Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:58, курсовая работа
В последнее десятилетие в экономике Республики Беларусь проходят количественные и качественные изменения: осуществляется реструктуризация субъектов хозяйствования, совершенствуется система управления ими, внедряются современные технологии производства продукции и на основе этого наращиваются объемы производства, улучшается ее качество, расширяются экономические связи организаций и предприятий с зарубежными партнерами. В новых условиях хозяйствования повышается роль бухгалтерского учета и возрастают требования к нему.
Управление предприятием требует систематической информации об осуществляемых хозяйственных процессах, их характере и объеме, о наличии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, их использовании, собственном капитале, обязательствах и финансовых результатах деятельности.
Введение 3
1. Сущность амортизации в хозяйственном обороте средств организации. Значение, цель и задачи начисления амортизационных отчислений 6
2. Нормативные документы, определяющие порядок начисления, использования и отражения в учете амортизационных отчислений основных средств 12
3. Методы и порядок начисления амортизации основных средств в Республике Беларусь 15
4. Синтетический и аналитический учет амортизации основных средств 26
5. Понятие амортизации и методы ее начисления, используемые в международной практике 30
6. Отражение амортизации основных средств в бухгалтерской и статистической отчетности 36
Заключение 39
Список используемых источников 41
Приложения 43
Отнесение долгосрочных активов к той или иной группе поставлено в зависимость от темпов научно-технического развития, обновления и модернизации средств труда. Быстрый возврат через льготное налогообложение средств, вложенных в активную часть основных фондов, обусловливает устойчивое поддержание и надежное финансовое обеспечение спроса на продукцию отраслей, производящих высокотехнологичное оборудование. Это существенно стимулирует научно-технический прогресс. Так, для большинства разновидностей специального технологического оборудования сроки амортизации установлены до 3 лет. Автомобили, грузовики малой и средней грузоподъемности вошли в группу с периодом возмещения их стоимости сроком до 5 лет. К примеру, здания и сооружения обычно относятся к последним группам с наибольшим сроком амортизации. [7, с.131-134]
Следует отметить, что для основных средств с периодом амортизации и восстановления стоимости до 10 лет используется метод удвоенной нормы амортизации. Для объектов со сроком амортизации до 15 и до 20 лет — метод полуторной нормы амортизации. Для объектов с обновлением 29,5 и 31,5 года применяется метод прямолинейного списания.
На ОАО «Кристалл» применяется программа "1С:Бухгалтерия".
Аналитический учёт основных средств ведётся по каждому инвентарному объекту. Отдельным инвентарным объектом является законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно отдельный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Инвентарным объектом определяется также комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разнообразного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления и принадлежности, общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс - определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. В зависимости от видов основных средств аналитический учёт ведется на инвентарных карточках учёта основных средств (форма ОС-6). На предприятиях, имеющих небольшое количество инвентарных объектов, ведутся инвентарные книги.
Аналитический счёт отражает техническую и экономическую характеристику объекта, его местонахождение, первоначальную оценку и переоценку по восстановительной стоимости, а также норму амортизационных отчислений. В аналитическом учёте отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисления амортизации, по группам и видам, по отраслевому признаку, по принадлежности, по признаку использования.
На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя завода, составляется Акт приёмки-передачи (внутреннее перемещение) основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилагается техническая документация относительно данного объекта. Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для предприятия, которое получает, и предприятия, которое передает основные средства). При передаче в цех объекта основных средств, изготовленного собственными силами, к акту прилагается также приемо-сдаточный акт, свидетельствующий о передаче изготовленного основного средства цехом-изготовителем на склад, приказ председателя правления о передаче данного средства цеху- получателю, паспорт, калькуляция затрат на производство.
Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект и в дальнейшем проставляется во всех документах, которые отражают движение объекта, а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим предупреждается путаница в учёте, обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер присваивается на всё время эксплуатации объекта до списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе.
На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка (форма №0С-6), являющаяся регистром аналитического учёта. В карточках содержится наименование основных средств, номер акта и дата приёмки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делается отметка о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии.
Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает в себя отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнение этих карточек производится на основе первичной документации: актов приёмки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов по приобретению, сооружению, перемещению и ликвидации объектов основных средств.
Инвентарные карточки сверяются с данными синтетического учёта. Для пообъектного учёта фондов в местах нахождения у материально ответственных лиц ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОЗ-9).
Ежемесячные итоговые данные инвентарных карточек на поступившие объекты должны записываться в карточки учёта движения основных средств, которые ведутся в разрезе групп основных средств. Однако на машзаводе эти карточки не ведут, а информация относительно групп основных средств заносится в компьютер и в конце каждого месяца составляется сводная ведомость учёта балансовой стоимости объектов, поступившим на завод, а также ведомость на вводимые в эксплуатацию основные фонды, где данные сгруппированы по группам - промышленно-производственные фонды, производственные основные фонды, непроизводственные основные фонды. В разрезе каждой группы основные фонды группируются по цехам. Балансовая стоимость по каждой группе основных фондов подсчитываются в разрезе 3 групп для получения информации о стоимости основных средств, на которую будет начисляться амортизация.
Для регистрации инвентарных карточек применяется опись инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии с целью контроля за сохранностью карточек. Так как на предприятии находится большое количество основных фондов, то данную форму не нашла своего применения.
Внутреннее перемещение основных средств (из цеха в цех) оформляется Актом приёмки-передачи на внутреннее перемещение основных средств, который составляется в двух экземплярах: первый сдаётся в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарной карточке; на основании второго делается сдатчиком отметка в инвентарном списке о выбытии объекта. Акт на внутреннее перемещение составляется в двух экземплярах в том отделе, который сдает основные средства.
Для начисления амортизации используется разработочная таблица формы №03-14 «Расчёт амортизации основных средств», данные которой служат обоснованием для отражения в учёте суммы начисленной амортизации и износа основных средств и нематериальных активов. Сумма начисленной амортизации включается в затраты тех участков производства, где находятся в эксплуатации основные средства.
На ОАО «Кристалл» для расчёта амортизации применяется ведомость распределения балансовой стоимости, амортизационных отчислений и износа по участкам и балансовым счетам, где информация сгруппирована по каждому цеху. В данной ведомости указаны балансовые счета учёта объектов, на которые начисляется амортизация, первоначальная и балансовая стоимости объекта, сумма амортизации за месяц и квартал, общая сумма износа.
В рамках действующего законодательства предприятие имеет право безвозмездно передавать другим юридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их в случае физического и морального износа.
Переданные основные средства оформляются актом приёмки-передачи основных средств, который затем передаётся получателю этих средств и является основанием для принятия на учёт данного основного фонда. Для учёта переданных и списанных основных средств с баланса предприятия ведётся справочная ведомость по списанным и переданным основным фондам, где имеются данные по каждому наименованию основных фондов - цех, причина списания, срок службы, первоначальная стоимость и сумма износа.
Выбытие основных средств оформляется Актом на списание основных средств по форме ОС-3, в котором показывается первоначальная стоимость выбывшего объекта, сумма износа, остаточная стоимость, причина выбытия объекта, расходы, связанные с выбытием объекта, сумма полученного дохода. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, которая утверждена приказом руководителя. На основании акта делают в материальной бухгалтерии соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарных списках. На основании данных актов по результат каждого месяца составляется ведомость балансовой стоимости объектов, ликвидируемых по заводу, которая ведется в разрезе групп основных фондов с указанием балансовой стоимости ликвидируемых объектов.
На основании первичных документов по учёту основных средств, а также накопительных и группировочных ведомостей, которые были описаны ранее, составляется сводная ведомость наличия основных средств за квартал в разрезе групп основных фондов. В ней раскрыта информация относительно количества фондов, первоначальной и балансовой стоимостей, суммы износа, суммы амортизационных отчислений за месяц и квартал.
Подводя итоги проведенного в курсовой работе исследования, можно констатировать, что основные средства являются одним из важнейших факторов, влияющих на развитие финансово-хозяйственной деятельности любой организации.
Порядок учета амортизации основных средств регламентируется значительным количеством нормативно-правовых актов разных уровней, однако основные методологические принципы учета заложены в Положении по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденному Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001г. № 118
Необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки. От правильности и достоверности оценки зависит точность начисления амортизации на объекты основных средств, а, следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг), отпускных цен на нее, сумм причитающегося налога на имущество и других показателей. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации.
Практический анализ системы бухгалтерского учета основных средств и учетной политики ОАО «Кристалл» позволяет сделать следующие выводы.
1. Бухгалтерский учет основных средств характеризуется следующими положениями:
основные средства организации приобретаются в основном в лизинг;
выбытие основных средств происходит за счет полного износа или реализации;
инвентаризация основных средств проводится два раза в год перед составлением полугодовой и годовой бухгалтерской отчетности;
в качестве первичных учетных документов по движению основных средств ОАО «Кристалл» применяются приспособленные бланки по учету основных средств, хотя карточки учета основных средств и акты приемки-передачи, а также акты списания основных средств применяются стандартной формы, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 69 от 22.11 2005г. "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств", все составленные документы представлены на бумажных носителях, заполненных в ручную. Руководству следует обратить больше внимания не только на автоматизацию учета, но и на применение стандартных, утвержденных форм бухгалтерского учета.
2. Начисление амортизационных отчислений в ОАО «Кристалл» в целях бухгалтерского учета ведется линейным методом, срок полезного использования основных средств для целей бухгалтерского учета устанавливается согласно нормативным документам по начислению износа.
3. В качестве основного направления совершенствования учета основных средств ОАО «Кристалл» рекомендуется проводить работу по совершенствованию бухгалтерского учета, данные которого можно будет использовать для налогового учета. Этого можно достичь, оперируя субсчетами и счетами аналитического учета. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета синтетический учет можно вести в разрезе необходимых субсчетов (аналитический учет будет вестись по каждому объекту основных средств) по видам затрат, формирующих стоимость основного средства в налоговом учете.
1. Левкович О.А. и др. Бухгалтерский учет. - Мн.: Амалфея, 2005.
2. Левкович О. А., Бурцева И.Н. Конспект лекций по бухгалтерскому учету. - Мн.: Элайда, 2007.
3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2005.
4. Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. - Мн.: БГЭУ, 2006.
5. Папковская П.Я. Производственный учет в АПК: теория и методология. - Мн.: Информпресс, 2001.
6. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. - М.: Инфра-М, 2003.
7. Стешиц Л.И. Бухгалтерский учет а АПК. - Мн.: Урожай, 2001.
8. Стражева Н.С., Стражева А.В. Бухгалтерский учет. - Мн.: Книжный дом, 2004.
9. Чечеткин А.С. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. - Мн.: - 2008.
10. Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 25 июня 2001г. №42-3 с изменениями (Национальный реестр правовых актов РБ. 2001. №63)
11. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденное Министерством экономики, финансов, статистики и анализа от 30.03.2004 г. №87/55/33.
12. Внесение изменений в положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденное постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа от 24.01.2003 г. № 33/10/15.
13. Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа от 23.11 2001г. №187/110/96