стоимость сопоставляется с суммой накопленных амортизационных отчислений. Результат по выбытию амортизируемого объекта относят на финансовые результаты предприятия.
Рациональное использование амортизационных отчислений имеет очень важное значение для предприятия. В первую очередь они должны использоваться для реализации воспроизводственной политики, которая проводится на предприятии.
Таким образом, износ основных средств является неотъемлемой частью производственного процесса. Это обусловливает необходимость начисления амортизации. Амортизация подразумевает перенос стоимости объектов основных средств на себестоимость готовой продукции, что позволяет организации аккумулировать средства и обновлять основные средства, задействованные в процессе производства.
За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли существенные изменения, адекватно отражающие процессы становления в экономике страны рыночных отношений. В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь международным стандартом бухгалтерского учета и отчетности осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в Республике Беларусь сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена на рисунке 2.1.
Первый уровень – Закон Республики Беларусь 18 октября 1994 г. N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности». С изменениями и дополнениями в редакции Закона Республики Беларусь № 302-З от 26.12.2007 г. [1]. Данный Закон является комплексным головным законодательным актом прямого действия. Закон формирует определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует вопросы бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-З «Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть)» с изменениями и дополнениями в редакции Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 174-З устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц [9].
Ко второму уровню относятся следующие нормативные документы, определяющие порядок начисления, использования и отражения в учете амортизационных отчислений основных средств:
1) Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденное Министерством экономики, финансов, статистики и анализа от 30.03.2004 г. №87/55/33 в редакции закона Республики Беларусь от от 30.09.2010 N 141/106/28 [2].
Рисунок 1.1 – Четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Примечание – Источник: собственная разработка
2) Внесение изменений в положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденное постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа от 24.01.2003 г. № 33/10/15 1в редакции закона Республики Беларусь от 30 сентября 2010 г. № 141/106/28 [3].
3) Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа от 23.11 2001г. №187/110/96 в редакции закона Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 207.
4) Положение по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов, утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2001г. №118;
5) Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001г. №127;
6) Типовой план счетов и инструкция по его применению, утвержденный Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. №89 с изменениями и дополнения, внесенными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 05.01.2011 № 1 [3].
Третий уровень: методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов.
Нормативная правовая база, определяющая порядок начисления, использования и отражения в учете амортизационных отчислений основных средств в ОАО «Кристалл» на третьем уровне, включает следующие основные нормативные документы:
1. Учетная политика ОАО «Кристалл», принятая в целях организации эффективного управления, повышения финансовой устойчивости организации на основе действующей системы бухгалтерского учета (Приложение А).