Учет, аудит и анализ материально - производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является то, что на основе действующих законодательно-нормативных актов, рассмотрены учет, контроль и анализ производственных запасов предприятия, а также разработаны пути улучшения ведения их учета. Производственные запасы (это часть оборотных активов предприятия, а следовательно зачастую являются составной частью имущества предприятия.
Объектом исследования данной работы послужило частное предприятие ООО «Турмалин». Предметом исследования является хозяйственная деятельность данного предприятия.
Исходя из поставленных целей, необходимо рассмотреть следующие задачи:
- обзор организации учета материально- производственных запасов;
-анализ обеспеченности предприятия материально- производственными ресурсами;
-оценка и эффективности использования материально- производственных запасов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 7
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета МПЗ 7
1.2 Первичная документация учета МПЗ 8
1.3. Понятие, классификация и оценка МПЗ 15
1.4 Складской учет и его взаимосвязь с данными 20
бухгалтерского учета. 20
1.5. Организация синтетического и аналитического учета МПЗ 30
1.6. Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии 37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО- 41
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 41
2.1 Анализ обеспеченности предприятия материально-производственными запасами 41
2.2 Анализ эффективности использования материально-производственных запасов 44
2.3 Аудит материально - производственных запасов 47
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТУРМАЛИН» 56
3.1. Организация бухгалтерского учета на ООО «Турмалин» 56
3.2. Проведение аудита на ООО «Турмалин» 62
3.3 Анализ материально-производственных запасов ООО «Турмалин» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 80

Файлы: 1 файл

дипломная работа_ таня рудченко.docx

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе  «Другие данные».

Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. 

После приемки ценностей  акты с приложением документов поступают  в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой- отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

Лимитно-заборная карта форма № М-8 (см. приложение 3) применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а так же для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется.

Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.

Изменение лимита производится теми же лицами, которыми предоставлено  право его установления.

Отпуск материальных ценностей  производится с тех складов, которые  обозначены в лимитно-заборной карте. Кладовщик отмечает в лимитно-заборной карте дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по каждому номенклатурному номеру материалов. Сдача складом лимитно-заборных карт в бухгалтерию производится после использования лимита.

Требование-накладная форма  № М-11(см. приложение 4) применяется для учета движения материальных ценностей внутри между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Накладную в двух экземплярах  составляет материально ответственное  лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр  служит сдающему склад основанием для  списания ценностей, а второй -принимающему складу для оприходования ценностей.

Этими же накладными оформляются  операции по сдаче на склад или  в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они были получены по требованию, а  также сдача отходов от брака.

Накладную подписывает материально-ответственные  лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Накладная на отпуск материалов на сторону форма № М-15 применяется  для учета отпуска материальных ценностей цехам своей организации, или сторонними организациям на основании  договоров и других документов. (см. приложение 5)

Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих  документов и предъявления получателем  доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.

Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска  материалов, второй-получателю материалов.

Карточка учета материалов (форма № М-17) (см. приложение 6) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Постановлением Госкомстата  России от 28.11.1997 года № 78 утверждена форма  № 1-т «Товарно-транспортная накладная» которая предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Товарно-транспортная накладная  состоит из двух разделов: 1)товарного, определяющего взаимоотношения  грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей  и оприходовании их у грузополучателей; 2) транспортного, определяющего взаимоотношения  грузоотправителей-заказчиков автотранспорта с организациями- владельцами автотранспорта, выполнившим перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы    и    расчетов        грузоотправителей    или    грузополучателей    с организациями- владельцами автотранспорта за оказанные   им услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная  на перевозку грузов автомобильным  транспортом составляется  для  каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

Товарно-транспортная накладная  выписывается в четырех экземплярах: первый,  остается   на предприятии  и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;

второй, третий и четвертый  экземпляры, заверенные подписями и  печатями (штампами) и подписью водителя, вручается водителю;

второй- сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику- заказчику автотранспорта, а четвертый-прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

 

 

1.3. Понятие, классификация  и  оценка МПЗ

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете  информации о материально-производственных запасах организации установлены  Положением по бухгалтерскому учету  «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ5/01)

В ПБУ 5/01 указано, что к  бухгалтерскому учету в качестве материально- производственных запасов  принимаются активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве 
    продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания 
    услуг);
  • предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

Поскольку под активами в  бухгалтерском учете понимаются денежное и неденежное имущество предприятий и организаций, т.е. имущество, находящееся у них в собственности, то соответственно МПЗ есть ничто иное, как определенная часть имущества.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что материально-производственные запасы- это часть имущества организаций, принадлежащая ей на праве собственности, выступающая в качестве оборотных активов, к которым относятся:

  • сырье и материалы (включая вспомогательные материалы);
  • полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;
  • топливо;
  • тара и тарные материалы;

-запасные части;

-инвентарь и хозяйственные  принадлежности со сроком полезного  использования менее 12 месяцев-  предметы (средства) труда, полностью  (за один производственный цикл  или в течении менее 12 месяцев) переносящие свою стоимость на созданную при их участии готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);

  • прочие материалы;
  • готовая продукция;
  • товары.

К материалам относятся материально- производственные запасы, используемые при выполнении работ.

К вспомогательным материалам, относятся те, которые содействуют  строительному процессу(дерево, резина, кирпич, металл)

Инвентарь принадлежности- средства труда, которые включаются в состав средств в обороте, относящиеся к общехозяйственным, или общепроизводственным расходам.(столы, стулья, стеллажи, шкафы и т.д.)

Специальная одежда- средства индивидуальной защиты работников выполняющих вредные, опасные и грязные виды работ, а также осуществляющих работы в особых температурных условиях. Эти средства предназначенные для защиты работника от повреждений и от воздействия вредных веществ.

Учет движения и наличия  инвентаря и спецодежды осуществляется, в соответствии с Планом счетов, на субсчете 10/9 за исключением спецодежды, специального оборудования и специальных  инструментов на складе. Для учета  указанного имущества используется субсчет 10/10 «Специальная одежда на складе», предназначенный для учета поступления, наличия и движения специальной  одежды, находящейся на складах организации  или в иных местах хранения, и  субсчет 10/11 «Специальная одежда в эксплуатации», на котором учитывается поступление  и наличие специальной одежды в эксплуатацию.

К топливу относятся следующие  виды материально- производственных запасов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических  нужд производства, выработки энергии  и отопления:

  • нефтепродукты ( дизельное топливо, керосин, бензин и др.);
  • смазочные материалы(солидол, масло техническое);
  • газообразное топливо(газ).

Все виды топлива учитываются  на субсчете 10/3 «Топливо»

Тара и тарные материалы- это вид материально- производственных запасов используемый для упаковки, транспортировки, фасовки, хранения, сохранности, сбережения товаров и готовой продукции.

На субсчете 10/4 «Тара и  тарные материалы» учитывается наличие  и движение всех видов тары а также  материалов и деталей, предназначенных  для изготовления тары и её ремонта  ( контейнера, ящики, мешки и др.)

Материально- производственные запасы, приобретенные или изготовленные  для нужд основной деятельности и  предназначенные для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств  и т.п., относятся к запасным частям. В соответствии с Планом счетов к  запасным частям также относятся  фонд оборудования двигателей, узлов, создаваемый в ремонтных подразделениях.

Учет запасных частей на осуществляется на субсчете 10/5 «Запасные части»

В ПБУ 5/01 определено, что  товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для  продажи, поэтому для квалификации приобретенных МПЗ в качестве товаров необходимо четко определять не конечный результат, а отсутствие переработки.

Указанные классификации  используют для построения синтетического и аналитического учета, а также  составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе  сырья и материалов в производственно  эксплутационной деятельности. Материалов на предприятии используется десятки наименований, поэтому такая классификация им необходима, для ведения достоверного и детального учета поступивших материалов.

Материалы принимаются к  бухгалтерскому учету по фактической  себестоимости, которая исчисляется  в зависимости от способа приобретения данного имущества.

В основном, материалы поступают  от поставщиков. При приобретении материалов за плату у других организаций  их фактическая себестоимость складывается из всех затрат на приобретение, за исключением  налога на добавленную стоимость  и иных возмещаемых налогов.

Фактические затраты включают: 

- суммы уплаченные поставщикам в соответствии с договором;

  • суммы,    уплачиваемые   другим    организациям   за   информационно- консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;
  • таможенные   пошлины   и   иные   платежи,   не   возмещенные   налоги уплачиваемые в связи с поступлением каждой единицы запасов (налог с продаж);

- вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;

- затраты по заготовлению и доставке материально- производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию грузов;

- иные затраты на приобретение материально- производственных запасов.

Не включаются в фактические  затраты на приобретение материальных ценностей общехозяйственные и  иные аналогичные расходы, кроме  случаев, когда они непосредственно  связаны с приобретением материалов.

При заготовлении различных  видов материалов собственными силами фактическая себестоимость определяется в сумме фактических затрат на производство соответствующего вида продукции  согласно действующему порядку формирования себестоимости.

Фактическая себестоимость  материалов, внесенных в счет вклада в уставной капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной учредителями. Если затраты  по доставке берет себя принимающая  сторона, фактическая себестоимость  материалов увеличивается на стоимость  произведенных расходов.

Фактическая себестоимость  материалов, полученная безвозмездно, а также остающихся от выбытия  основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей  стоимости на дату принятия бухгалтерского учета. 

Информация о работе Учет, аудит и анализ материально - производственных запасов