Сущность аудита и аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является освещение основных аспектов концепции существенности в аудите и методикам ее определения, взаимосвязи существенности и аудиторских рисков, объема аудиторских процедур

Содержание работы

Введение
1. Сущность аудита и аудиторской деятельности
1.1 Понятие аудита и аудиторской деятельности
1.2 Требования законодательства к аудиту и аудиторской деятельности
2. Концепция существенности в аудите
2.1 Понятие существенности
2.2 Определение существенности на практике
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

0502857_A5ADF_koncepciya_sushestvennosti_v_audite_rk.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

4. Аудиторская организация вправе обжаловать заключение профессиональной организации в судебном порядке.

Права и обязанности аудиторских организаций

1. Аудиторские организации вправе:

1) самостоятельно определять методы проведения аудита;

2) запрашивать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию для выполнения условий договора на проведение аудита;

3) привлекать на договорной основе к участию в проведении аудита специалистов различного профиля;

4) отказаться от проведения аудита либо выдачи аудиторского отчета в случае нарушения аудируемым субъектом условий договора на проведение аудита;

5) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого субъекта, а также фактическое наличие имущества, учтенного в этой документации.

2. Аудиторские организации обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности, стандарты аудита;

2) не препятствовать проведению внешнего контроля качества, проверкам, проводимым уполномоченным органом;

3) в течение одного месяца со дня получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности или добровольного выхода из профессиональной организации, или исключения из нее вступить в профессиональную организацию;

4) при лишении аккредитации профессиональной организации, членами которой они являются, в течение трех месяцев вступить в другую профессиональную организацию;

5) не разглашать коммерческую тайну;

6) предоставлять аудируемому субъекту информацию о выявленных нарушениях в ведении бухгалтерского учета, финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью.

В случае проведения аудита в государственных учреждениях, государственных предприятиях, в юридических лицах с участием государства аудиторские организации обязаны также предоставлять аудируемым субъектам информацию о выявленных нарушениях законодательства Республики Казахстан при использовании бюджетных средств, кредитов, связанных грантов, активов государства, гарантированных государством займов;

7) сообщать уполномоченному государственному органу по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций с уведомлением аудируемых субъектов о выявленных в результате аудита финансовых организаций, организаций, входящих в состав банковского конгломерата, организаций, входящих в страховую группу, для которых проведение аудита является обязательным, нарушениях законодательства Республики Казахстан;

8) предоставлять отчетность в уполномоченный орган в соответствии с правилами лицензирования аудиторской деятельности и квалификационными требованиями, предъявляемыми при лицензировании, а также информацию по страхованию своей гражданско-правовой ответственности по форме, утвержденной уполномоченным органом;

9) представлять в установленные законодательством Республики Казахстан сроки аудиторский отчет финансовых организаций, организаций, входящих в состав банковского конгломерата, организаций, входящих в страховую группу, в уполномоченный государственный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

10) сообщать уполномоченному органу по финансовому мониторингу сведения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

3. Не допускается незаконное вмешательство государственных органов, аудируемых субъектов и любых третьих лиц в деятельность аудиторских организаций.

4. Аудиторские организации обязаны заключить договор страхования гражданско-правовой ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения имущественного вреда при осуществлении аудита.

За нарушение законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности, а также условий договора аудиторы и аудиторские организации несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Запрещается проведение аудита аудиторской организацией:

  • заказчиков, чьим участником, кредитором является данная аудиторская организация или ее работники, осуществляющие данный аудит;
  • организаций, с которыми был заключен договор страхования гражданско-правовой ответственности;
  • организаций, которым за последние три года были предоставлены услуги по профилю своей деятельности;
  • исполнители которой состоят в трудовых отношениях или являются близкими родственниками или свойственниками должностных лиц аудируемого субъекта, а также акционера (участника), владеющего десятью и более процентами акций (или долями участия в уставном капитале) аудируемого субъекта;
  • исполнители которой имеют личные имущественные интересы в аудируемом субъекте;
  • если у нее имеются денежные обязательства перед аудируемым субъектом или у аудируемого субъекта перед нею, за исключением обязательств по проведению аудита;
  • в случаях, влекущих возникновение конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта, за исключением обязательств, возникающих из заключенных публичных договоров.

В процессе аудиторской деятельности аудиторы должны придерживаться определенных принципов, обязательных для соблюдения независимо от конкретных условий, в которых осуществляется аудит. Во всем мире такие принципы излагаются в аудиторских стандартах. Под стандартами аудита понимаются нормативные документы, устанавливающие единые требования к аудиту и определяющие принципы и порядок его проведения.

Международные стандарты аудита (МСА) позволяют унифицировать подход к аудиту в международном масштабе. Международные стандарты аудита (МСА) призваны повысить степень единства аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире. Эти стандарты разрабатываются и публикуются Международной Федерацией бухгалтеров (МФБ) –International Federation of Accountants- (IFAC), штаб- квартира которой находится в Нью-Йорке, США. В настоящее время в IFAC входят 129 национальных бухгалтерских организаций из 92 стран. В 2000 году  Казахстан стал членом IFAC.

 В настоящее время система  Международных стандартов аудита (МСА) состоит из 36 стандартов, разнесенных по 9 группам, и  10 положений, входящих в 10 группу. Таким образом, по состоянию на 01.01.2002 г. существует  46 стандартов аудита. Отмеченные 9 групп следующие: 1. «Вступительные аспекты»;  2. «Ответственность»; 3. «Планирование»; 4. «Внутренний контроль»; 5. «Аудиторские доказательства»; 6. «Использование работы других»; 7. «Аудиторские выводы и представление отчетов»; 8. «Специализированные области»; 9. «Сопутствующие услуги».

В Казахстане разработка национальных стандартов ведется с учетом положений международных аудиторских стандартов.

Международные стандарты  аудита включают в себя общие стандарты, рабочие  стандарты и стандарты  отчётности и  стандарты применимы  ко всем аудиторским соглашениям. Для аудита  является важным соответствие этим стандартам. Стандарты предусматривают минимальные требования, которые должны быть соблюдены для того, чтобы аудитор мог объявить о проведении аудиторской проверки в полном соответствии с международными стандартами аудита.

Общие стандарты. Аудиторская проверка должна быть проведена  объективно и с должным вниманием профессионально подготовленных людей.

Рабочие стандарты. Работа должна быть соответствующим образом спланирована и выполнена. Если у аудитора есть помощники, их необходимо должным образом контролировать.

  • Для планирования аудиторской проверки необходимо получить информацию о структуре внутреннего контроля. В случае оценки контрольного риска ниже его максимального    значения    необходимо    при    помощи    тестирования    собрать достаточные соответствующие доказательства для подтверждения оценки.
  • Основой для оценки проверяемых финансовых отчётов должна быть существенная информация, полученная в ходе проверок, наблюдений, опросов, подтверждений, вычислений и анализа.

Стандарты отчётности

  • Отчёт должен содержать перечень финансовых отчётов, подверженных аудиторской проверке, и упоминание об ответственности руководства и аудитора.
  • Отчёт должен сообщать объём охвата (масштаб) аудиторской проверки.
  • В аудиторском отчёте либо должно содержаться мнение аудитора о финансовых отчётах в целом, либо должны быть отражены причины, по которым это мнение не может быть выражено.
  • Мнение должно указывать на то, представлены ли достоверно и объективно во всех существенных аспектах финансовое положение, результаты хозяйственной деятельности и движения денежных средств в финансовых отчётах. Заключение должно быть основано на международных стандартах финансовой отчетности или, в особых случаях, на соответствующим образом раскрытых бухгалтерских принципах. Отчёт должен ясно объяснять какие-либо оговорки в заключении.

 В целом, стандарты определяют нормативные требования к качеству и достоверности аудита и обеспечивают определенный уровень независимости, объективности, профессиональной компетентности, конфиденциальности информации о результатах  аудиторской проверки. Стандарты являются основанием для доказательства в хозяйственных и гражданский судах качества проведения аудиторской проверки и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют методологию подхода к проведению аудиторской проверки, а также базовые принципы, виды отчетов аудиторов.

Во всех странах, где осуществляется аудиторская деятельность существует Кодекс этических профессиональных норм. Такой Кодекс этического поведения дает соответствующие рекомендации, точно определяет критерии поведения в определенной ситуации,  является декларацией твердых норм поведения и содействует их  выполнению.

Этика - это «область философии, которая занимается систематическим  изучением проблемы человеческого  выбора, стандартов хорошего и плохого, которыми человек руководствуется  и добра, к которому он в конечном итоге будет стремиться»

Выделяют  три элемента этики:

Проблемы  выбора;

Моральные принципы;

Последствия решения;

20-21 июля  1995 года состоялся внеочередная  конференция Палаты  аудиторов  РК, на которой были приняты  Кодекс этики аудиторов РК  и первые 12 казахстанских стандартов  по аудиту.

  Кодекс  этики аудиторов устанавливает:

  • Стандарты поведения аудиторов;
  • Основные принципы, которые должны быть соблюдены аудиторами для достижения общих целей.

   Кодекс  признает, что цели профессии  аудитора следующие:

  • Работать в соответствии  с требованиями высоких стандартов;
  • Достичь наивысшего уровня профессионализма, как того требует    интересы общества.

Можно выделить и другие принципы аудита как:  научность, оперативность,  конкретность, подотчетность, суждение, ценность и т.д.

Кроме того, профессиональными этическими нормами поведения аудиторов определяются и другие стороны взаимоотношений аудитора в обществе в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей: налоговые отношения, отношения между аудиторами, плата за профессиональные услуги, публичная информация, реклама и др.

Этические нормы призваны  поднимать престиж аудиторской профессии. По мере роста самосознания аудиторов независимо от существующих правил каждый специалист должен определить для себя содержание понятия «профессиональное поведение».

 

 

2. Концепция существенности  в аудите

 

2.1 Понятие существенности

 

Концепция существенности существует как в бухгалтерском  учете, так и в аудите. Существенность, или иногда говорят “материальность” (буквальный перевод английского  термина materiality), является одним из основных понятий аудита. Существенными в аудите считаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность финансовой отчетности клиента. Как количественная характеристика таких обстоятельств выступает уровень существенности, то есть предельное значение искажений бухгалтерской отчетности, начиная с которого нельзя принимать на ее основе правильные решения. Установить четкие и однозначные критерии существенности совсем непросто.

Предварительное суждение может включать оценки того, что  является важным для разделов баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, взятых по отдельности и для финансовых отчетов в целом. Одна из целей предварительного суждения о существенности - сфокусировать внимание аудитора на более значительных пунктах финансового отчета при определении стратегии аудиторской проверки.

Порядок определения  существенности в международной  аудиторской практике регулируется стандартом “Существенность в аудите” (ISA 320 “Audit Materiality”).

В МСФО существенность определяется как величина пропуска, неточного или неправильного трактования факта бухгалтерской информации, которая в свете сопутствующих обстоятельств делает вероятным, что суждение, сделанное на основе этой информации, могло бы измениться или на него мог бы повлиять неточный или неправильный факт.

Информация о работе Сущность аудита и аудиторской деятельности