Теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Торговля - особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Необходимо отметить, что в настоящее время торговой деятельностью занимаются большая часть предприятий. Это треть всех предприятий страны. Таким образом, розничная торговля - это продажа товаров конечным потребителям, и при этом не с целью ее дальнейшей перепродажи или использования в рамках предпринимательской деятельности физических лиц из числа индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Файлы: 1 файл

теор часть.docx

— 84.15 Кб (Скачать файл)

Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (Приложение Д) применяется для учета движения товарно-материальных ценностей внутри организации (между структурными подразделениям или материально ответственными лицами).

Накладная составляется в двух экземплярах  материально ответственным лицом, сдающего товарно-материальные ценности со склада в торговый зал. Первый экземпляр служит сдающему основанием для списания товарно-материальных ценностей со склада, а второй экземпляр - принимающему материально - ответственному лицу торгового зала для оприходования товароматериальных ценностей и лекарственных средств. Заполненный документ подписывается материально ответственными лицами сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения товароматериальных ценностей.

Товарная  накладная (ТН-2) (Приложение Е) в ОАО «Знамя индустриализации» выступает как приходным, так и расходным товарным документом.

Акт о  порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (Приложение Ж) применяется для оформления возникающего по тем или иным причинам повреждения товарно-материальных ценностей.

Акт составляется в трех экземплярах и подписывается  членами комиссии с участием представителя  администрации организации, материально  ответственного лица или, при необходимости, представителя санитарного надзора. Акт утверждается руководителем  организации. Первый экземпляр акта направляется в бухгалтерию и  является основанием для списания с  материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица.

Для складского учета товаров в ОАО «Знамя индустриализации» используются:

- карточка  складского учета (Приложение З)

  • журнал учета товаров на складе;
  • товарный отчет (Приложение И).

В учете товаров в ОАО «Знамя индустриализации» используются расчетные документы, такие, как платежное требование, платежное поручение, счет, счет-фактура и др. [17, c. 45-101].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Отчётность материально-ответственных  лиц предприятия

 

Получение и реализация товара на исследуемом  предприятии отражается в товарном отчете, оформляющем результаты за один или за несколько дней работы, который является основанием для  ведения бухгалтерских записей. Материально-ответственные лица должны составлять отчетность о наличии  и движении товаров в сроки  от одного до десяти дней. Эти сроки  устанавливаются руководителем  и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы.

Товарные  отчеты составляются  в тех ценах, в которых они отражают товары. То есть если учет ведут в покупных ценах, то в них же должны быть и  товарные отчеты (аналогично и в  случае применения продажных цен).

При использовании  в учете продажной цены товаров  стоимость списанных реализованных  товаров по товарному отчету должна быть равна сумме полученной выручки, которая отражена в кассовой книге, что упрощает учет и контроль за движением товаров. В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет. В приходной части товарного отчета фиксируются в стоимостном выражении остаток товаров (на дату составления предыдущего товарного отчета) и поступление товаров и тары по сопроводительным документам. Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно. Здесь же, в приходной части, рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период. Каждому расходному документу отводится отдельная строка.

Материально ответственные лица составляют товарные отчеты в двух экземплярах. Первый экземпляр  отчета вместе с документами, подтверждающими  поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально  ответственного лица. Все приходные  и расходные документы, на основании  которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом  порядке.

Нумеруются  товарные отчеты последовательно с  начала и до конца года с первого  номера. Товарные отчеты материально  ответственных лиц, приступивших к  работе в течение года, нумеруются с начала их работы. В тексте и  цифровых данных товарных отчетов неоговоренные  исправления и подчистки не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются  одной чертой, затем надписывается  правильный текст или цифровые данные. Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждено подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием  даты исправления. Если дата проведения инвентаризации в торговой организации  не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: один - с начала установленного периода  до начала инвентаризации, второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного  отчета. В товарный отчет, составленный после инвентаризации, остатки товаров  записываются из «Инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей» (Приложение К).

Товарные  отчеты могут содержать сведения об остатках, приходе и расходе  товаров не только в стоимостном, но и количественном выражении. Кроме  того, остатки, приход и расход могут  указываться не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.

В приходной  части товарно-кассового отчета отражаются остаток товаров на начало отчетного периода и поступление товаров по датам в хронологическом порядке. При этом указываются наименование поставщика, номер и дата сопроводительного документа, сумма поступившего товара по каждому поставщику. В расходной части товарно-кассового отчета отражается сумма выручки по кассе за каждый день отчетного периода в целом по предприятию в хронологическом порядке и суммируется расход (сумма выручки) по организации. Затем рассчитывается остаток товаров на дату составления товарно-кассового отчета.

Сведения  из товарных отчетов в течение  месяца группируются в накопительную  ведомость. Данные из накопительной  ведомости сверяются с соответствующими регистрами по счетам 50 «Касса», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  и др. [8, c. 213-256].

 

2.4. Синтетический учет наличия и движения, учет операций по поступлению и реализации товаров на примере ОАО «Знамя индустриализации»

 

В соответствии с планом счетов и  инструкцией по его применению счет 41 «Товары» предназначен для обобщения  информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных  в качестве товара для продажи. Этот счет используется снабженческими сбытовыми, торговыми предприятиями.

Оборот по дебету этого счета  показал общую стоимость товаров, поступивших на торговое предприятие, оборот по кредиту – выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает  остаток  товаров на конец отчетного периода. Учет поступивших товаров в розничной  торговле ведется с учетом НДС.

Учет товаров, принятых на ответственное  хранение, на комиссию ведется на забалансовых отчетах.

Фактическая себестоимость товаров  складывается из всех затрат по их покупке. К ним относятся:

      1. Сумма, уплаченная в соответствии с договором, продавцу;
    1. Сумма, уплаченная за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретением товаров.

При учете товаров по продажным (розничным) ценам надбавка при скидке должна быть выделена из цены и отражена на счете 42 «Торговая наценка». Торговая наценка покрывает расходы  торгового  предприятия, а превышение суммы  наценки над расходами обеспечивает прибыль в торговле.

В бухгалтерском балансе по статье «Товары» необходимо указать стоимость товаров, уменьшенную на сумму наценки, отражаемую по счету 42 «Торговая наценка».

В ценах ограничения уровня цен  величина торговой наценки не может  быть произвольной – она регулируется рядом законодательных документов.  К счету 41 «Товары» открыты следующие субсчета:

    1. 41/1 «Товары на складах». Здесь учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах.
    2. 41/2 «Товары в розничной торговле». Здесь учитывают наличие и движение товаров в организациях розничной торговли. На этом же субсчете  учитывают наличие и движение стеклянной посуды.
    3. 41/3 «Тара под товаром и положения». Здесь учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней.

По  кредиту счета 60 отражается стоимость  фактически поступивших товаров  согласно расчетным документам поставщика в корреспонденции со счетом 41 «Товары».

По дебету счета 60 отражаются суммы, оплаченные поставщикам в погашение  обязательств, в корреспонденции  со счетами учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 50 «Касса»).

             Если условиями договора предусмотрена  предварительная оплата (полная  или частичная), то эти суммы  также отражаются на счете  60, но учитываются обособленно.  Для учета авансовых платежей  к счету 60 может быть открыт  отдельный субсчет, например «Авансы  выданные».

По счету 60 необходимо организовать ведение аналитического учета по каждому расчетному документу, предъявленному поставщиком. Структура аналитического учета должна позволять получать данные о состоянии расчетов по каждому  поставщику, о не оплаченных в срок расчетных документах, об авансах  выданных и сроках возникновения  задолженности.

Сальдо по кредиту счета 60 показывает, что покупатель имеет задолженность  перед поставщиком за поставленные ему, но не оплаченные товары.

             В свою очередь, сальдо по  дебету счета 60 свидетельствует  о суммах выданных покупателем  авансов (предварительных оплатах)  и задолженности поставщиков  за непоставленные товары.

              Принимая к бухгалтерскому учету  приобретаемые по договору поставки  товары, необходимо учитывать, в  какой именно момент право  собственности на них переходит  к покупателю. В таблице 2.1. представлена корреспонденция счетов по поступлению товаров

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д

К

1.

2.

3.

 

4.

5.

6.

7.

Оприходованы приобретенные товары

Отражен НДС по приобретенным  товарам

Отражена торговая наценка  по оприходованным товарам

Оплачены приобретенные  товары

Принят к вычету НДС  по приобретенным товарам

Отражена выручка от продаж

Отражен финансовый результат  от продажи товаров 

- прибыль

- убыток

41/2

18

41/2

 

60

68

90/1

 

90/9

99

60

60

42

 

51(50)

18

41/2

 

99

90/9





Таблица 2.1. корреспонденция счетов по поступлению товаров 

Примечание. Источник: собственная  разработка автора

Законодательством Республики Беларусь установлено, что предприятия, осуществляющие продажу товаров за наличный расчет, обязаны применять контрольно-кассовую технику. Это требование в полной мере относится к организациям розничной торговли.

На основании отчета кассира  на сумму выручки от продажи товаров  составляется запись:

Д 50 «Касса»

К 901 «Продажи» субсчет 1 «Выручка».

По итогам месяца организация списывает  стоимость реализованных товаров  с кредита счета 41/2 в дебет  счета 90/2 себестоимость продаж.

В таблице 2.2. отражена корреспонденция  счетов по выбытию товаров.

Таблица 2.2. Корреспонденция счетов по выбытию товаров

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д

К

1.

 

2.

3.

 

4.

 

5.

6.

7.

Отражено поступление денежных средств  в оплату реализованных товаров

Списана учетная стоимость  реализационных товаров

Сторнированы торговые скидки относящиеся к проданным товарам

Начислен НДС на сумму  стоимости реализованных товаров (по ценам реализации)

Списаны расходы на продажу

Отражена выручка от реализации товаров (в кредит)

Списан убыток от реализации товаров 

50

 

90

90

 

90

 

90

62

99

90

 

41/2

42

 

68

 

44

90

90

8.

Отражена прибыль от реализации товаров

90

99

Информация о работе Теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле