Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:58, курсовая работа
В последнее десятилетие в экономике Республики Беларусь проходят количественные и качественные изменения: осуществляется реструктуризация субъектов хозяйствования, совершенствуется система управления ими, внедряются современные технологии производства продукции и на основе этого наращиваются объемы производства, улучшается ее качество, расширяются экономические связи организаций и предприятий с зарубежными партнерами. В новых условиях хозяйствования повышается роль бухгалтерского учета и возрастают требования к нему.
Управление предприятием требует систематической информации об осуществляемых хозяйственных процессах, их характере и объеме, о наличии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, их использовании, собственном капитале, обязательствах и финансовых результатах деятельности.
Введение 3
1. Сущность амортизации в хозяйственном обороте средств организации. Значение, цель и задачи начисления амортизационных отчислений 6
2. Нормативные документы, определяющие порядок начисления, использования и отражения в учете амортизационных отчислений основных средств 12
3. Методы и порядок начисления амортизации основных средств в Республике Беларусь 15
4. Синтетический и аналитический учет амортизации основных средств 26
5. Понятие амортизации и методы ее начисления, используемые в международной практике 30
6. Отражение амортизации основных средств в бухгалтерской и статистической отчетности 36
Заключение 39
Список используемых источников 41
Приложения 43
Показываемая в балансе остаточная стоимость внеоборотных активов (разница первоначальной стоимости и накопленной амортизации) характеризует собой ту часть их стоимости, которая должна быть списана на затраты в будущем. Сумма, отражаемая в балансе по кредиту счета «Накопленная амортизация», показывает ту часть первоначальной стоимости внеоборотных активов, которая уже была ранее отнесена на затраты предприятия и включена в себестоимость его продукции.
Амортизация существенно отличается от других статей затрат с точки зрения места и роли в кругообороте средств и в денежных потоках предприятия. Приобретение внеоборотных активов представляет собой как бы предоплату на несколько лет вперед тех расходов, которые предприятие неизбежно должно нести для того, чтобы использовать в своем обороте средства труда. В свою очередь, являясь частью первоначальной стоимости внеоборотных активов, амортизация возвращается на предприятие как элемент позитивного денежного потока через выручку в счет возмещения ранее понесенных расходов на покупку этих активов. С точки зрения зарубежной теории учета, накопленная амортизация не является неким фондом накопления денежных средств для замены устаревших внеоборотных активов. Накопленная амортизация рассматривается не как один из видов активов предприятия, а как уже отнесенная на затраты часть первоначальной стоимости приобретенных ранее долгосрочно используемых внеоборотных активов. [2, с.112-114]
В соответствии с п. 47 МСФО 16 для распределения амортизируемой суммы на систематической основе в течение срока полезной эксплуатации можно использовать различные методы амортизации: прямолинейного списания, уменьшения остатка, суммы единиц продукции. В украинском законодательстве к перечисленным методам добавляется также метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости и кумулятивный метод.
За рубежом практикуется использование нескольких методов расчета амортизации внеоборотных активов. Всю совокупность известных методов можно свести к двум основным группам: традиционные (классические) методы и методы ускоренной амортизации. К традиционным методам относятся метод прямолинейного списания и метод, основанный на учете производительности оборудования. Методы ускоренной амортизации включают метод фиксированной удвоенной нормы амортизации и метод суммы лет.
При этом зарубежные предприятия могут использовать различные методы расчета амортизации для различных видов этих активов. Более того, для определения суммы амортизации, подлежащей включению в себестоимость и в отчет о прибыли, часто применяются методы, отличные от тех, которые используются для составления отчета по налоговым платежам. Рассмотрим далее алгоритмы расчета амортизации по перечисленным выше основным методам. [2, с.114]
Предварительно следует отметить, что за рубежом расчет амортизации, подлежащей включению в себестоимость отчетного периода, практически всегда основывается на использовании следующих четырех показателей:
1) первоначальной стоимости объекта амортизации (ПС);
2) остаточной стоимости объекта амортизации на предполагаемый момент выбытия (ОС);
3) срока службы объекта амортизации (СЭ);
4) амортизируемой части первоначальной стоимости объекта (АС).
Остаточная стоимость и срок службы оцениваются экспертным путем уже в момент приобретения объекта амортизации.
Это необходимо делать для определения той части первоначальной стоимости объекта, которая подлежит списанию на затраты в течение срока эксплуатации. Амортизируемая стоимость объекта (АС) определяется как разность его первоначальной (ПС) и остаточной стоимости на момент выбытия (ОС):
АС = ПС – ОС
Для иллюстрации методов расчета амортизации будем использовать исходные данные следующего примера.
Исходные данные. 1 января автотранспортное предприятие «Эдвард Вудвард» приобрело грузовик «МЭК» стоимостью 22 000 долл. Предполагаемый срок эксплуатации грузовика был определен в 5 лет или на пробег в 400 000 км. Его остаточная стоимость на момент выбытия была оценена в 2000 долл. Стоимость, подлежащая отнесению на затраты (амортизируемая стоимость), равна 20 000 долл. (22 000 долл. - 2000 долл.).
Метод прямолинейного списания. Это наиболее простой и распространенный метод определения величины амортизации внеоборотных активов. Согласно ему, на затраты каждого отчетного периода (обычно года) списывается постоянная часть амортизируемой стоимости объекта.
Алгоритм метода прямолинейного списания состоит из следующих этапов.
1-й этап. Определяется ежегодная сумма амортизации:
(ПС - ОС) : СЭ = (22 000 долл. - 2000 долл.) : 5 = 4000 долл.
Расчет может быть записан и в табличной форме (табл. 1).
Таблица 5.1 - Расчет годовой суммы амортизации
Показатели | Сумма, долл. |
1. Первоначальная стоимость грузовика | 22 000 |
2. Прогнозная (оценочная) остаточная стоимость грузовика | 2 000 |
3. Амортизируемая стоимость грузовика (1—2) | 20 000 |
4. Ежегодная сумма амортизации, подлежащая списанию на затраты | 4 000 |
2-й этап. Расчет графика амортизации. На этом этапе определяются ежегодные суммы амортизационных затрат, величина накопленной амортизации и остаточная стоимость объекта. График оформляется в виде таблицы.
Ежегодно включая в себестоимость, а значит, и в цену (тариф) своих услуг 4000 долл., автотранспортное предприятие «Эдвард Вудвард» при прочих равных условиях (положительная рентабельность, устойчивый спрос на перевозки и др.) вернет себе через выручку к концу пятого года эксплуатации 20 000 долл. из 22 000 долл., затраченных на грузовик в момент покупки.
Обращает на себя внимание тот факт, что при использовании метода прямолинейного списания не принимается в расчет фактическая эксплуатационная загрузка объекта амортизации, что является недостатком этого метода. Ведь логично предположить, что в первые годы эксплуатации грузовик может использоваться с большей интенсивностью и с менее незначительными потерями рабочего времени на простои в связи с ремонтными и профилактическими работами, чем в последние годы службы, когда его естественный физический износ станет ощутимым. [5, с.100-102]
Метод, основанный на учете производительности оборудования. Данный метод позволяет устанавливать более тесную связь между интенсивностью эксплуатации грузовика, приносимыми им доходами и суммой амортизации, подлежащей списанию на затраты. Алгоритм его применения выглядит следующим образом.
1-й этап. Рассчитывается норма амортизации единицы эксплуатационной производительности объекта амортизации (ЭНА). Для грузовика это может быть прогнозируемый пробег (ПП). Такая норма определяется по формуле
ЭНА = (ПС - ОС) = (22 000 долл. - 2 000 долл.) = ПП 400 000 км =
= 0,05 долл. за один километр пробега.
2-й этап. Расчет фактической амортизации. По мере фактического пробега грузовика и на основе эксплуатационной нормы амортизации определяется, во-первых, сумма амортизационных затрат за каждый отчетный период; во-вторых, величина накопленной амортизации и, в-третьих, остаточная балансовая стоимость грузовика.
Рассмотренный метод амортизации удобен для тех видов внеоборотных активов, которые непосредственно связаны с производством, оказанием услуг, выполнением работ и по которым представляется возможность прямой идентификации их вклада в конкретный продукт.
Ограничивает применение этого метода относительно небольшой перечень таких внеоборотных активов.
Метод фиксированной удвоенной нормы амортизации. Быстрое развитие научно-технического прогресса приводит к сокращению сроков эксплуатации внеоборотных активов, зданий и сооружений, основных фондов, оборудования во многих отраслях промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций, транспорта, в сфере услуг. Для того чтобы предприятия имели возможность быстро окупать свои капитальные вложения в средства труда, для формирования и финансового обеспечения устойчивого спроса на новую технику и высокопроизводительные технологии, во многих индустриально развитых странах законодательно разрешено использование методов так называемой ускоренной амортизации.
Применение этих методов позволяет предприятиям накапливать наибольшие суммы амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации своих внеоборотных активов. С точки зрения требований такого фундаментального учетного принципа, как «соответствие затрат и доходов», логически это вполне оправданно, поскольку именно первые месяцы и годы приносят предприятиям наивысшую отдачу от задействования в технологических процессах новейшей техники, передовых технологий и оборудования.
Из методов ускоренной амортизации зарубежные предприятия чаще всего отдают предпочтение методу фиксированной удвоенной нормы амортизации. При этом методе предприятия обеспечивают наиболее быстрый возврат своих капитальных вложений в первые годы эксплуатации внеоборотных активов.
Для иллюстрации метода удвоенной нормы амортизации воспользуемся приведенными ранее исходными данными автотранспортного предприятия «Эдвард Вудвард».
Последовательность расчетно-аналитических процедур применения этого метода выглядит следующим образом.
1-й этап. По методу прямолинейного списания определяется годовая норма амортизации. В нашем примере грузовик приобретен на 5 лет. Следовательно, постоянная часть ежегодного списания амортизации на затраты будет равна 20% (1:5).
2-й этап. Ежегодная норма прямолинейного списания амортизации удваивается — 20% ∙ 2=40%. По этой фиксированной удвоенной норме будет определяться величина амортизационных затрат, подлежащих включению в себестоимость каждого года эксплуатации грузовика.
Расчет при этом выполняется по следующей формуле:
A3 = ОС ∙ УНА
где A3 — амортизация, относимая на затраты отчетного периода;
ОС — остаточная балансовая стоимость объекта амортизации;
УНА — удвоенная норма амортизации.
Метод суммы лет. Это еще один вариант метода ускоренной амортизации. Алгоритм его применения следующий.
1-й этап. Берется сумма простой последовательности лет в рамках установленного срока службы грузовика (5 лет):
1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.
2-й этап. Последовательность лет записывается в обратном порядке:
5-й год, 4-й год, 3-й год, 2-й год, 1-й год.
3-й этап. Определяются нормы амортизации для каждого из 5 лет эксплуатации грузовика:
для 1-го года — 5/15; для 2-го — 4/15; для 3-го — 3/15; для 4-го — 2/15; для 5-го — 1/15.
4-й этап. Рассчитываются суммы амортизации и остаточная балансовая стоимость грузовика за каждый год эксплуатации (табл. 5). Для этого используется формула
A3 = АС ∙ НА
где A3 — амортизационные затраты, списываемые на себестоимость отчетного периода (года); АС — амортизируемая часть первоначальной стоимости грузовика; НА — рассчитанная по. методу суммы лет норма амортизации для каждого года эксплуатации. [7, с.127]
Очевидно, что применение метода удвоенной нормы амортизации при прочих равных условиях позволит предприятию «Эдвард Вудвард» наиболее быстро возместить расходы, понесенные на приобретение грузовика. В процентном отношении возврат средств при каждом методе расчета амортизации выглядит следующим образом.
Использование методов ускоренной амортизации позволяет предприятию своевременно возмещать понесенные затраты, снижать потери от инфляции и увеличивать эффективность своих капитальных вложений.
Выбор и провозглашение в учетной политике использования того или иного метода начисления амортизации зависят от целого ряда факторов, таких как степень предполагаемой интенсивности эксплуатации оборудования и скорость его износа; предполагаемая продолжительность эксплуатации оборудования; требования рынка (спроса) по обновлению выпускаемой на данном оборудовании продукции; длительность жизненного цикла продукции, выпускаемой на амортизируемом оборудовании; прогнозируемая динамика цен и ожидаемое изменение конъюнктуры на новое оборудование аналогичного типа и класса и др.
Использование методов ускоренной амортизации особенно важно в тех отраслях, которые сильно зависят от достижений научно-технического прогресса, с динамично развивающимися технологиями и техникой (производство вычислительной техники, средств транспорта и связи, коммуникаций и т.п.). [6, с.120]
В 80-е годы в США была разработана и начиная с 1987 года разрешена к применению так называемая Модифицированная система ускоренной амортизации.
Эта система имеет целью стимулировать ускорение оборота и возмещение средств, вложенных предпринимателями в основные средства, за счет уменьшения суммы, с которой взыскиваются федеральные налоги. Поэтому Модифицированная система используется, главным образом, только в целях налогообложения. Эта система, как правило, не применяется для отражения стоимости долгосрочно используемых активов в балансе, так как предусмотренные ею сроки возмещения затрат обычно не совпадают с фактическими сроками эксплуатации объектов.
Согласно Модифицированной системе ускоренной амортизации, все долгосрочно используемые (внеоборотные) виды активов разделены на восемь групп исходя из установленных сроков, в течение которых должно быть обеспечено возмещение затрат. Первая группа включает в себя внеоборотные активы с амортизацией до 3 лет, вторая — до 5 лет, третья — до 7 лет и так далее последовательно — до 10, до 15, до 20, до 29,5 и до 31,5 года.