Теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Торговля - особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Необходимо отметить, что в настоящее время торговой деятельностью занимаются большая часть предприятий. Это треть всех предприятий страны. Таким образом, розничная торговля - это продажа товаров конечным потребителям, и при этом не с целью ее дальнейшей перепродажи или использования в рамках предпринимательской деятельности физических лиц из числа индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Файлы: 1 файл

теор часть.docx

— 84.15 Кб (Скачать файл)

Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение  товаров.

Если инвентаризация товаров проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся товары, при уходе  инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии описи  должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Если материально-ответственные  лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, секции и т.п.) заявить  об этом председателю инвентаризационной комиссии. Тогда инвентаризационная комиссия проверит эти факты и  исправит ошибки.

Инвентаризация товаров, как правило, проводится в порядке расположения товаров в данном помещении. При  хранении товаров в разных изолированных  помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно  по местам хранения.

По результатам инвентаризаций (в отсутствие хищений) легко рассчитать стоимость проданной продукции. Для этого, например, на каждое 1-е  число каждого месяца проводят инвентаризацию остатков товара в данном подразделении. Затем рассчитывают стоимость проданной  продукции, которая будет равна  стоимости остатка товаров на начало месяца плюс стоимость поступивших  в этом месяце товаров (по данным накладных  или дневных заборных листов) и  минус стоимость остатков товаров  на конец месяца.

Для оформления инвентаризации необходимо применять  формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

В приказе о проведении инвентаризации (Приложение Л) находит свое отражение информация, касающаяся объема, порядка и сроков проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Сведения о фактическом наличии  товаров записываются в инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, составляется  «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных».

Каждая из описей составляется в  двух экземплярах, подписывается членами  комиссии и лицом, ответственным  за хранение. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления  сличительной ведомости, а второй остается у материально-ответственных лиц.

Все товары заносятся в опись  отдельно по каждому наименованию с  указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.).

Товары отражают в тех ценах, в которых они  числятся в бухгалтерском учете.

При исправлении  ошибок вручную во всех экземплярах  описей неправильные записи зачеркиваются  и над ними ставятся правильные записи. Исправления оговариваются и  подписываются всеми членами  комиссии и материально-ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять  незаполненные строки. Незаполненные  строки прочеркиваются. На последней  странице описи должна быть сделана  отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписываются  всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами.

В конце описи материально-ответственные  лица дают расписку о проведении комиссией  проверки товаров в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных  в описи товаров на ответственное  хранение.

Если проверяют фактическое  наличие товара при смене материально-ответственного лица, то лицо, принимающее и сдающее  товар, расписывается в соответствующих  строках описи.

В описи должны включаться все выявленные товары, в том числе и излишки. Если при инвентаризации обнаружены испорченные товары, то на них составляют соответствующие акты.

Товары, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти товары приходуются  по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

При инвентаризации эти товары заносятся  в отдельную опись под наименованием  «Товарно-материальные ценности, поступившие  во время инвентаризации». В такой  описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер  приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена  комиссии) делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти  товары.

Как правило, товар во время инвентаризации не отгружается. Однако если инвентаризация длится долго, то в особых случаях  материально-ответственные лица могут  отпускать товар в присутствии  членов инвентаризационной комиссии, но на это у них должно быть письменное разрешение руководителя и главного бухгалтера

Эти товары заносятся в отдельную  опись под названием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». В расходных документах делается соответствующая отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

По результатам проверки фактического наличия товаров, отраженных в инвентаризационных описях и актах, составляется  «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей» (Приложение М).

На товары, не принадлежащие организации, но числящиеся в ее бухгалтерском  учете (находятся на ответственном  хранении, приняты на комиссию и  т.п.), составляются отдельные ведомости.

Для выведения результата по инвентаризации составляется сличительная ведомость.

В сличительных ведомостях отражаются только те товары, по которым были выявлены отклонения от учетных данных. В  ведомостях показывают расхождения  между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Излишки или недостачи  отражаются в тех ценах, в которых  ведется учет товаров (покупных, отпускных).

При оформлении итоговых документов следует учитывать пересортицу  товаров, а также списание потерь в пределах норм естественной убыли.

Пересортица - это одновременно излишки  одного вида и недостачи другого  вида товаров одного и того же наименования. При этом материально-ответственные  лица должны представить подробные  объяснения о допущенной пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может  быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товара одного и того же наименования и в тождественных  количествах.

Если при зачете недостач излишками  по пересортице стоимость недостающих  товаров выше стоимости товаров, оказавшихся в излишке, то эта  разница в стоимости относится  на виновных лиц. При этом убыль товаров в пределах установленных норм определяется после зачета недостач товаров излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице еще осталась недостача товаров, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию, по которому установлена недостача. При отсутствии норм естественной убыли, убыль рассматривается как недостача сверх норм.

В сличительной ведомости отражают результаты проведенного зачета (суммы  недостач, покрытых излишками), а также  излишки и недостачи, оставшиеся после проведения зачета. Сличительную ведомость составляют в двух экземплярах. Результаты инвентаризации и выводы комиссии (о списании товаров, привлечении  виновных лиц к ответственности  и т.п.) оформляются приказом руководителя.

При обнаружении несоответствий данных инвентаризации и бухгалтерского учета  председатель инвентаризационной комиссии должен доложить об этом руководителю организации, который решает, как  эти расхождения будут урегулированы.

Только руководитель организации  может принять решение о взаимном зачете излишков и недостач или о  списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли, а также  о привлечении виновных лиц к  ответственности за недостачи сверх  норм естественной убыли.

Установленные недостачи или излишки  в бухгалтерском учете отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация.

Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском  учете на счете учета товаров  по рыночной цене на дату проведения инвентаризации. В таблице 2.3. представлена корреспонденция счетов по учету  выявленных недостач и излишков товаров в ходе проведенной инвентаризации [13, c. 27-89].

 

 

 

 

Таблица 2.3. Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по выявленным недостачам и излишкам товаров

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д

К

1.

2.

3.

 

4.

5.

 

6.

 

 

 

7.

Выявление недостатка товаров

Выявлены излишки товаров

Списана недостача в пределах норм естественной убыли

Сумма недостачи отнесена за счет виновных лиц

Внесены деньги в кассу  виновным лицом в счет погашения  недостачи

Отнесена за счет виновного  лица разница между суммой, подлежащей взысканию и стоимостью недостающих  товаров по учетным (продажным) ценам

Учетные разницы в стоимости  недостающих товаров включены в  состав внереализационных доходов организации

94

41/2

44

73/2

 

50

 

 

73

 

98/4

41

91

41/2

41/2

 

73/2

 

 

98/4

 

91/1


Примечание. Источник: собственная  разработка автора

 

 

 

 

2.6. Учет расходов на реализацию

 

Расходы, производимые торговыми предприятиями  в процессе осуществления своей  деятельности дополнительно к оплате стоимости товаров, называются расходами на реализацию.

Счет 44 «Расходы на реализацию» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ и услуг.

Не относятся  к расходам на реализацию затраты  по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые в соответствии с  договорами покупателями сверх стоимости  товара. Указанные расходы включаются в расчетно-платежные документы  отдельными позициями и взыскиваются с покупателей продукции.

По дебету счета 44 «Расходы на реализацию» учитываются  суммы произведенных организацией расходов, связанных с реализацией  продукции, товаров, работ и услуг, в корреспонденции с соответствующими счетами. Эти суммы списываются  полностью или частично по дебету счета 90 «Реализация» и кредиту счета 44 «Расходы на реализацию». При частичной  оплате подлежат распределению расходы  на упаковку и транспортировку наемным  транспортом (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих  показателей).

Все остальные  расходы, связанные с реализацией  товаров, продукции, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг.

Счет 44 «Расходы на реализацию» корреспондирует: 

По дебету с кредитом счетов

По кредиту с дебетом счетов

02

Амортизация основных средств

10

Материалы

04

Нематериальные активы

11

Животные на выращивании и откорме

05

Амортизация нематериальных активов

15

Заготовление и приобретение

10

Материалы

 

материальных ценностей

16

Отклонение в стоимости 

45

Товары отгруженные 

 

материальных ценностей

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

18

Налог на добавленную стоимость

 

по приобретенным товарам, работам, услугам 

73

Расчеты с персоналом по прочим операциям

23

Вспомогательные производства

76

Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами

29

Обслуживающие производства и

 

хозяйства

79

Внутрихозяйственные расчеты

41

Товары 

90

Реализация

42

Торговая наценка

91

Операционные доходы и расходы

43

Готовая продукция

92

Внереализационные доходы и расходы

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

94

Недостачи и потери от порчи ценностей

68

Расчеты по налогам и сборам

   

69

Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению

   

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

   

71

Расчеты с подотчетными лицами

   

73

Расчеты с персоналом по прочим операциям

   

76

Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами

   

79

Внутрихозяйственные расчеты

   

92

Внереализационные доходы и расходы

   

94

Недостачи и потери от порчи ценностей

   

96

Резервы предстоящих расходов

   

97

Расходы будущих периодов

   

Информация о работе Теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле