Теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Торговля - особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Необходимо отметить, что в настоящее время торговой деятельностью занимаются большая часть предприятий. Это треть всех предприятий страны. Таким образом, розничная торговля - это продажа товаров конечным потребителям, и при этом не с целью ее дальнейшей перепродажи или использования в рамках предпринимательской деятельности физических лиц из числа индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Файлы: 1 файл

теор часть.docx

— 84.15 Кб (Скачать файл)

4) все приобретенные товары  заносятся в список, из которого  проданный товар вычеркивается  в день продажи (с указанием  даты продажи) и т.д.

В крупных магазинах (супермаркетах), обслуживающих большое количество покупателей и имеющих большой  ассортимент товаров, для идентификации  конкретной единицы товара используют штрих-код, который содержит всю  необходимую для учета реализации этой единицы товара информацию. Для  нанесения штрих-кодов требуется дорогостоящее оборудование, поэтому данный способ при всей его простоте и удобстве доступен не всем организациям. Для того чтобы определить стоимость реализованных товаров, необходимо сначала определить их количество, а затем рассчитать их стоимость тем способом, который установлен в приказе об учетной политике организации.

 

Учет товаров  по продажным ценам

При учете товаров по продажным  ценам используется счет 42 «Торговая  наценка». При данном способе учета  в момент оприходования товаров на счете 41»Товары», формируется их розничная продажная цена, включающая сумму НДС:

- в корреспонденции с  кредитом счета 60 «Расчеты с  поставщиками» отражается стоимость  приобретения товаров (без НДС);

- в корреспонденции с  кредитом счета 42 «Торговая наценка»  отражается сумма торговой наценки.

Размер торговой наценки  должен устанавливаться организацией с таким расчетом, чтобы покрыть все издержки обращения, учитываемые торговой организацией на счете 44 «Расходы на продажу», сумму начисленного НДС и обеспечить получение прибыли.

По общему правилу размер торговой наценки по товарам ничем  не ограничен и может быть любым. Исключением являются некоторые  товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование  цен и устанавливаются предельные размеры розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя.

 

Возврат товаров  в розничной торговле

В определенных случаях покупатель имеет право вернуть продавцу приобретенный товар. Отражение  возврата товара в бухгалтерском  учете имеет свои особенности. Возврат  товара широко распространен в розничной  торговле. Основанием для возврата проданного товара могут служить  различные обстоятельства.

В розничной торговле возврат  чаще всего происходит по причине  продажи некачественного или  некомплектного товара. Нередки также  случаи, когда покупатель возвращает товар в магазин по причине  того, что приобретенный им товар  не подошел ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В подобных случаях на продавца возлагается  обязанность принять проданный  товар обратно и вернуть деньги покупателю. Покупатель может вернуть  товар как в день покупки, так и позже. В зависимости от этого возврат товара оформляется продавцом по-разному. Если покупатель возвращает приобретенный товар в день покупки (т.е. до окончания смены и снятия Z-отчета), то продавцу необходимо: составить акт; выписать накладную на возвращаемый товар; вернуть деньги.

Акт «О возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам» (Приложение А) составляется в одном экземпляре и подписывается руководителем предприятия, ответственным администратором, кассиром. Данный акт составляется также и в том случае, если кассир неправильно пробил чек.

Накладную на возвращаемый товар продавец должен оформить в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному  отчету, а другой вручается покупателю и является основанием для получения  им денежной суммы за возвращенный товар.

При возврате купленного товара покупатель обязан предъявить продавцу кассовый чек, выданный при покупке. Директор или его заместитель  должен расписаться на полученном чеке. После этого покупателю возвращаются деньги. Возврат денежной суммы производится из операционной кассы организации  по чеку, выданному в данной кассе. При этом возможны также случаи, когда товар возвращается покупателем  по чеку, в котором указано несколько  наименований товаров. В такой ситуации магазин (продавец) должен выдать покупателю взамен возвращенного чека копию  чека, заверенную печатью и подписью руководителя магазина.

После того как деньги покупателю будут возвращены, продавцу необходимо приклеить полученный от покупателя чек на отдельный лист бумаги и  сдать его вместе с актом о  возврате денежных сумм в свою бухгалтерию.

Поскольку возврат товара производится в день его продажи, то никаких проводок, отражающих возврат товара, в бухгалтерском  учете в таком случае делать не нужно (просто в учете изначально не отражается факт реализации возвращенного товара) [13, c. 156-197].

 

2. Бухгалтерский учет товарных операций на примере ОАО «Знамя индустриализации»

2.1. Организационная характеристика  розничного предприятия 

 

ОАО «Знамя индустриализации» является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Исследуемое предприятие вправе в установленном  порядке открывать банковские счета  на территории Республики Беларусь и  за ее пределами.

Виды  деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются исследуемым предприятием после получения лицензии в установленном  законом порядке.

ОАО «Знамя индустриализации» самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера.

ОАО «Знамя индустриализации» – розничное торговое предприятие, зарегистрированное Минским городским исполнительным комитетом 4 ноября 2002 г.

Основным  видом деятельности предприятия  является розничная торговля непродовольственными товарами (мужская и женская одежда). Основными потребителями реализуемой предприятием являются физические лица.

На исследуемом  предприятии  продажа товаров ведется на основе самообслуживания и через прилавок обслуживания.

Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контроллерами-кассирами. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают через прилавок индивидуального обслуживания.

Предприятие самостоятельно  планирует  свою  производственно-хозяйственную деятельность,   а   также   социальное развитие  коллектива.  Основу  планов составляют договоры, заключаемые с потребителями  продукции  и    услуг,   а также поставщиками  материально-технических  и иных ресурсов. Реализация  продукции,   выполнение  работ    и    предоставление   услуг осуществляются  по ценам и тарифам,  устанавливаемым  самостоятельно.

Основной  целью работы ОАО «Знамя индустриализации» является получение прибыли. Прибыль - это ключевой показатель организации. Основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

  1. ее максимизацию;
  2. получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. ее суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;
  3. минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

ОАО «Знамя индустриализации» ориентировано на получение максимальной прибыли. Рост прибыли в организации обуславливается следующими факторами:

  1. наиболее полное удовлетворение потребностей населения
  2. условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
  3. создание новых рабочих мест;
  4. публичная ответственность и имидж организации;
  5. техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, минимизация издержек производства и т.д

Ниже  на рис.1 представлена организационно-производственная структура исследуемого предприятия.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Организационно-производственная структура предприятия

 

 

 

 

2.2 Документальное оформление товарных  операций на исследуемом предприятии

В ОАО «Знамя индустриализации» товары для продажи поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, со складов и т. д. Товары, поступающие на предприятие розничной торговли в ОАО «Знамя индустриализации», должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов.

В учете  товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально-ответственных лиц. При приемке товара следует особое внимание уделить на целостность упаковки.

Приемка товара от поставщика на исследуемом предприятии осуществляется лицами, с которыми заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности (Приложение Б). Обычно заключается договор с поставщиком, в котором оговаривается доставка приобретенных товарно-материальных ценностей на склад магазина ОАО «Знамя индустриализации», за счет поставщика.

В таблице 2.1 указаны основные формы первичных учетных документов по торговым операциям, применяемые на исследуемом предприятии.

Таблица 2.1 Основные формы первичных учетных  документов по торговым операциям, применяемые  на исследуемом предприятии

 

№ п/п

Хозяйственная операция

Документ

1

Поступление товаров

Акт о приемке товаров

-

   

Акт об установленном расхождении  по количеству и качеству при приемке  товарно-материальных ценностей

-

   

Товарная накладная

ТН-2

   

Товарно-транспортная накладная

ТТН-1

   

Сопроводительные документы поставщика

-Сертификат

-Паспорт качества и  др.

 

2

Выбытие товаров

Товарная накладная

ТН-2

   

Товарно-транспортная накладная

ТТН-1

   

Акт о порче, бое, ломе товара

-

   

Акт о списании товарно-материальных ценностей

-

   

Накладная на внутреннее перемещение 

-

3

Расчетные документы

Платежное требование

-

   

Счет

-

   

Платежное поручение

-

   

Счет-фактура

-


Примечание. Источник: собственная разработка автора

 

В ОАО «Знамя индустриализации» основным документом, подтверждающим факт купли-продажи товара, является чек, полученный с применением контрольно-кассовой техники, а также товарный чек, который выписывается по требованию покупателя.

Акт о  приемке товаров  (Приложение В) применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Акт составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем исследуемого предприятия.

Приемка товара производится по фактическому наличию. Количество составляемых актов  и комплектность документов определяются фактической ситуацией.

Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров  от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи  оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи. Акты о  приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим  наличием товаров по данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или  расчетных документах, а при приемке  их по качеству и комплектности - согласно требованиям к качеству товаров, предусмотренным в договоре или  контракте.

Акты  составляются по результатам приемки  членами комиссии и экспертом  организации, на которую возложено  проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному  документу.

При приемке  товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под  расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

На основании  акта кладовщик делает записи об оприходовании товаров в журнале учета товаров на складе (Приложение Г). Оформленный акт передают в бухгалтерию ОАО «Знамя индустриализации». Срок хранения акта о приемке товаров в архиве организации составляет пять лет.

Акт подписывают члены комиссии, принимавшие товары, главный бухгалтер и представитель поставщика (в том случае если он присутствовал при приемке товара) после чего его утверждает руководитель организации. Он служит основанием для составления претензионного письма поставщику или транспортной организации, если по ее вине образовалась недостача, с требованием возместить убытки. Полностью оформленный акт передается в бухгалтерию предприятия, на основании которого составляются соответствующие бухгалтерские проводки.

Информация о работе Теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле